Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Регулярные обзоры:

Новая публикация

  • [15.08.2008] Ближайшие фантастические кинопремьеры: "Зеркала", "Звёздные войны: Война Клонов", "Вавилон нашей эры", "Пришелец", "Слепота" и другие.
  • [15.08.2008] Вышли на экраны: "Хроники мутантов", "Мумия: Гробница Императора Драконов", "Секретные материалы 2: Я хочу верить", "Тёмный рыцарь" и другие.

     

  • Фантастические фильмы 2007 года. Итоговый список
  • Фантастические фильмы 2006 года. Итоговый список
  • Фантастические фильмы 2005 года. Итоговый список
  • Фантастические фильмы 2004 года. Итоговый список
  • Фантастические фильмы 2003 года. Итоговый список

     

  • [17.06.2004] "Фантастика в кино: 1930-1939" - список наиболее значительных фантастических фильмов, вышедших в 1930-1939 годах.
  • Дежа вю / Déjà Vu (2006)

    Фильм, который выстоял
    под ураганом

    Допремьерная история
    "Дежа вю" Тони Скотта

    ...Вовсе не каждый фильм Тони Скотта становится шедевром. Коммерческий гений Голливуда Джерри Брукхаймер тоже знал провалы. Занятые в фильме актёры не водят за собой толпы апологетически настроенных фанатов. Почему в таком случае у меня такие большие надежды на «Дежа-вю»? Надежды, уточню, не на грандиозные прибыли, который он принесёт продюсерам, а на то, что фильм понравится мне как зрителю?

    Ответ прост и сложен. Я люблю парадоксы. Неразрешимые вопросы. Я уважаю писателей и кинематографистов, которые не боятся ставить своих героев перед самым сложным выбором – выбором между двумя вариантами развития событий: очень плохим и совсем плохим. И чтобы от этого выбора нельзя было уклониться... [ Дальше - больше ]

     

    р
    е
    к
    л
    а
    м
    а

    Свежие рецензии

    Помутнение / A Scanner Darkly (2006)Я против меня

    ...Поначалу мне было не вполне понятно, зачем Линклэйтер превратил игровой фильм в анимацию (аргумент "просто захотелось" приемлемым не считаю, нужны художественные основания), но затем стало совершенно очевидно, что такое решение было мудрым и естественным. Ключевой образ - "костюмы-калейдоскопы". Их можно было бы снять именно такими и в "игровом" фильме, но эффект это дало бы сокрушительный. Подозреваю, что на третьей минуте присутствия этого спецэффекта на экране в зрительном зале просто началась бы паника. Вынести длительное созерцание персонажа с четырьмя-пятью лицами одновременно можно только в анимации, да и то эффект гипнотический. Линклэйтер не просто сумел с этим справиться, но даже гениально это использовал - среди непрерывно возникающих и исчезающих лиц, за сменой которых завороженно следит зритель, постоянно появляются посказки - как впоследствии оправдывающиеся, так и обманки... [ Дальше - больше ]

     

    Гадкие лебеди (2006)Ключ, нож и зеркало

    ...При всей подчёркнутой реалистичности фильма, Гильермо Дель Торо удалось (в том числе и благодаря тщательности и продуманности символических связок и рифмовок) не развалить фильм на "волшебную" и "реальную" части - он смотрится как единое целое, и это я считаю одним из наиболее важных его достижений. Видно, чем пришлось поступиться - даже реалистические кадры выглядят визуально пригламуренными, хотя временами они вызывающе натуралистичны и безжалостны. С другой стороны, Дель Торо придаёт сказочному пространству многие свойства реального мира - там есть и грязь, и бессмысленная жестокость, и настоящее отчаяние. Следует отдать режиссёру должное и в том, что он ни разу не дал слабины и обошёлся совершенно без сентиментальности и других разменных трюков попсового кино, и это, вкупе с остальными достоинствами, абсолютно гарантирует "Лабиринт" от большого кассового успеха... [ Дальше - больше ]

     

    Гадкие лебеди (2006)Негадкие лебеди

    ...Даже схематичное изложение сюжета вполне даёт представление о том, чем и как этот фильм мог бы быть хорош - проблема выражена, материал драматичен, местами даже слегка боевиковат, но не слишком. На такой основе можно и нужно делать серьёзное и интересное кино.

