Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Лауреаты "Странника"

Странник [30.09.2002] 28 сентября в Санкт-Петербургском Доме Композиторов состоялась церемония вручения премий Девятого конгресса писателей-фантастов "Странник".

Лауреатами премии стали:

Крупная форма

  • Олег Дивов. Саботажник. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

    Средняя форма

  • Андрей Саломатов. В будущем году я стану лучше. // Если, № 9, 2001.

    Малая форма

  • Алан Кубатиев. Вы летите, как хотите!... // Если, № 10, 2001.

    Критика, публицистика, литературоведение

  • Кирилл Еськов. Наш ответ Фукуяме. // Сб. "Фантастика-2001". - М.: АСТ, 2001.

    Перевод

  • Дмитрий Коваленин. Перевод романа Харуки Мураками "Dance, dance, dance..." - СПб.: Амфора, 2001.

    Издательство

  • "АСТ" (Москва)

    Художник

  • Александр Кудрявцев (дизайн серий "Золотая библиотека фэнтези", "Классика отечественной фантастики", "Классика мировой фантастики", "Заклятые миры", собрания сочинений Толкина и др.)

    Редактор-составитель

  • Александр Шалганов ("Если")

    Премия "Мастер издалека"

  • Луис Ройо

    Премия "Легенда фантастического кинематографа"

  • Георгий Данелия

  • Стивен Кинг: "Я ухожу"

    Стивен Кинг [27.09.2002] В интервью журналу "Entertainment Weekly" Стивен Кинг сказал, что он намерен завязать с публикацией новых романов.

    Кинг заявил, что после выхода романа "From a Buick 8" он намерен закончить три давно обещанных читателям романа, завершающих цикл "Темная Башня", но они станут последними в его литературной карьере. Произойдет это примерно через полтора года.

    "Я, конечно, не перестану писать, - сказал Кинг, - потому что я просто не знаю, что еще можно делать с девяти утра и до часу дня. Но публиковать новые книги я уже не буду. Деньги мне больше не нужны. А новые романы я буду просто складывать в стол. Почему бы и нет? Сэлинджер, например, делает это десятилетиями..."

    Можно только догадываться, что стало причиной для такого решения. Прежде всего, сомневаться в его искренности нет никаких оснований: такая ложь слишком унизительна для Короля. Вероятно, он действительно собрался на покой и хочет расстаться с читателями красиво. Такое заявление неизбежно взвинтит до небес его гонорары за те самые упомянутые последние романы - что ж, хотя деньги ему более и не нужны, но соблюдать правила игры тоже нужно...

    Второй вариант: он знает что-то, что просто не позволяет ему рассчитывать больше, чем на полтора года. Этот вариант крайне печален, но никаких прямых оснований предполагать худшее у нас нет.

    Третья возможность: он решил полностью избавиться от диктата рынка/издателей/читателей. Он хочет, наконец, написать те книги, которые пишутся только для себя. Он хочет создать свое абсолютное воплощение в тексте. Он хочет освободиться от того, что сам себе напророчил всей предыдущей жизнью.

    У меня странное предчувствие, что в последних книгах "Темной Башни" тема предназначения и сопротивления предначертанному выйдет на первый план.

    И если Фрэнк Герберт эту тему, насколько мог, исчерпал в литературе, то Стивен Кинг, возможно, решил воплотить ее в жизнь.


    Скончался Роберт Л. Форвард

    Роберт Л. Форвард [23.09.2002] 21 сентября скончался от рака мозга ученый и писатель Роберт Л. Форвард (Robert Lull Forward), который завещал начинать посвященные ему некрологи фразой "Мыслящая протоплазменная структура, известная как Роберт Л. Форвард, прекратила свзяную деятельность..."

    Роберт Форвард родился 15 августа 1932 года в городе Женева, штат Нью-Йорк. Окончил Университет штата Мэрилэнд в 1954 году, служил в авиации, затем на штабной работе. После выхода в отставку выиграл грант от Hughes Aircraft Company, благодаря которому получил степень по прикладной физике в Калифорнийском университете в 1958 году и защитил докторскую диссертацию по физике в Университете штата Мэрилэнд в 1965 году. Одним из первых Форвард начал работать в области экспериментальной астрофизики гравитационного излучения - для своей докторской диссертации он построил первую в мире антенну для регистрации такого излучения; ныне эта антенна помещена в Смитсонианский музей науки. На счету Форварда 18 патентов на изобретения и более чем 200 научных публикаций, некоторые из которых стали классикой современной астрофизики.

