Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Отблеск звезд на чешуе дракона

Фантастическая литература создает воображаемую альтернативную реальность, фантастическая живопись - реальность зримую. Образ американской фантастики 20-х годов во многом сформировали журнальные обложки работы Фрэнка Р. Пауля, стиль фантастики 60-х - книжные обложки Ричарда Пауэрса, проза Владислава Крапивина почти немыслима без иллюстраций Евгении Стерлиговой, а "Понедельник начинается в субботу" - без работ Евгения Мигунова.

Фантастическое кино часто оживляет картинку, созданную именно художником. Иллюстрации Алана Ли и Джона Хау легли в основу киновоплощения "Властелина Колец", Джордж Лукас дал экранную жизнь роботам и звездолетам Ральфа Маккварри...

Для того, чтобы снять на пленку отблеск звезд на чешуе дракона, этого дракона нужно сначала нарисовать.

А если он уже нарисован, то ничего не стоит представить его живым. Без всякого кино...

Фрэнк Келли ФризМастер знакомых образов

Даже если имя Фрэнка Келли Фриза было вам незнакомо, его работы все равно проскальзывали в вашу жизнь. Например, громадный робот с задумчиво оттопыренными ушами на обложке "квиновского" альбома "News of the World" - старого, огромного, винилового диска, который в конце 1970-х приходилось добывать из-под полы, чтобы перегнать на магнитофонную бобину. Вы и не знали, что эту обложку рисовал Фриз, но Фриз до вас все равно дотянулся, даже сквозь "железный занавес", не прилагая для этого, в общем, никаких усилий...

Потому что вы сами, не сознавая того, тянулись к нему.

Для вас 70-е - это слишком давно? Ладно. Помните картину с изображением оборотня из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана", которую использовали на занятиях в Хогвартсе? Угадайте с трех раз, как звали ее автора...

Фрэнк Келли Фриз родился в 1922 году в городке Хорнелл штата Нью-Йорк. Талант к рисованию проявился у него с самого раннего детства, поэтому после школы он поступил в Институт изящных искусств в Питтсбурге. Затем началась война, и молодого художника призвали авиацию - оператором аэрофотосъемки на Тихоокеанском театре военных действий. Помимо съемки, он внес и иной вклад в победу: рисовал лихие эмблемы на носовых обтекателях самолетов. Пилоты выстраивались в очередь, чтобы Фриз изобразил на их машине какую-нибудь роскошную блондинку, от одного вида которой у японских летчиков само собой сливалось бы топливо... [ Дальше - больше ]

Мрачный гений,
неудовлетворенный желудочно

Х.Р.Гигер - Biomech Если оценивать известность художника в зависимости от популярности его творений, то Х.Р.Гигер (H.R. Giger) просто невероятно популярен. Именно он создал облик монстров из цикла "Чужие" - а этих милашек, как известно, все просто обожают. Значит, по идее, обожают и их "папочку"...

И вот тут в душу мою закрадываются смутные сомнения. Вряд ли творчество этого человека можно искренне любить. Можно восхищаться его талантом, его великолепной живописной техникой, выверенностью его графики, можно быть его поклонником и почитателем - но любить его творения я бы не смог. Я с трудом переношу, когда человек выплескивает на окружающих свою "темную половину". Я не люблю эмоционально подавляющей прозы, музыки и живописи. Я не люблю, когда это предлагается воспринимать слишком всерьез. Работы Гигера имеют слишком откровенный мазохистский оттенок, а это напрочь отбивает у меня желание, скажем, повесить на стену одну из его репродукций.

С другой стороны, это проблемы моего и только моего восприятия. Не попадая в комфортный для меня эстетический "спектр", Гигер, тем не менее, остается умным и талантливым художником. Мотивы его картин перекликаются с фильмами и романами Клайва Баркера, с прозой Лавкрафта; с его полотен как будто звучит жесткая и пронзительная музыка - лязг металла и ритмичное биение поршней в латунных сердцах...

И за всем этим чудится постоянный и неутихающий голод, жажда естествоиспытателя взять в руки еще бьющееся сердце, истекающее машинным маслом, и вонзить в него длинные стальные клыки...

Талант фанатика

Кит Парткинсон. Tangle BoxКита Паркинсона (Keith Parkinson) знают в России по иллюстрациям к Толкину и множеству иллюстраций к сериалу "Dragonlance".