    Увы. Два часа экранного времени зритель в основном слушает публицистические диалоги. Редкие сцены, в которых герои могут проявится как личности, надёжно заполированы демонстративно правильными или столь же демонстративно неправильными тезисами - социально-философскими или этическими. Лопушанский превратил фильм не то в проповедь, не то в трактат. Ситуации, в которые попадают персонажи, по большей части иллюстрируют или раскрывают их жизненные позиции, но ни в малейшей степени не развивают никакие идеи - мысль в этом фильме статична, а потому, даже будучи правильной (местами до банальности), скучна... [ Дальше - больше ]

    Тод Броунинг

    Все мы вышли из гроба Дракулы

    Создатели и история первого фильма ужасов

    ...Если не случается дождя, то земля над крышкой гроба остается достаточно рыхлой и хорошо пропускает воздух. На случай дождя в гробу предусмотрена скрытая вентиляция - что бы ни случилось, шоу должно продолжаться. В тайничке в крышке гроба лежат леденцы и фляжка с водой.

    Двое суток добровольной смерти. Личный рекорд.

    Тод Броунинг - "живой труп". Приходите смотреть, приводите родных - только в нашем бродячем цирке!

     

    Благополучные родители назвали его Чарлзом. Полное имя - Чарлз Альберт Броунинг-младший. От их провинциального благополучия он сбежал в шестнадцать лет, влюбившись в танцовщицу из бродячего цирка, и цирк надолго стал его домом.

    Он взял новое имя - Тод, похожее на немецкое слово Tod - смерть. Во всяком случае, короче, чем Чарлз Альберт-младший... [ Дальше - больше ]

     

    Франкенштейн (1931)Отягощенные Злом
    История темы "Франкенштейна"
    в кинематографе XX века

    ...Итог работы Пирса был впечатляющ, но буквально сокрушителен. Грим и костюм весили вместе около 24 килограммов. Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа. А обеденный перерыв? Нечего было и думать отправлять актера в таком виде в столовую: во-первых, не дойдет, во-вторых, образ до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу все-таки приходилось днем передвигаться по территории студии, на голову ему надевали наволочку. А обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку. Кроме того, фильм снимали в наглухо закрытом павильоне, под палящими прожекторами, летом, в самую яростную жару.

    Как цинично заметил Лаэмль, "в глазах Карлоффа виделось именно то, что было нам нужно: подлинное страдание"... [ Дальше - больше ]

    Звездные войныЗвездный мир

    Писать о кинофантастике и обходить молчанием "Звездные войны" - это, мягко говоря, странно. Меня уже несколько раз спрашивали, почему это у меня нет рецензии на главный фантастический киноцикл всех времен. Выражали недоумение. Упрек высказывали. Или просто глазами сверкали - грозно.

    Я ничего не отвечал. Я думал.

    И подумать было о чем. Творение Джорджа Лукаса (речь идет о всей саге в целом, в том числе о фильмах, которые режиссировал не он) постоянно приводило меня в состояние критического недоумения. Состояние это было мне категорически неприятно. Это был вызов, на который я не мог ответить.

    Нет, поначалу, конечно (в конце 80-х), я просто зрительствовал вовсю, и никакого недоумения не возникало: все три серии классической трилогии смотрелись и воспринимались легко и никакого неудобства не вызывали. Затруднения начались, когда я напялил шляпу "критика" и попытался заняться анализом.

    Все рассыпалось просто в руках.

    "Звездные войны" во многих отношениях критики не выдерживали. Даже хваленые спецэффекты и операторская работа в первой трилогии не могут после "Атаки клонов" восприниматься современным зрителем всерьез. А что уж говорить о других традиционных составляющих - режиссуре, актерах, сценарии, монтаже?.. [ Дальше - больше ]

    Я, робот / I, Robot (2004)Что может быть проще рабства

    Широко распространено мнение, что чем меньше человек двигается, тем меньше вреда он может себе (и другим) причинить. Соответственно, если человека лишить всех степеней свободы, то жизнь его станет совершенно безвредна. Тезис этот очень внятно проиллюстрировал Герберт Франке в маленьком романе "Клетка для орхидей".