    В течение 31 года Роберт Форвард работал в исследовательских лабораториях Hughes Aircraft Company в Малибу, штат Калифорния и вышел в отставку в 1987 году, дабы больше времени посвятить своей собственной компании Forward Unlimited, которая занималась консалтингом в аэрокосмических областях, и написанию романов.

    Фантастику Роберт Форвард начал публиковать с 1980 года, когда вышел его дебютный роман "Dragon's Egg", за который он был удостоен премии журнала "Locus". За этой книгой последовало ее прямое продолжение "Starquake" (1985), цикл "Rocheworld", написанный в соавторстве с Джули Форвард Фуллер и Мартой Додсон Форвард, романы "The Owl" (1984), "Martian Rainbow" (1993), "Timemaster" (1992), "Camelot 30K" (1993) и "Saturn Rukh" (1997), а также сборник "Indistinguishable from Magic" (1995) и научно популярные книги "Future Magic" (1998) и написанная в соавторстве с Джоэлом Дэвисом "Mirror Matter: Pioneering Antimatter Physics" (1988).

    Всего на его счету 11 романов, которые обычно характеризуют как "сверхжесткую научную фантастику" - современных научных концепций в его фантастике было столько, что на них даже стало принято ссылаться в научных работах как на "предшествующие художественные публикации по тематике".


    Дюна: старая история и новая трилогия

    Dune: The Butlerian JihadРоссийским любителям "Дюны" снова есть, чего ждать: завершив работу над трилогией "Прелюдия к Дюне", Брайан Герберт и Кевин Андерсон взялись за новую трилогию "Легенды Дюны", первая книга которой только что вышла в США. В трилогии будут описаны первое столкновение родов Атридов и Харконненов, приведшее к многовековой вражде, борьба Серены Батлер и ее сподвижников против власти машин, изобретение силовых щитов Тио Хольцманом, основание Империи родом Коррино, исход дзен-суннитов, с боями прорвавшихся на Арракис. К тому же периоду относятся первые ростки орденов Бене Гессерит, школы ментатов, медицинской школы Сукк и многих других социальных институтов, описанных Фрэнком Гербертом в начальных романах цикла.

    Первый роман трилогии "Легенды Дюны" называется "The Butlerian Jihad" ("Джихад батлерианцев"), второй и третий будут называться "The Machine Crusade" ("Крестовый поход машин") и "The Battle of Corrin" ("Битва при Коррин"), они должны выйти в сентябре 2003 и сентябре 2004 года соответственно. На официальном сайте Дюны можно ознакомиться с отрывком из романа "Джихад слуг" и связанный с романом рассказ "Hunting Harkonnens".

    Новой трилогией планы соавторов не ограничиваются: на сайте есть информация, что задумана также трилогия "Paul of Dune", которая расскажет о детстве главного героя "Дюны".

    В целом хронология цикла теперь выглядит так:


    Скончался Ллойд Биггл-младший

    Ллойд Биггл-младший, 1981 [18.09.2002] 12 сентября 2002 года после двадцатилетней борьбы с лейкемией скончался музыкант и писатель Ллойд Биггл-младший (Lloyd Biggle, Jr.).

    Ллойд Биггл-младший родился 17 апреля 1923 года в городе Ватерлоо, штат Айова. Во время войны он служил сержантом связи в строевом отряде 102-й пехотной дивизии и был дважды ранен. На исходе войны на Эльбе он получил ранение шрапнелью в ногу и всю оставшуюся жизнь хромал. После демобилизации он закончил Уэйновский Государственный Университет (музыкальное образование) и Мичиганский Университет (естественные науки) в Детройте, после чего работал преподавателем.

    Писать фантастику Ллойд Биггл начал в 1955 году. Первой его публикацией стал рассказ "Обманутый" ("Gypped", опубликован в "Galaxy", июль 1956). После выхода в 1963 году романа "Все цвета тьмы" ("All the Colors of Darkness") он становится профессиональным писателем.

    Ллойд Биггл быстро приобрел известность благодаря тому, что часто привносил в традиционно техноцентрическую фантастику темы музыки и других изящных искусств. Рассказ "Музыкодел" ("The Tunesmith", 1957) практически сразу же после публикации признается классикой на родине, а в 1965 публикуется и в СССР.

