![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() "Облик грядущего"© Сергей Бережной, 2002
"H.G.Wells' Things to Come", 1936
ВступлениеК середине 30-х годов фантастический кинематограф уже успел обзавестись традициями, идущими еще от фильмов Жоржа Мельеса. Появились даже свои бродячие сюжеты - "Голем" (трилогия "Der Golem", 1915; "Der Golem und die Tanzerin", 1917, и "Der Golem, wie er in die Welt kam", 1920), "Дракула" ("Nosferatu", 1922; "Draсula", 1931), "Франкенштейн" ("Frankenstein", 1910; "Frankenstein", 1931; "Bride of Frankenstein", 1935), а также тогдашний рекордсмен по количеству экранизаций - "Доктор Джекил и мистер Хайд" ("Dr. Jekyll and Mr. Hyde" - экранизации 1908, 1910, 1912, 1913, две в 1920, 1931 и 1932 года, не считая вариаций); экранизированы "Затерянный мир" Конан Дойла ("The Lost World", 1925), "Первые люди на Луне" ("The First Men in the Moon", 1919), "Человек-невидимка" ("The Invisible Man", 1933) и "Остров доктора Моро" ("Island of Lost Souls", 1933) Герберта Уэллса. Но практически все эти фильмы влились в поток развлекательного кино, между тем как грандиозные возможности социально-философской фантастики оставались кинематографом практически невостребованными - "Метрополис" Фрица Ланга оставался на этом поприще единственным и неповторимым достижением.
Герберт Уэллс, в отличие от многих других, прекрасно видел обе стороны прогресса, и именно он стал инициатором создания "Облика Грядущего". Стоминутный фильм снял американский режиссер Уильям Кэмерон Мэнзис и компания "London Film Productions". Съемки проходили на студии Дэнхем в Букингемшире. Бюджет фильма составил громадную по тем временам сумму - 300 тысяч фунтов стерлингов. "Облик Грядущего" вышел на экраны в Великобритании в феврале 1936 года, в США - на два месяца позже. 17 ноября 1936 года в Москве его смотрели Булгаковы, Елена Сергеевна записала в дневнике: "Прием у военного атташе Файмонвилла в доме американского посла. Два фильма. Первый, по Уэллсу, - "Грядущее" ("Future") - о будущей войне. Начало очень сильное, конец - надуманный, неубедительный..."
ФильмЭвритаун (Everytown - очевидное обобщение), 1940 год. Канун Рождества. Люди готовятся к празднику, на улицах много гуляющих, звучат песни. Но в то же время повсюду рядом с надписями в честь Рождества - на плакатах, раскленных на стенах, на трамваях, в крупных газетных заголовках - слово "война", "угроза войны", "мир на пороге войны", "европейский ультиматум"... Постепенно эти плакаты занимают все поле зрения. В уютной мирной квартире Джона Кэбела трое мужчин обсуждают последние события. Дети возле рождественской елки катают игрушечные танки. Один из мужчин, развлекаясь, надевает на голову пехотный шлем, потом отдает его маленькому мальчику. Взрослые говорят о прогрессе. Прогресс - великое благо, но он делает оружие все более ужасным, и новая война может уничтожить и прогресс, и цивилизацию - такую, какой мы ее знаем. С войной нужно покончить, говорит Кэбел, иначе война покончит с нами. Но что же мы можем сделать? - возражают ему... Звон рождественских колоколов вдруг разбивается отдаленными разрывами. Ночное небо перечеркивают лучи прожекторов. Учения? На Рождество? Звонок телефона. Мобилизация! По радио объявляют, что флот и города подверглись нападению неопознанных самолетов. Потери незначительны, сохраняйте спокойствие. Мужчины уходят на мобилизационные пункты. Мальчик в пехотном шлеме и с барабаном провожает отца. Над ним строем проходят огромные ситуэты солдат.
Город разрушен. Война победила. Но она продолжается - идет в атаку пехота, танки сносят заграждения, флот выходит в море, над белыми прибрежными скалами Дувра проходят тысячи бомбардировщиков. Бомбы с ядовитым газом падают на города.
В дыму и копоти сражений на фоне неба появляется дата "1945". Затем ее сменяет дата "1955". Война продолжается. Танков и самолетов уже нет. По дорогам Европы идут караваны фургонов, солдаты, одетые в обноски, вооружены охотничьми ружьями и саблями. На заграждениях из колючей проволоки истлевают тела. 1960 год. Заросшие травой и кустами развалины. Заголовок листовки: "Победа уже близка!.. бродячая лихорадка... отравленные бомбы... зараженная вода..."
1967 год. Подобно средневековой Черной Чуме, "бродячая лихорадка" выкосила более половины населения Европы. 1970 год. Смерти от лихорадки прекратились. Эпидемия закончилась, и люди начали постепенно создавать новое социальное устройство. Энергии, топлива и средств связи больше нет. Отдельные островки цивилизации становятся самостоятельными княжествами, постоянно воюющими друг с другом. Эвритаун - одно из таких княжеств, во главе которого стоит решительный и властолюбивый Вождь в пехотном шлеме с петушиными перьями. По улицам города ходят коровы и свиньи и ездят автомобили, запряженные лошадьми. Молодой механик в кожаном летном костюме пытается восстановить и поднять в воздух старые самолеты. Вождь поддерживает его усилия, мечтая о возрождении боевой авиации.
Начинается возрождение цивилизации. Огромные машины дробят горные породы, строят дома, возрождается производство. Эта часть фильма - настоящий гимн прогрессу и человеку-созидателю. Новый город создается под землей, он идеально спланирован, в нем все будет подчинено разуму и целесообразности...
- То, что сделали наши дети, потрясающе, но вернутся ли они? - Вернутся, - отвечает Кэбел, - вернутся и снова отправятся в космос - до тех пор, пока посадка на Луну не будет осуществлена. И это будет только начало. - Но вдруг они не вернутся? - Тогда по их стопам пойдут другие.
- Каждого из нас ждет покой, и имя ему - смерть. Но для Человечества нет ни смерти, ни покоя. Оно должно идти вперед, свершая одно завоевание за другим. Сначала мы выйдем за пределы нашей маленькой планетки, а затем познаем все законы духа и материи, которые привязывают нас к ней. Затем - планеты. Затем - звезды... - Но человек так хрупок, так слаб... - Если мы не более, чем слабые животные, то должны довольствоваться толикой счастья, что нам отмерена, страдать и исчезать, как и другие животные. Но нам дан выбор, Пассуорти: Вселенная - или ничто. Что мы предпочтем? Что предпочтет Человечество?..
|
|
![]() |