Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Что может быть веселее приключений

© Сергей Бережной, 2002

"Галактическое приключение" ("В поисках галактики")

"Galaxy Quest", 1999

  • Режиссер: Дин Паризо
  • В ролях: Тим Аллен, Алан Рикман, Сигурни Уивер, Тони Шелхауб и другие.

 

 

Галактическое приключение / В поисках галактики1.

          Александр Дэйн: Ты должен понять его мотивы, осознать, чего он хочет.

          Джейсон Несмит: Какие там мотивы, он же каменный! У него нет никаких мотивов!

          Александр Дэйн: Вот в чем твоя главная беда, Джейсон: ты никогда даже и не пытался учиться актерскому мастерству!

 

 

Начнем с названия. "В поисках Галактики" - это вариант безнадежно неудачный. Мало того, что он не имеет ничего общего с сюжетом фильма, так он еще не подразумевает прямой отсылки к "Звездному пути".

А между тем, если "Star Trek" - "Звездный путь", то "Galaxy Quest" - это что? Перевод должен звучать отчетливо инфантильно. C "Galaxy" все ясно, главная сложность - это, конечно, "quest". Поход? Подвиг? Поиск? В общем, что-то безумно героическое, с преодолением препятствий и массой приключений. В нашей культуре есть эквивалент понятия "квест" (двенадцать квестов Геракла, русские народные квесты типа "иди туда, не знаю куда" и т.д.), но нет соотвествующего национального термина.

Да и фиг с ним. Пусть будет "Галактическое приключение". Кажется, звучит достаточно инфантильно.

Итак, группа актеров, репутацию которых создало (и в то же время загубило) участие в съемках сериала "Галактическое приключение", - вполне взрослые и зрелые люди, которые мучительно "застряли" каждый в своем персонаже. Сериал давно сошел с экранов, новых ролей его участникам не предлагают, но фэны продолжают боготворить команду звездолета "Протектор", а раз так - герои и актеры востребованы. И они ценят это - каждый по-своему.

Джейсон Несмит, он же командор Таггарт. Прототипом его послужила неразлучная пара - капитан "Энтерпрайза" Кирк и игравший его Уильям Шатнер. В сериале Шатнер оказался совершенно на месте, его герой не был особенно глубок и славился прежде всего способностью выпутываться из самой казалось бы безвыходной ситуации. У Несмита задачка была еще проще, чем у Шаттнера: он играл в откровенно детском сериале и его всегда спасало пионерское заклинание "Никогда не отступай, никогда не сдавайся!". И, конечно, сценаристы, которые всегда готовы были спасти его задницу от любых напастей. Поэтому этот раздолбай галактического масштаба никогда не видел смысла напрягаться и что-то менять в сложившемся порядке вещей. Его все устраивало.

Рыцарь Британской Империи сэр Александр Дэйн, он же доктор Лазарус. Уже само имя его - шпилька в бок Леонарда Нимоя, чей персонаж, Спок, геройски погиб в "Гневе Хана" и, аки Лазарь, вернулся к жизни в следующем фильме. Известно также, что Нимой многократно пытался отделаться от Спока - точно так же, как Конан Дойль от Шерлока Холмса. Александр Дэйн ненавидит прикипевший к нему поверхностный и банальный образ несгибаемого космического рыцаря, приверженца древних традиций, но отделаться от него не может, мечтает выраваться ("Я же был актером, я играл Ричарда Третьего!" - Алан Рикман действительно окончил Королевскую Академию драматических искусств) - но даже не пытается: характерно, что за весь фильм он не сделал ни одного движения, чтобы снять с головы уродливую "мутантскую" накладку, главный внешний признак его alter ego - он даже дома в ней ходит! Чем же доктор Лазарус держит Александра Дэйна? Уж точно не велеречивым пафосом...

Блондинка Гвен ДеМарко, она же лейтенант связи Тоуни Мэдисон, отлично понимает, что единственной ее задачей в сериале была демонстрация восхитительно обтянутого мундиром бюста. Несмотря на то, что Тоуни годами играла эту неизбежно унизительную роль, она все-таки сохранила всю силу воли и характер лейтенанта Эллен Рипли и весь талант Сигурни Уивер. Правда, в сериале ей никогда не удавалось проявить их...

Фред Квон, он же сержант-техник Чен. В этой команде неудачников он - самый неамбициозный. Таланта у него нет никакого, кроме умения сходу запоминать текст роли. Играет он "восточного человека", но прищуриваться в кадре успевает не всегда - ладно, для детского сериала сойдет. Впрочем, мироощущение своего героя он вполне воспринял: у него никогда не возникает желания как-то повлиять на события - пусть все идет, как идет, а он сделает все, что ему скажут. До сих пор ни одно его действие не принесло никому вреда. Не так ли? Соответственно, его ничуть не беспокоит, что он "сросся" со своим персонажем - ведь так и надо, верно?