    На протяжении 50-80-х годов появляются регулярно и пользуются устойчивой популярностью детективные и фантастические произведения Биггла. За это время он издает более двух десятков романов и сборников, в том числе два романа о Шерлоке Холмсе и цикл романов о космическом детективе Яне Дарзеке. Большой известностью пользуется его фантастический роман "Памятник" (1974), совсем недавно изданный на русском языке.

    В 1970-х годах Биггл стал инициатором основания Общества устной истории фантастики, трудами которого был собран архив из сотен кассет с записями выступлений и интервью известных писателей. Президентом Общества он оставался до самой кончины...

    Цитата: "Жизнь - величайший дар жизни. Храни жизнь иного существа, так же, как свою - ибо она и есть твоя жизнь. На шкале жизненных ценностей нет малых и больших жизней, так как каждая жизнь равнозначна любой другой..." - Ллойд Биггл-младший.


    Скончался Александр Казанцев

    Александр Казанцев, 1981 год [15.09.2002] 13 сентября на своей даче в Переделкино скончался один из известнейших отечественных фантастов советской эпохи Александр Петрович Казанцев.

    Александр Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И.С.Шапиро фантастическим сценарием "Аренида", позже переработанным в роман "Пылающий остров".

    Публикация романа (в 1040-1941 годах его печатала "Пионерская правда") стала для Казанцева началом 60-летней литературной карьеры. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа "Арктический мост" (полностью опубликован 1946), в 1952 году издается "Мол "Северный" (1952; переработан в 1956 году в роман "Полярная мечта", а в 1970 - в роман "Подводное солнце"), а в 1964 году - "Льды возвращаются". Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки того времени и его романы идеально соотвествовали "линии партии". В значительной степени именно они сформировали базис так называемой "фантастики ближнего прицела" и "антиимпериалистической" фантастики. Роман "Внуки Марса" (1963), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году.

    Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но смириться с ними не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия "линии партии", что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.

    Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и "оттепель" 60-х годов была окончательно затоптана. В этот период им написаны романы "Сильнее времени" (1973), "Фаэты" (1974), "Купол Надежды" (1980), которые заметно архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных "моторов" так называемой "молодогвардейской" школы (ныне частично слившейся с чисто коммерческой фантастикой, что иначе как иронию судьбы воспринять трудно).

    В 1981 году Казанцев публикует автобиографию "Пунктир воспоминаний" - весьма характерный документ, по которому можно вполне составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии "Аэлита".

    В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма "Острее шпаги" (1984), и о Сирано де Бержераке "Клокочущая пустота" (1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем "мушкетерского" исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы - это трилогия коммунистических утопий "Тайна нуля", "Донкихоты Вселенной" и "Спустя тысячелетие" (переизданы в 1997 году), дилогия "Иномиры" (1997) и историко-фантастическая дилогия "Звезда Нострадамуса" (2000). В 2001 году издан также фантастико-автобиографический роман "Фантаст", написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.

    Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.


    Лауреаты премии "Хьюго"

    [02.09.2002] 1 сентября 2002 года на очередном WorldCon'е, который имеет место быть в Сан-Хосе, штат Калифорния, объявлены результаты присуждения премий "Хьюго" за достижения в области фантастики в 2001 году.

    Лауреатами премии стали:

     

    Роман / Novel

    Нил Гайман, "American Gods"

    Повесть / Novella

    Вернор Виндж, "Fast Times at Fairmont High"

    Новелла / Novelette

    Тед Чан, "Hell Is the Absence of God"

    Рассказ / Short Story

    Майкл Суэнвик, "The Dog Said Bow-Wow"

    "Околофантастическая" книга / Related Book

    Рон Миллер и Фредерик Си Дюран-Третий, "The Art of Chesley Bonestell"

    Постановка / Dramatic Presentation

    "Властелин Колец: Братство Кольца"

    Профессиональный редактор / Professional Editor

    Эллен Дэтлоу

    Профессиональный художник

    Майкл Уэлан

    Полупрофессиональный журнал / Semiprozine

    "Locus", радактор Чарлз Браун

    Фэнзин / Fanzine

    "Ansible", редактор Дэйв Лэнгфорд

    Фэн-писатель / Fan Writer

    Дэйв Лэнгфорд

    Фэн-художник / Fan Artist

    Тедди Харвиа

    Сайт / Web-Site

    Locus Online, ведущий Марк Р. Келли

    Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла
    лучшему начинающему писателю

    Йо Уолтон (Jo Walton)

    Премия "Rediscovery" имени Кордвайнера Смита

    Р.А.Лафферти


    Погиб Михаил Чулаки

    Михаил Чулаки [22.08.2002] 21 августа был сбит машиной и вскоре скончался в больнице известный петербургский писатель Михаил Чулаки.