Иногда мне кажется, что эта кисть достойна лучшего применения, да и задатки у художника явно выше среднего - прорывается в его работах что-то неуловимое... что-то из эпохи Возрождения. Но стоит посмотреть, с какой страстью Паркинсон отдает свое время и свой талант разработкам и оформлению всяческих игровых систем, как сразу становится ясно - это человек конченный. Фанатик. Сам, наверное, часами раскладывает фэнтези-пасьянсы из карточек "Guardians", и уж непременно будет наслаждаться перипетиями сюжета аналогичной карточной игры "EverQuest", в разработке которой он принимает живейшее участие...

"Господи,- думаю я, глядя на все это многообразие карточных героев и монстров,- на что человек тратит свой дар?"

"Господи,- думает Кит Паркинсон, глядя на мои безуспешные попытки найти ответ на этот несложный вопрос,- да мне же это просто в кайф! Уложить характер на листочек в три на четыре дюйма! Это же работа!"

И Господь нам обоим судья.

Его Средиземье

Алан Ли. Иллюстрации к Властелину КолецРабота Алана Ли над иллюстрациями к "Властелину Колец" - не меньший творческий подвиг, чем сам труд Толкина. Художник блистательно передал то, что выпало из переводов трилогии Толкина на русский язык - ощущение увядания. Средиземье переживает осень. Желтые и серые краски, холод перевалов Карадраса, зябкая подземная роса Мории... Пасмурное небо. Это мир, у которого уже почти все в прошлом.

Алан Ли не пытался следовать традициям иллюстрирования фэнтези. Он создал новую традицию. Его живопись придает роману Толкина сильное импрессионистское звучание. Среди полусотни иллюстраций очень много пейзажей и существенно меньше жанровых сцен - и это тоже черта новой традиции.

Из всего цикла мне больше всего нравятся "Келед Зарам" и "Ортханк". Первый живо напоминает незабывамый карпатский Синевир. Второй совершенно выламывается из стилистики цикла и создает неповторимое ощущение чуждости. Чудовищная башня Ортханка как будто и не принадлежит Средиземью. Жилище Отступника...

И, конечно, "Голлум". Это, наверное, самая трагичная иллюстрация цикла. Существо, свернувшееся в позе нерожденного ребенка, которое никому не нужно и не нуждается ни в чем. Где-то Великие решают судьбы мира, а "люмпен" Голлум, которому и суждено исполнить предначертание Кольца, обгладывает кость крысы...

Горькая и очень человеческая судьба...

Рекомендую

Босх в интернет-магазине оЗон"Босх"

Босх - один из неразгаданных гениев живописи. Его мышление парадоксально, его работы реалистичны и сюрреалистичны одновременно, и все его творчество с трудом соотносится с моим представлением о том, какой могла быть живопись в те времена. Не было тогда сюрреализма, и быть не могло - но Босх был...

Но если это не сюрреализм, то остается единственная возможность: живопись Босха вполне соответствует мировоззрению и мироощущению своей эпохи. И можно только поражаться тому, в каком фантастическом и страшном мире жили тогда люди...

Константин Васильев в интернет-магазине оЗон"Константин Васильев"

Большой альбом, посвященный работам Константина Васильева - одного из моих самых любимых отечественных живописцев.

Если уж кто и смог выразить образ легендарной Руси в живописи, так это именно Васильев. Его картины поэтичны, выразительны, экспрессивны. Художнику удалось избежать глазуновского национального надрыва и налбандяновской плакатности, его работы исполнены красотой, которую некоторые почему-то предпочитают называть "красивостью" - ну, тут уж кому как...

Фантастика в живописи Васильева так же органична, как и у Пушкина в "Руслане и Людмиле"; она рождена отзвуками языческой традиции дохристианской Руси - как ее понимал и чувствовал художник.

Exegi Monumentum

Майкл Уэлан. Шкала вечностиКажется, Майкл Уэлан так и останется единственным обладателем "СуперХьюго" - в 1993 году, после того, как он на протяжении двенадцати лет получил на WorldCon'ах десять премий "Хьюго", организаторы конвента присудили ему специальный приз с формулировкой "лучшему художнику последних 50 лет".

