|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мумия. 1932 год("The Mummy", 1932)© Сергей Бережной, 2001
Фильмы о всяческих мумиях снимались и до того, но именно "Мумия" Карла Фройнда создала великую традицию. Находки этого фильма использовались не только в прямых продолжениях, переделках, подражаниях и пародиях. Отголоски этого фильма ясно слышны в "Искателях потерянного ковчега" Спилберга (который вообще любит неявно цитировать классику) и во многих других фильмах, действие которых разворачивается в раскопах египетских храмов, или в которых мерцают магические амулеты, сбываются тысячелетние проклятия, рассказываются истории тысячелетней любви, одолевающей даже смерть... С точки зрения истории кинематографа, одной из главных заслуг этого фильма стало рождение нового поджанра в кино ужасов. Фильмы о найденных незадачливыми археологами и разнообразно оживающих египетских (реже ацтекских или иных) мумиях стали неотъемлемой частью мирового кино, а в последние годы пережили настоящий ренессанс. Оцените хотя бы такой ряд: "Легенда о мумии" Джеффри Обро (1997), "История мумии" Рассела Малкехи (1998), "Транс" (1998) Майкла Алмерейда, "Мумия" Стивена Соммерса (1999)... Последний фильм, собственно, является прямым римейком фильма 1932 года, хотя и здорово обогащен персонажами, приключениями и спецэффектами... Однако, вернемся к фильму 1932 года. Фильм был снят по оригинальному сюжету, ранее нигде не "засвеченному". Верховный жрец храма Тота Имхотеп влюблен в Анксунамун, прекрасную юную жрицу Изиды и дочь фараона. Но Анксунамун умирает, и обезумевший от горя Имхотеп идет на святотатство - пытается оживить ее, прочитав заклинание с папируса Тота, которым Изида возродила к жизни Осириса. Но преступление обнаружено прежде, чем Имхотеп успевает завершить обряд, и жрец приговорен к погребению заживо. В той же гробнице жрецы прячут и папирус Тота, защитив его проклятием... В 1921 году экспедиция Британского Музея под руководством сэра Джозефа Уэмпла обнаруживает саркофаг с телом Имхотепа и закрытый ящик, на крышке которого написано предупреждение о проклятии тому, кто откроет крышку. Каирский врач и мистик доктор Мюллер уговаривает Уэмпла не идти против древней магии. Ральф, молодой ассистент Уэмпла вскрывает ящик и успевает переписать первые фразы папируса. Этого оказывается достаточно, чтобы Имхотеп ожил, похитил папирус и сбежал. Проклятие сбывается и Ральф сходит с ума. В 1932 году (обратите внимание: это год, когда фильм вышел на экраны) другая экспедиция Британского Музея, участником которой является сын Джозефа Уэмпла Фрэнк, получает от местного богатого историка-любителя Ардет-Бея указание на место, где может быть найдена гробница принцессы Анксунамун (по закону, раскопки на территории Египта могли вести только британские ученые). Гробница действительно найдена, она запечатана магической печатью Семи Шакалов и не разграблена. Археологи с триумфом передают найденные сокровища и мумию принцессы Анксунамун в Каирский Музей, где создается специальная экспозиция. После закрытия музея возле витрины с телом Анксунамун остается Ардет-Бей (он же, понятное дело, Имхотеп), который разворачивает папирус Тота и начинает "звать душу" принцессы. На этот зов откликается Хелен Гросвенор, дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода. Она входит в транс и, покинув великосветский бал, едет на такси к Каирскому Музею. В это время охранник Музея обнаруживает Ардет-Бея возле мумии, пытается поднять тревогу, но умирает, успев только вырвать у Ардет-Бея папирус. Поднята тревога; Ардет-Бей исчезает, а папирус Тота попадает в руки к Джозефу Уэмплу. Хелен под действием заклинания приезжает к Музею, однако двери заперты, и Хелен тут же на крыльце лишается чувств. Фрэнк Уэмпл, его отец и доктор Мюллер отвозят ее в дом к Уэмплам. Оставаясь без сознания, Хелен произносит несколько фраз на древнеегипетском, называя имена Имхотепа и Анксунамун. Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер заключают, что она одержима древним заклятием, связывают это с находкой папируса и догадываются, что именно произошло с мумией Имхотепа десять лет назад. Хелен приходит в себя и они с Фрэнком мгновенно влюбляются друг в друга. Однако вскоре в доме появляется Ардет-Бей, который узнает в Хелен новое воплощение Анксунамун и пытается завладеть ее сознанием. Его попытку пресекают Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер. Ардет-Бей вынужден уйти. Доктор Мюллер дает Фрэнку, за жизнь которого он особенно беспокоится, древний талисман Изиды, оберегающий от злого колдовства. Хелен, которая обессилена борьбой с чарами Ардет-Бея, вынуждена остаться в доме Уэмплов. Профессор Уэмпл пытается сжечь папирус Тота, но заклинание Ардет-Бея убивает его. Нубиец, который был слугой Уэмпла, но порабощен магией мумии, похищает папирус и возвращает его Ардет-Бею. Ардет-Бей призывает к себе Хелен и показывает ей в магическом зеркале историю об Имхотепе и Анксунамун. Хелен возвращается в дом Уэмпла. Вскоре Ардет-Бей снова начинает призывать ее к себе - на этот раз для того, чтобы совершить обряд окончательного переселения души в оживленное и бессмертное тело. Фрэнк сначала пытается удержать Хелен, но доктор Мюллер уговаривает его отпустить ее, чтобы узнать, где находится Имхотеп и застать его врасплох. Заклинание Имхотепа едва не убивает Фрэнка, но тот успевает защититься амулетом и теряет сознание. Хелен одна уходит к Ардет-Бею; тот пробуждает в ней душу Анксунамун, ведет ее в музей и убеждает добровольно принять ритуальную смерть на алтаре, чтобы он мог оживить ее с помощью папируса Тота и сделать бессмертной. Для того, чтобы освободить "ка" Анксунамун, он сжигает мумию своей возлюбленной. Хелен не хочет умирать, однако обратного пути у Имхотепа уже нет. Для того, чтобы вернуть Анксунамун, он должен убить Хелен, и он готов сделать это несмотря ни на что. В этот момент в Музей врываются Фрэнк Уэмпл и доктор Мюллер. Имхотеп пытается одолеть их, однако амулет оберегает англичан от его заклинаний. Хелен-Анксунамун взывает к древней магии Египта и обращают на Имхотепа гнев Старых Богов. Статуя Изиды поднимает жезл. Проклятый папирус пылает на алтаре. Имхотеп умирает. "Мумия" стала режиссерским дебютом Карла Фройнда, который гораздо больше известен в киномире как оператор (кстати, именно он годом раньше работал с камерой на съемках "Дракулы"). Тусовка, трудившаяся тогда над фильмами ужасов, вообще была довольно плотной: Борис Карлофф, сыгравший Имхотепа-Ардет-Бея, за год до того блеснул в роли монстра во "Франкенштейне", Дэвид Мэннерс сыграл не только Фрэнка Уэмпла в "Мумии", но и Джонатана Харкера в "Дракуле", а Эдвард Ван Слоун ухитрился отметиться во всех трех упомянутых фильмах - в роли Ван Хелзинга в "Дракуле", в роли доктора Вальдмана во "Франкенштейне" и в роли доктора Мюллера в "Мумии".
Зита в 1924 году дебютировала на Бродвее и за несколько лет стала там одной из самых ярких звезд. Ее дебют в кино состоялся в 1931 году: в последнем и довольно неудачном фильме великого Дэвида Уорка Гриффита "The Struggle" она сыграла главную женскую роль. Всего на счету Зиты не более десятка ролей, причем все они, за единственным исключением, состоялись между 1931 и 1934 годами. "Единственное исключение" - это роль старушки-библиотекаря в провальном фильме 1986 года "Raiders of the Living Dead". Через 52 года после "Мумии" Зита снова столкнулась с ожившими мертвецами. Злая шутка судьбы, которая когда-то сделала ее звездой классического фильма ужасов... Борис Карлофф (его настоящее имя - Уильям Генри Пратт) начал сниматься в кино в 1916 году, когда ему было уже под тридцать, но успех ему принесла только сыгранная через пятнадцать лет роль монстра во "Франкенштейне". Роль Имхотепа в "Мумии" стала еще одним шагом в его "ужасной" карьере, а в 1934 году он еще более укрепил свою жанровую репутацию, сыграв в фильме "The Black Cat", снятому по мотивам рассказа Эдгара Аллана По - на этот раз вместе с Белой Лугоши (классическим Дракулой) и, кстати, Дэвидом Мэннерсом... Несомненно, лучшие кадры фильма - несколько раз повторенные секундные крупные планы лица Имхотепа-Ардет-Бея. Абсолютно неподвижное лицо, изборожденная трещинами кожа, смотрящие исподлобья огромные глаза, в которых разгорается магическое пламя... Это зло - беспощадное, но равнодушное. Мумия не испытывает ненависти к людям. Имхотеп не стремится убивать, но ему постоянно мешают, и убийства - самый простой способ устранить препятствия на пути к цели, цель же - возрождение любви. Что может быть благороднее и выше? Но высокое чувство запятнано святотатством и отравлено проклятием... Еще один интересный момент этого фильма - музыка. На вступительных титрах фильма звучит знаменитая тема Чайковского из "Лебединого озера". Эта же тема возникала годом ранее и в "Дракуле". Классика - к классике. А в том, что "Мумия" 1932 года стала настоящей классикой, сомневаться не приходится.
Материал написан в апреле 2001 года. Публикуется впервые.
|
|