    Михаил Михайлович Чулаки родился 25 февраля 1941 года в Ленинграде в художественной семье. В конце 1940-х его родители развелись, и его отец уехал в Москву (впоследствии он много лет работал директором Большого театра в Москве). Еще в школе Михаил Чулаки решил стать писателем, однако после того, как окончил с золотой медалью школу, поступил на восточный факультет ЛГУ. Тем не менее, вскоре он решил сменить профессиональную стезю и начал учиться в Первом медицинском институте имени И.П.Павлова, где активно сотрудничал с институтской газетой "Пульс". Окончив мединститут в 1968 году, Михаил Чулаки шесть лет работал врачом-психиатром, потом год был - как ни странно - дрессировщиком львов на киносъемках, и после этого профессионально занялся литературой. С 1973 года, когда у Чулаки состоялась первая публикация в журнале "Нева", им создано более 25 романов и повестей, в числе которых - "Что почем?", "Тенор", "Вечный хлеб", "Прощай, Зеленая Пряжка", "Праздник похорон", "Анабасис", "Борисоглеб", "Харон", "Четыре портрета", "Книга радости - книга печали", "Отшельник", "Большой футбол Господень". Он также много работал в публицистике, работал на посту председателя Союза писателей Санкт-Петербурга и председателя комиссии по правам человека при администрации Санкт-Петербурга.

    Цитата: "Я не думаю, что мои взгляды найдут многих поклонников: я отвергаю современную дикость, в которой коснеет большинство человечества. Но мне хочется найти близких по духу людей везде - близко и далеко от Петербурга. И только Cеть может принести мне такой улов..."


    "Оригинал" дорос до "Пещеры" Дяченко

    [09.08.2002] В издательстве "ОЛМА-Пресс" в ближайшее время будет переиздан роман Марины и Сергея Дяченко "Пещера". Казалось бы, новость вполне рядовая, если не обращать внимания на контекст этого издания. Дело в том, что книга выйдет в серии "Оригинал", в которой издаются отечественные произведения "Литературы категории А" (таков подзаголовок серии), то есть, интеллектуальная проза современных авторов.

    Серия "Оригинал" была презентована на прошлогодней Московской Международной книжной ярмарке как один из проектов, альтернативных по отношению к многочисленным потокам "массовой" и "коммерческой" литературы. Появление такой серии в "ОЛМА-Пресс" было вполне закономерным, в этом отношении издательство заметно отстало не только от "Вагриуса" и "Амфоры", но даже от "АСТ" и "ЭКСМО", которые как минимум на год раньше осознали, что издание такой литературы выгодно именно в долговременной перспективе. "ОЛМА" взялась за дело основательно, и серия "Оригинал" за год вполне закрепилась на рынке и получила хороший резонанс. В рамках серии изданы книги "Голем, русская версия" Андрея Левкина, "Розыски абсолюта" Анатолия Азольского, "Дайте мне обезьяну" Сергея Носова и другие.

    Выход в этой серии "Пещеры" - первая серьезная попытка издателей "перевести" прозу Дяченко из категории "массовой литературы" в категорию литературы "элитной", что означает совершенно иной маркетинг их книг, иной критический подход, резонанс в иных (более "высоких") слоях литературного истеблишмента - и, учитывая исключительный художественный уровень произведений Дяченко, такой подход, если он не выльется в одноразовый эксперимент, может привести в будущем к многообещающим поворотам в их литературной судьбе.

    Если все получится, нам останется только поаплодировать Марине и Сергею Дяченко и поздравить их с тем, что благодаря их усилиям и их таланту "большая литература" еще раз вынуждена признать: автоматическое отнесение всей фантастики скопом по ведомству "попсы" является пережитком эпохи развитого снобизма.

     

    NB: все слова, заключенные в кавычки, заключены в них с умыслом. Sapienti sat.


    Объявлены финалисты "Странника"

    [13.07.2002] Оргкомитет премии "Странник" разослал членам жюри премии тройки финалистов по основным номинациям премии.

