Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

ЗнакиЗемлю спасет не пиво,
Землю спасет вода

© Алексей Д. Садецкий, 2002

"Знаки"

"Signs", 2002

  • Режиссер: М. Найт Шьямалан
  • В ролях: Мел Гибсон, Хоакин Феникс и другие.

 

 

Вы еще не ходили на "Знаки"? И не ходите. Ходили? Понравилось? Угу. А мне вот не понравилось.

Категорически.

Я раньше думал, что М. Найт Шьямалан талантливый хотя бы потому, что он снял "Шестое чувство". Я и сейчас так думаю. Но что можно сказать о его таланте после "Знаков"?

Я предполагал, что невнятица и нудёж "Неуязвимого" - это временное, возрастное. Талант растет и делает простительные ошибки. Пусть его. На ошибках учатся.

Увы. После "Знаков" я с печалью в душе перевожу Шьямалана из списка многообещающих в список когда-то много обещавших. Проколы "Неуязвимого", похоже, не были проколами - это был именно тот концептуальный подход, которым режиссер и решил взять новую высоту. Он даже удивлялся, что "Неуязвимого" приняли не так бурно, как он ожидал! И решил, что повторение пройденного зрителям совсем не повредит.

И снял "Знаки" - тоскливо-назидательное, унылое кино, разбавленное парой-тройкой неуместных приколов.

Чуть подробнее.

Сюжет: нашествие инопланетян на кукурузную ферму в Пенсильвании. То есть, нападают на все кукурузные фермы по всему миру, но нам показывают только ферму вдового многодетного священника-расстриги Мела Гибсона. Как следует из всего фильма, зрителю показывают именно эту ферму потому, что в ней-то вся загвоздка: нашествие имеет сверхзадачей убедить Мела Гибсона, что Бог не фраер, а просто погулять вышел. И, таким образом, вернуть беглую душу на путь истинный.

Жена Мела Гибсона погибла в автокатастрофе - ее незадолго до нашествия задавил джипом фермер-сосед (которого сыграл сам Шьямалан). Именно после этого гробового случая Гибсон потерял истинную веру. И всячески упорствует, гад, в своем атеизме.

Но - тут прилетают инопланетянцы. Умные, зеленые и злобные. Ради того, чтобы досадить землянам, они начинают бегать голыми по городам и фермам. Скафандров и оружия они не носят из принципа, полагая, что одних зеленых морд достаточно, чтобы земная цивилизация потеряла боеспособность.

При этом они, как почти всякие агрессивные инопланетяне, забывают провести экологическую разведку. Марсиане Уэллса проглядели гибельный для них насморк; марсиане Тима Бартона прозевали гибельную для них музыкальную попсу; агрессоры Шьямалана упустили из виду, что для них смертельна обычная вода. Если на такого инопланетянина плюнуть, ему сразу станет худо, а если на него пописать - так вообще кранты. Такие вот космические Бастинды. Само собой, их должен сильно удручать водяной пар, в больших количествах содержащийся в земной атмосфере и благотворно воздействующий на посевы той же кукурузы.

Но инопланетяне все равно из героизма ходят по чужой планете голыми. И вообще техники никакой не применяют, за исключением неизвестно как летающих тарелок.

Мел Гибсон тоже техники никакой не применяет. Ему вообще не до того. Он весь фильм мается непонятно чем и регулярно делает обычные для антигероя глупости: например, забывает о том, что его сыну-астматику не выжить без аэрозольного баллончика. Поэтому Гибсон этот баллончик демонстративно в самый ответственный момент забывает. Как выясняется, затем, чтобы поставленный им под вопрос Господь мог проявить бОльшую сообразительность...

В конце концов, проблема инопланетян и религии решается любимым способом американских самозащитников - посредством бейсбольной биты. Гениальная сценарная находка.

Вам смешно? Мне грустно. Нет, временами я тоже думал, что Шьямалан так шутит. Чего стоит в контексте "Знаков" хотя бы закадровая бабулька, заплевавшая напрочь магазин скейтбордов! Вот только если бы Шьямалан не пытался тут же убедить зрителя, что он снимал высокую трагедию и гыготать над его фильмом могут только люди буйные и бесчуйственные.

А вот еще одна фича, хотя и совершенно бесполезная: все происходящее на экране вообще может быть оттрактовано как предсмертный бред почившей супруги Мела Гибсона. Что это нам дает? Абсолютно ничего, если не считать, что это "концептуально"...

Резюме: Шьямалан снял махровое индийское кино, только без танцев и Капуров. А Голливуд его в таком виде признал вполне своим, что само по себе забавно.


 

Читайте также:


 

Материал написан в октябре 2002 года. Впервые опубликован в журнале "Звездная дорога", №10/11, 2002.

 

  • Заказать "Звездную дорогу" №10/11 на "оЗоне"

     

  • Русская фантастика и фантастика в Сети