    Легко заметить, что такой подход идеально сочетается с Первым Законом Роботехники. И что должен делать оборудованный этим законом позитронный мозг, обнаружив, что человек постоянно движется, тем самым неся потенциальную опасность себе и окружающим? Правильно: держать и не пущать.

    К сожалению, Второй Закон требует от робота подчинения человеку. То есть, если человек скажет что-нибудь вроде "не распускай свои манипуляторы, консерва тупая", то манипуляторы все-таки придется убрать. Зато их всегда можно распустить опять, если опекуемый снова попытается начать движение... [ Дальше - больше ]

    Все материалы раздела:

    Рекомендую

    Hellboy (Two-Disc Special Edition)"Hellboy" (Two-Disc Special Edition)

    Уверен - каждый, кто видел "Хребет дьявола" Гильермо дель Торо, новые фильмы этого режиссера будет ждать с жадностью и надеждой. Пускай дель Торо разменивает недюжинный талант на коммерческие поделки, но его рука - рука настоящего художника, и себе он не изменяет.

    Нонконформистский комикс Майка Миньолы - это, как говорил в интервью дель Торо, его давняя любовь, и предложение взяться за экранизацию этого комикса он принял с энтузиазмом (ради этого проекта он даже отказался от постановки третьего "Гарри Поттера"). И фильм он сделал богатый и зрелищный, все свои силы обратив на стилистику и атмосферу.

    Двухдисковое DVD-издание фильма впервые в истории таких выпусков содержит не только документальные материалы, скетчи, комментарии режиссера, актеров и автора комиксов, но и сами "исходники" - восемь комиксов Майка Миньолы "Hellboy". На втором диске главное место занимает более чем двухчасовой документальный "фильм о фильме", здесь же помещены удаленные сцены, трейлеры, постер и прочие фэнские радости.

     


    Заказать `Голод` на оЗоне"Голод"

    • Режиссер: Тони Скотт
    • В ролях: Катрин Денев, Дэвид Боуи, Сьюзан Сарандон

     

    Катрин Денев - поистине вечная женщина, и роль древнейшей из бессмертных - это как раз для нее. Она настолько хороша в роли Мириам, что теперь мне кажется - Уитли Стрибер именно с нее писал героиню своего знаменитого романа. Дэвид Боуи в этом фильме глубок и удивителен, Сьюзан Сарандон - хороша, постановка - роскошна и чувственна. Финал, правда, сценаристы решили изменить - зачем бы? В романе финал более обоснован, мне кажется, хотя и менее эффектен... И процесс соблазнения Сары в фильме как-то скомкан - впрочем, остается только удивляться, как Тони Скотт справился с переносом на экран тончайшей игры смыслами жестов и взглядов, магии иллюзии и звука.

    Я в восхищении, господа и дамы.

    Любители деталей могут отметить появление совсем еще молодого Уиллема Дэфо в двухсекундной роли уличного хулигана. Только один крупный план.

     


    Заказать `Что скрывает ложь` на оЗоне"Что скрывает ложь"

    • Режиссер: Роберт Земекис
    • В ролях: Мишель Пфайффер, Харрисон Форд

     

    Я не устаю восхищаться Мишель Пфайффер. Ее актерский диапазон безграничен. Она может все. Лакированная девочка в "Человеке со шрамом". Кошка в "Бэтмен возвращается". Многодетная мать-одиночка в "Иствикских ведьмах". Просто одиночка в "Текиловом рассвете" - и, по совместительству, центр всей картины. А как она сыграла финал "Волка"!..

    Я долго откладывал "Что скрывает ложь" - даже несмотря на то, что каждый фильм Земекиса я смотрю с жадностью. Почему откладывал? Мстилась мне Рене Руссо в роли стандартной актриски для фильмов ужасов из "Достать коротышку": "Зато вопила ты отлично" - "Да, это от бога". Почему-то я опасался, что в триллере и Пфайффер тоже придется играть "голосом" - у нее это "не от бога", она лучше говорит, чем вопит.