    Крупная форма (романы):

    1. Ван Зайчик Хольм. Дело незалежных дервишей. Дело о полку Игореве. Дело лис-оборотней. - СПб: Азбука, 2001.
    2. Дивов Олег. Саботажник. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
    3. Дяченко Марина и Сергей. Долина совести. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

    Средняя форма (повести):

    1. Дивов Олег. Предатель. // Если, № 2, 2001.
    2. Лукин Евгений. Труженики зазеркалья. // Если, № 6, 2001.
    3. Саломатов Андрей. В будущем году я стану лучше. // Если, № 9, 2001.

    Малая форма (рассказы):

    1. Громов Александр. Глина господа бога. // Сб. "Фантастика-2001". - М.: АСТ, 2001.
    2. Кубатиев Алан. Вы летите, как хотите!... // Если, № 10, 2001.
    3. Синякин Сергей. Кавказский пленник. // Порог, № 8, 2001.

    Критика, публицистика, литературоведение:

    1. Еськов Кирилл. Наш ответ Фукуяме. // Сб. "Фантастика-2001". - М.: АСТ, 2001.
    2. Переслегин Сергей. "Кто хозяином здесь? Напоил бы вином..." // Сергей Переслегин, Елена Переслегина. Тихоокеанская премьера. - М.: АСТ. СПб.: TF, 2001.
    3. Харитонов Евгений. "Русское поле" утопий. // Если, №№ 6-8, 2001

    Переводы:

    1. Виленская Н. Перевод книги Д.Зинделла "Хранитель Времени". - М.:АСТ, 2001.
    2. Коваленин Д. Перевод романа Харуки Мураками "Dance, dance, dance..." - СПб.: Амфора, 2001.
    3. Тогоева И. Перевод книг Г.Г. Кея "Древо жизни" и "Блуждающий огонь" из цикла "Хроники Фьонавара" (серия "Знак Единорога").- М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.

    Премии Кэмпбелла и Старджона

    [08.07.2002] Романы Джека Уильямсона "Terraforming Earth" и Роберта Чарлза Уилсона "The Chronoliths" стали равноправными лауреатами мемориальной премии Джона В. Кэмпбелла как лучшие научно-фантастические романы 2001 года.

    Премия Теодора Старджона за лучшее фантастическое произведение короткой формы 2001 года присуждена Энди Данкану за рассказ "The Chief Designer".

    Церемония объявления имен лауреатов состялась 5 июля в Канзасском Университете, при котором действует Центр изучения научной фантастики. На той же церемонии было торжественно объявлено, что Зал Славы научной фантастики пополнился именами Дональда Уоллхайма, Джеймса Блиша, Сэмюэла Дилейни и Майкла Муркока.


    Премии читателелей "Locus"

    [08.07.2002] 5 июля в ходе конвенции Westercon в Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премии журнала "Locus", присуждаемых почтовым и онлайн-голосованием подписчиков журнала.

    Лауреатами премии стали:

      Научно-фантастический роман / SF Novel
      "Passage", Конни Уиллис (Connie Willis)
      Роман-фэнтези / Fantasy Novel
      "American Gods", Нил Гайман (Neil Gaiman)
      Дебютный роман / First Novel
      "Kushiel's Dart", Жаклин Кэри (Jacqueline Carey)
      Повесть / Novella
      "The Finder", Урсула Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)
      Новелла / Novelette
      "Hell Is the Absence of God", Тэд Чан (Ted Chiang)
      Рассказ / Short story
      "The Bones of the Earth", Урсула Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)
      Авторский сборник / Collection
      "Tales from Earthsea", Урсула Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)
      Антология / Anthology
      "The Year's Best Science Fiction: Eighteenth Annual Collection", сост. Гарднер Дозуа (Gardner Dozois)
      Критика и публицистика / Non-Fiction
      "Being Gardner Dozois", Майкл Суэнвик (Michael Swanwick)
      Альбом / Art Book
      "Spectrum 8: The Best in Contemporary Fantastic Art", сост. Кэти Феннер и Арни Феннер (Cathy Fenner & Arnie Fenner)
      Редактор/составитель / Editor
      Гарднер Дозуа (Gardner Dozois)
      Журнал / Magazine
      "The Magazine of Fantasy & Science Fiction"
      Издательство / Book Publisher/Imprint
      "Tor"
      Художник / Artist
      Майкл Уэлан (Michael Whelan)

    Более полный список новостей фантастики можно найти на сайте "Курьер SF", моем совместном проекте с порталом "Русская фантастика".

    Русская фантастика и фантастика в Сети