Отдельные работы других художников, работающих в области "фантастического реализма", могут превзойти работы Уэлана - таланты разнообразны, а на пиках вдохновения гениальность творца возводится в степень. Да и как сравнивать одну картину с другой, когда каждая из них прекрасна по-своему? Но Уэлан сумел подняться на какую-то совершенно новую ступень мастерства, оставив позади всех собратьев по цеху. Он - романтик, мир в его картинах возвышенно прекрасен: золото солнечных лучей, бирюза океанской крови, ревность сырой зелени... и сросшиеся камни стен, узость окон, бесконечность свернувшихся в спирали путей. Не знаю, как вы, а я узнаю в этих образах страну моего сердца. Я бессилен противостоять этой магии, напротив - я хочу слиться с ней.

Его собственный путь в маги начался довольно обычно. Майкл родился в 1950 году в семье ученого - правда, отец занимался исследованиями, связанными с космосом. Рисовал начал еще в детстве. В 1973 году окончил университет Сан-Хосе со степенью бакалавра искусств, затем прослушал курс Дизайн-колледжа в Лос-Анджелесе. Профессионально работать в фантастике начал в 1974 году - после того как его картина получила премию на выставке работ участников WorldCon'а. За прошедшие четверть века он написал неимоверное количество полотен, иллюстраций, обложек для книг м музыкальных альбомов... Перечисление полученных им премий потребовало бы больше текста, чем помещено сейчас на этой странице.

На его сайт Glass Onion Graphics я хожу с того самого дня, когда впервые вышел в Интернет. Хожу раз в месяц - смотреть новую тематическую галерею. Иногда за делами забываю, и потом, вспомнив, поднимаю из архива сайта две или три пропущенные темы - для того, чтобы остро ощутить праздник, на который я снова опоздал...

Дж. Аллен Сент-Джон:
Второй создатель Тарзана

Сравнивая графические и живописные работы Аллена Сент-Джона, я без колебаний отдаю предпочтение его графике. "Обложечные" цвета его работ, на мой вкус, слишком ярки и сбивают впечатление - хотя, конечно, внимание к картинке привлекают (а что еще от обложки нужно?). Но вот спокойная и техничная графика, оживленная одним или двумя дополнительными мягкими тонами, производит удивительно сильное впечатление. Персонажи Сент-Джона выразительны, пейзажи несут едва ощутимый налет импрессионизма, но самая сильная черта этимх работ - мастерский "перевод" текста книги в рисунок. Художник рассказывал, что сначала он читает роман просто для удовольствия, затем перечитывает его, выбирая эпизоды, достойные иллюстрирования, а затем делает иллюстрации, постоянно сверяясь при этом с авторским текстом, стараясь, чтобы иллюстрация ни в чем не противоречила книге... [Дальше - больше]

Музей Меча и Магии

Фрэнк Фразетта7 апреля 2001 года в Ист-Страдсбурге, штат Пенсильвания, открылся музей Фрэнка Фразетты. Впрочем, официальная торжественная церемония открытия состоится только 9 июня. Входные билеты на открытие продаются уже сейчас - платите 295 долларов и целый день чувствуете себя как в сказке. А потом всю жизнь вспоминаете...

Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta), безусловно, остается самым знаменитым художником XX века, работавшим в жанре фантастический илюстрации. Особенно велик его вклад в героическую фэнтези. Собственно, "второе рождение" Конана в 50-е годы - наполовину его заслуга. Точнее, заслуга созданных им иллюстраций и книжных обложек для переизданий книг Роберта Говарда. Классичская визуализация образа киммерийского варвара принадлежит ему настолько, что другие художники, делавшие "конановские" обложки, чаще всего просто использовали образные решения, найденные Фразеттой.

По справедливости, львиная доля славы Бориса Вальехо тоже должна быть возвращена Фразетте - Вальехо сумел ближе, чем кто бы то ни было, сымитировать стиль своего кумира. Отдадим ему должное - он достаточно далеко ушел и в собственных творческих исканиях, но сравните его обложки к книгам серии Джона Нормана "Гор" с тем, что делал Фразетта - и убедитесь, что влияние классика на последователей было практически определяющим...

Музей в Ист-Страдсбурге - знак признания мастеру, но в Интернете его музей существует уже давно. Зайдите на превосходный сайт Frank Frazetta Art Gallery. Думаю, не пожалеете.

Другие художники

  • Ганс-Вернер Зам (Hans-Werner Sahm)
  • Джон Хау (John Howe)
  • Ричард М. Пауэрс (Richard M. Powers)

     

  • Русская фантастика и фантастика в Сети