Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Четвертая планетаМарсианский велосипед

© Сергей Бережной, 1998

 

 

"Четвертая планета" (1995)

  • Режиссер: Дмитрий Астрахан
  • В ролях: Анатолий Котенев, Дэниел Маквикар, Юрий Орлов, Ольга Беляева

Рекламные восторги по поводу фильма "Четвертая планета" выглядят несколько наигранными. И временами даже выглядят незатейливыми попытками убедить спонсора фильма - Промстройбанк - что его деньги потрачены не зря. Ну, то, что деньги не выброшены на ветер, совершенно очевидно - фильм получился очень славным и очень советским. Брэдбери, перенесенный на отечественную почву, стал вдруг сильно напоминать раннего Булычева. Но там, где Булычев пародирует и иронизирует, создатели фильма остаются серьезными. Вопреки рекламным слоганам, фильм получился совсем не комедийным. Может быть, именно это его и прижимает к земле.

Итак, совместная советско-американская экспедиция на Марс оказывается после посадки на четвертой от солнца планете Солнечной системы... в заштатном советском городке семидесятых годов, родном городе командира корабля. Да еще и как раз перед критическим моментом его жизни - гибелью девушки, в которую будущий командир был влюблен, и которую теперь может спасти. Заодно со спасением возлюбленной, командир возвращает долги всем, на кого держал обиду со времен сопливого детства (ведет он себя при этом совершенно не по-мужски). Городок поразительно напоминает булычевский Великий Гусляр - все-таки "Шанс" оказал на отечественное фантастическое кино огромное влияние - однако проскакивают мотивы и прямые цитаты из других популярных книг и фильмов. Например, местами трудно было отделаться от ощущения, что ты смотришь странную смесь облегченных цитат из "Сталкера", "Соляриса" и "Зеркала для героя".

Лично для меня главной проблемой этого фильма является его очевидная идейная отсталость. И в отечественной, и тем более в мировой фантастике было уже все то, о чем с таким жаром рассказано в фильме. Поэтому все находки сценариста и режиссера выглядят чуть ли не изобретением велосипеда. Однако сами авторы фильма этого не осознают и преподносят свои находки как откровения.

Вот она - проблема замкнутых направлений. Фантастика уже давным-давно проработала тему возвращения взрослого героя во времена своего детства, тему фальсификации реальности, тему "переигрывания" истории. Но "вне" мира фантастики об этих ее находках никто не знает.

Оно, конечно, и ладно бы. Просто жалко "Четвертую планету", на которой все ездят на давным-давно изобретенных велосипедах...

 


 


 

Материал написан в августе 1998 года. Опубликован впервые на сайте "ФэнтаЗиландия".

Русская фантастика и фантастика в Сети