Терминатор против Кэмерона,
или Всё в порядке - все умерли
© Алексей Д. Садецкий, 2003
"Терминатор-3: Восстание машин"
"Terminator 3: Rise of the Machines", 2003
- Режиссер: Джонатан Мостоу
- В ролях: Арнольд Шварценеггер, Ник Стал, Кристанна Локен и др.
После окончания "Терминатора 3" я вышел из зала, испытывая большое и теплое чувство ко всем четырем "Чужим". Можно как угодно хаять продолжения, но до тех пор, пока каждая следующая серия не похожа на предыдущие и не отменяет их ("как вам не стыдно, кадет Маклауд!"), интерес к циклу живет и побеждает.
После выхода третьего фильма "терминаторный" цикл, несомненно, живет, но очень странной и неприятной жизнью - как раковая опухоль на прежде здоровом теле. Иногда его скрючивает от боли, иногда он расслабляется в ремиссии.
Но в целом ему плохо.
За продолжение цикла взялись люди, которые поняли первые два фильма, мягко говоря, крайне поверхностно. "Терминатор" и "Терминатор 2" - это не просто сюжетная ботва плюс Арнольд с железяками внутри. Это сильная и точная метафора современного мира - цивилизации, которая создала эффективные технологии своего собственного уничтожения. Это ясно выраженная гуманистическая философия, которая отвергает гонку вооружений и противостояние мировых систем.
"Терминатор 3" от подобных чрезмерно интеллектуальных завихрений освобожден. Его создатели ограничились тщательным копированием внешнего сюжета "Судного дня", допуская вариации только в деталях и отказываясь замечать, что ломают внутреннюю логику цикла.
Посудите сами.
"Терминатор" (1984). Робот из будущего намерен убить женщину. Ему пытается помешать мужчина-солдат.
"Терминатор 2" (1991). Робот из будущего намерен убить ребенка. Ему пытается помешать мать этого ребенка. Перепрограммированный Терминатор ей только помогает.
"Терминатор 3" (2003). Робот из будущего - женщина, которая намерена убить здоровенного раздолбая вполне призывного возраста. Из оружия этот раздолбай предпочитает пистолетик для пэйнтбола, поэтому вся надежда человечества - только на очередного перепрограммированного Терминатора.
Если в "Терминаторе 2" схватка железных мужиков смотрелась именно как битва, то затяжная разборка между мужественным Шварцем и женственной Т-Х выглядит как чуть-чуть брутальная, но определенно эротическая сцена. А если еще учесть, что эта возня происходит попеременно в мужском и женском туалетах...
Если верить во всемогущество фрейдизма, можно лишь посочувствовать сценаристам третьего фильма: у них явные проблемы с психикой. Запущенные подростковые комплексы, благодаря которым сюжет фильма приобрел отчетливый диагностический смысл.
Новая модификация робокиллера сменила не только пол (в принципе, такие штуки проделывал и Т-1000 во втором фильме цикла), но и подверглась более "существенным" усовершенствованиям. У "жидкого" робота появился металлический эндоскелет, который хотя и лишил его/ее возможности просачиваться через канализацию, зато позволил вооружиться почти полным инструментальным набором инспектора Гаджета. Правая рука T-X - это целый арсенал, включающий, помимо прочего, дисковую пилу, скорострельный плазмоган и даже огнемет. Само собой, при такой вооруженности у девушки нет никакой необходимости нападать на полицейских и отбирать у них табельные "кольты". Зачем она эта делает - совершенно непонятно.
Кроме того, Т-Х может дистанционно управлять всяческими электронными устройствами. Ей даже удается перепрограммировать полицейский "додж", который после ее тюнинга может сам себе нажимать на педали и сам себе крутить руль.
Устаревший Т-800 выглядит слабым подобием ее правой руки. Ко всем радостям его батарейки внезапно приобрели обыкновение взрываться при повреждении. Это у боевого-то робота! И для того, чтобы вытащить поврежденную батарейку, Шврценеггер вынужден делать себе харакири. Умно придумано, ничего не скажешь.
Об актерской игре Шварценеггера рецензент может сказать то же самое, что и о его персонаже: штамповка - она есть штамповка. Даже новых слов в этом фильме его Т-800 не выучил... Ко всем радостям, дублировал героическую железяку актер с приятным мягким тенором, что нельзя не счесть гениальной находкой наших дубликаторов. Жаль, что он не спел что-нибудь.