И, наконец, Тони Уэббер, который в детстве сыграл мальчика-навигатора Трека Ларедо. Его карьера на экране закончилась, как только он повзрослел: улыбчивое лицо, известное каждому фэну, осталось только на его детских фотографиях. Теперь он взрослый бугай, ничем не выделяющийся среди прочих бесчисленных темнокожих актеров. Единственное, что связывает его с прошлым - лица других членов команды. Но полет закончен, "Протектор" никогда больше не взлетит, и с ощущением этого он и живет. И его все время преследует, как проклятие, фраза "Ларедо! Как ты вырос!" - да, блин, вырос, но стоило ли оно того?..

А потом происходит... нечто. Оказывается, созданный ими мир - созданный бездарно, тяп-ляп, мир нелогичный, придурковатый и инфантильный, - этот мир существует на самом деле.

И этот мир требует, чтобы его приняли всерьез.

Вы же знаете, как я устроен, говорит этот мир. Я создан по движениям ваших рук! Я создан по вашим заветам! Я повторяю пьяный бред ваших сценаристов - точно так же, как повторяли его вы. Но есть одно маленькое исключение. Я - жизнь. Раньше вы этого не понимали. Вы хотели избавиться от меня, как от обузы, не понимая, что это ничего не изменит, ни для вас, ни для остальных. Потому что на вас смотрели дети. А дети стали фэнами.

Вашими фэнами.

Александр Дэйн может снять свой набалдашник и никогда больше не произнести "Клянусь молотом Грабтара" - но доктор Лазарус не исчезнет. Джейсон Несмит может упиться до поросячьего визга - но командор Питер Куинси Таггарт не покинет капитанского мостика "Протектора". Они ожили, более того - они стали воспитателями целых поколений. Какая разница, кто воссоздал "Протектор" и Галактическую Федерацию - фермиане или фэны? И те, и другие шли путем, который указали вы.

И потом - признайтесь, вам же хорошо было в этом мире. Вы могли не относиться к нему серьезно - да сколько угодно, но это был, черт побери, ваш мир. Масскультный? Конечно. А что, мир, который вы называете "реальным", сотворен с большим художественным вкусом?

Не смешите мою бабушку.

 

 

2.

                В добрый путь! Мы смеяться не станем,

                А когда утомишься от ран -

                Приходи, мы еще раз обманем:

                Ты умеешь поверить в обман!

                 

                    Юлий Ким, "Театральный эпилог"

 

Да, о масскульте принято говорить с пренебрежением. Его даже творить принято с пренебрежением. И его принято с пренебрежением воспринимать. Сквозь марлечку. "Я это читаю/смотрю/слушаю, но в себя не пускаю".

Но у масскульта есть аудитория, которая не знает о том, что принято, а что нет. Это дети и это фэны. Они воспринимают написанное-увиденное-услышанное без фильтров. Как фермиане с Клатуны Белау. Они уверены, что все написанное-увиденное-услышанное напрямую соотносится с реальностью. Они хотят жить так же, как их герои - и, - замрите! - они так и живут. Для них "Никогда не отступать, никогда не сдаваться!" - это не просто слова из чьей-то глупой роли. Они действительно так живут, пока из-за следования этой максиме не погибнут - физически или духовно. Пока не придет Серрис.

И когда он придет, фермиане (дети и фэны) поднимут взгляд на тебя, на того, кто влил им в глаза весь этот свет. И они скажут: спаси.

И что ты сможешь ответить? Что это была игра? Что ты лгал? Что ты никогда не верил в то, что говорил?

Вы сами виноваты, скажешь ты, что не знали правил игры. А я не виноват. Я просто произносил текст, стоял в луче и писал книги. Блеск в моих глазах - спецэффекты, мои слезы - глицерин, а мой звездолет на самом деле вот такой вот маленький. Ха-ха.

Плевать я на вас хотел, подыхайте на здоровье.

"Ты нанес им куда больший вред, чем мог бы нанести я", - восхищенно скажет Серрис.

И фермиане, дети и фэны, умрут, а вместе с ними умрет все, что ты сделал - сделал, ни капли не веря в то, что творение твое имеет хоть какое-нибудь значение.

Во всяком случае, по сравнению со звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас - тем самым, который вдохновлял Подлинно Великих Творцов, масштаб гениальности которых никак не сравним с размерами твоей каморки на студии и твоим местом в диссертациях потомков. Вот они, Творцы, - Великие, пусть они и спасают всяких идиотов. А я - чернорабочий масскульта. Я пошел.

В "Галактическом приключении" фантастичны не звездолеты и инопланетяне - в нем фантастично то, что этот вариант не сбылся. Чернорабочие масскульта, прагматики и циники, реалисты и бездари - отказались от реальности в пользу идеализма и вымысла, потому что именно там живут фермиане, фэны и дети, и они смотрят на тех, кто сотворил их мир, и просят: спаси.

И любой ответ, кроме немедленного шага вперед, прогремит, как тридцать серебренников.

"Сквозь марлечку"?

 

Очень смешной и очень легкий фильм. Рекомендую.

 

 


 

Материал написан в июле 2002 года. Публикуется впервые.

 

 

Фильм на DVD:

Фильм на VHS:

Galaxy Quest (1999)Amazon (Widescreen)

Galaxy Quest (1999)Amazon (Widescreen DTS)

В поисках Галактики / Galaxy Quest (1999)"оЗон"

В поисках Галактики / Galaxy Quest (1999)"оЗон"

Русская фантастика и фантастика в Сети