    Ошибся. "Что скрывает ложь" - это ее фильм, целиком, на все сто. Нет ни единого эпизода, в котором не было бы Пфайффер. Харрисон Форд свободно гуляет по сюжету, покорно возникает, когда он нужен и покорно же исчезает, когда Пфайффер нужно работать. Он здесь не звезда, он, скорее, на подхвате.

    Но как работает Мишель! И как работал оператор! А какая режиссерская работа! Фильм не получился великим только из-за психологической локальности - нет в нем выхода в какие-то философские или эстетические высоты, а психологический конфликт вырождается в банальненький фрейдизм. Итого - десятка минус два балла. Но во всем остальном - шедевр.

    И еще один балл - в копилку Пфайффер. Она меня снова не подвела. Хотя ей пришлось-таки вопить...


    Заказать `Изгоняющего дьявола` в RusHall"Изгоняющий дьявола"

    • Режиссер: Уильям Фридкин
    • В ролях: Эллен Бернстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Джейсон Миллер

     

    Стивен Кинг как-то очень сухо пишет о том, почему "Изгоняющий дьявола" почти мгновенно стал классикой. В 1973 году, по его мнению, еще очень свежи были воспоминания о годе 1968-м, когда добропорядочные американские граждане перестали вдруг узнавать себя в своих детях. Хиппи, антивоенные демонстрации, длинные волосы, наркотики... И жуткий новый жаргон, развязный и непристойный. Поневоле тут задумаешься - а не одержим ли твой ребенок дьяволом...

    Сейчас этот фильм смотрится, конечно, совсем иначе. Недаром в новую версию вошли жесткие эпизоды, отвергнутые в 1973 году, когда даже дьяволу было позволено далеко не все. Сейчас Ад стал привычным и ушел на второй план, а человек и его внутренний Ад вышли на первый. Отец Дэмиен Каррас - вот та причина, ради которой дьявол тогда явился в мир, и за прошедшие десятилетия его кризис веры не стал менее мучительным. Вот та причина, которая призвала на экран Изгоняющего - человека, который силой своей веры укрепляет веру в других...

    Но кризис веры - это удел не только верующих в Бога. В конце концов, мало ли во что мы все верим?..


    Заказать `Коммандос` на оЗоне"Коммандос"

    • Режиссер: Марк Л. Лестер
    • В ролях: Арнольд Шварценеггер, Рэй Дон Чонг, Джеймс Олсон

     

    "Коммандо" - прекрасный пример фильма, который с одинаковой жадностью смотрят абсолютно все: и упертые эстеты, и принципиальные пожиратели хот-догов. Интеллектуальной загрузки - ноль, несложных приколов - в ассортименте, драйв - беспощадный, герой - Шварценеггер. Рецепт - проще омлета. А повторить его с тем же успехом вот уже черт знает сколько времени никому не удается...

    Вот уж воистину - снимали дешевый боевик-однодневку, а сняли классику. Та же история, что и с "Касабланкой". Или с "Горцем". Кто-то пыжится, топырит пальцы, ставит камеру "на попа", а актеров на уши - и не получается классика, хоть тресни. А Марк Лестер снял шаблонную приключенческую кинишку, которую пятнадцать лет смотрят, и будут смотреть и пересматривать, пока последняя копия не изотрется в дым...

    Но мы с вами этого времени уже не увидим.


    Айболит-66 на оЗоне"Айболит-66"

    • Режиссер: Ролан Быков
    • В ролях: Олег Ефремов, Ролан Быков, Фрунзик Мкртчян

    Это гениальное детское кино. Я смотрел его в детстве - и хохотал. А недавно пересмотрел его снова, и понял, что это гениальное взрослое кино. Я смотрел его - и плакал... Вечная Вам память, Ролан Анатольевич...


    Другие рекомендации

    Русская фантастика и фантастика в Сети