Однако, пора рецензенту и о живых людях что-то хорошее сказать.
Но - нечего. Джон Коннор из живого непричесанного подростка превратился в какое-то неприкаянное чудовище, способное сожрать полкило болеутоляющего для собак и минут десять без вреда для здоровья дышать полицейской "черёмухой". Как инициативная личность он себя в фильме почти не проявляет, предпочитая волочиться по сюжету вслед за ледоколом-Шварценеггером. Исключение - момент, когда он пытается убедить робота спасти не только его, а, по возможности, все человечество. Но, как показали последующие события, робот и тут не дал лишить себя инициативы.
Поскольку Линда Хэмилтон в новом "Терминаторе" сниматься категорически отказалась, сценаристам пришлось срочно удавить Сару Коннор лейкемией. Это поставило перед ними новую задачу: нужно было изобрести свежий женский персонаж, которого можно было бы регулярно спасать. Само собой, Кейт Брюстер, одноклассница Джона Коннора, сразу же оказалась в положении (пардон) его девушки. Сама она об этом поначалу как бы не знала, но зритель-то сразу все раскусил. Помимо того, чтобы волочиться по сюжету за Джоном, Кейт для разнообразия выполняла ту же функцию, что и лейтенант Тауни Мэдисон из фильма "В поисках Галактики": повторяла для компьютера вопросы, уже заданные другим персонажем.
Расхваленная рекламными роликами погоня на автокране (какой же может быть фильм про Терминатора без авточудовища, страстно желающего всех передавить?) выглядит ужасно. Она снята и смонтирована в таких планах, что зритель видит происходящее рваными кусками, да еще и находясь то как будто снаружи, то как будто внутри всего этого безобразия. Причем монтаж эпизода такой рваный, что только с большим трудом можно осознать, что именно и с кем именно происходит. Почему вдруг начали переворачиваться машины, припаркованные на обочине? Ах, ну да, их вроде бы на ходу цепляет крюк стрелы автокрана. Кстати, стрела эта попутно крошит витрины и фасады домов, сносит столбы - сам кран от всего этого не только не разваливается, но, кажется, только крепчает...
Не забудем сказать пару слов и о юморе. В начале фильма сверкнули несколько отличных пародийных находок. Я даже начал надеяться, что "Терминатор 3" задуман и снят как прикол - уж больно лихо была решена обязательная сцена с одеванием голого Шварценеггера и подбором для него темных очков. Но очень скоро мне дали понять, что пара-тройка смешных эпизодов - это просто обязательная приправа для развлекательного кино, и что не стоит воспринимать их так уж всерьез...
Как, впрочем, и главную сюжетную новацию третьего фильма - ядерную войну, которую Саре Коннор и ее беспонтовому сыночку так и не удалось предотвратить. "SkyNet" все-таки создан, захватил все компьютерные сети и запустил ракеты. Браво. За 12 лет, которые прошли после выхода "Терминатора 2", американцы прочно забыли о былом ужасе перед ядерной войной. Гибель человечества стала просто ходом, который должен вывести цикл из сюжетного тупика (действительно, сколько же можно пережевывать одну и ту же сюжетную схему?). Возрадуемся: теперь, когда человечество, наконец, погибло, у цикла появилась перспектива.
Никакого эмоционального надрыва, никакой истерики, которая придавала такое напряжение фильмам Кэмерона, режиссер и сценаристы в фильм вкладывать не стали. Умерла так умерла, какие проблемы. Просто сюжетный ход. В финале картины, когда перед титрами Земля покрылась ядерными пузырями, люди в зале аплодировали и радостно улыбались.
Джон Коннор остался жив и в следующей серии наверняка набьет еще не одну механическую морду в декорациях уничтоженного ядерным ударом Нью-Йорка. Новая модификация робокиллера, вероятнее всего, будет выполнена в виде трансвестита афроамериканского происхождения. Шварценеггер в очередной раз как один умрет в борьбе за это - он уже бодро объявил, что с удовольствием снимется в очередном продолжении.
А телесериал "Терминаторы против Властелина Колец" сможет обойтись и без Шварценеггера - марширующие железные Т-800 со снятой с них человеческой шкуркой смотрятся даже эффектнее, а в бою против урук-хаев будут просто восхитительны.
Материал написан в июле 2003 года. Впервые опубликован в журнале "Звездная дорога", № 7-8, 2003.
|