Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Умер Р.А.Лафферти

Р. А. Лафферти[20.03.2002] 18 марта в возрасте 87 лет скончался после продолжительной болезни американский писатель Рафаэл Алойзиус Лафферти (Raphael Aloysius Lafferty).

Лафферти родился в городе Неола штата Айова 7 ноября 1914 года и в возрасте 4 лет был перевезен родителями в Оклахому в город Перри. Он отучился один курс в университете города Талса, штат Оклахома, после чего поступил на государственную службу и в 1934-1935 годах работал в Вашингтоне. В 1936 году стал сотрудником Clark Electrical Supply Co, одновременно изучал электроэнергетику в International Correspondence School. С 1942 по 1946 год находился на военной службе. Писать и публиковаться Лафферти начал только в конце 50-х годов, его первым опубликованным произведением стал рассказ "The Wagons" в "New Mexico Quaterly Review" в 1959 году. Дебютом в фантастике стал рассказ "Day of the Glacier", который появился в журнале "The Original Science Fiction Stories" в 1960 году. В течение последующих двух десятилетий Лафферти опубликовал около 200 рассказов и 19 романов, а в 1971 году, после выхода на пенсию, целиком посвятил себя литературе. В 1980 году он перенес тяжелый инсульт, который заставил его к середине 80-х годов практически прекратить работу.

Р.А.Лафферти считается мастером короткого рассказа. Он удостоен премии Hugo-73 за рассказ "Eurema's Dam" (1972), а в 1990 году получил Всемирную премию фэнтези за вклад в фантастику. На русский язык переведены несколько его рассказов, в том числе "Семь дней ужаса" ("Seven-Day Terror", 1962), "Все фрагменты речного берега" ("All Pieces of a River Shore", 1970), "Медленная ночь со вторника на среду" ("Slow Tuesday Night", 1965), "Планета медведей-воришек" ("Thieving Bear Planet", 1982) и некоторые другие.

Шварценеггер больше не легенда

[19.03.2002] Голливудский проект экранизации классического фантастического романа Ричарда Матесона "Я - легенда" ("I Am Legend", 1954) вновь на колесах, хотя и с некоторыми потерями. Прежде всего, режиссировать его будет не Ридли Скотт ("Чужой", "Бегущий по лезвию"), а, как надеется студия "Warner Brothers", Майкл Бэй ("Скала", "Армагеддон"). Во-вторых, по тем же предварительным раскладам, главную роль будет играть не Арнольд Шварценеггер ("Терминатор", "Правдивая ложь"), а Уилл Смит ("День Независимости", "Люди в черном") - видимо, у них внезапно нашлось много общего. Впрочем, Шварценеггер собирается остаться продюсером проекта, но Арнольд за кадром это все равно что небо на десктопе - никакого удовольствия для организма.

Предполагаемая экранизация романа будет уже четвертой - прежде выходили итальянская черно-белая версия "Последний человек на Земле" с Винсентом Прайсом в главной роли ("L'Ultimo uomo della Terra", 1964), испанская короткометражка ("Soy leyenda", 1967) и американский фильм "Человек Омега" с Чарлтоном Хестоном ("The Omega Man", 1971) - причем самая первая итальянская лента считается наиболее удачной.

Роман несколько раз издавался на русском языке, самое свежее издание под названием "Легенда" вышло в прошлом году в серии "Классика литературы ужасов".

Итоговый номинационный список
по премиям "Интерпресскон-2002"
и "Бронзовая улитка-2002"

На сайте "Интерпресскона" опубликованы номинационные списки по ежегодным премиям "Интерпресскон" и "Бронзовая Улитка". Ниже приведены номинации по категории "Крупная форма".

КРУПНАЯ ФОРМА

  1. Брайдер Ю., Чадович Н.: Жизнь Кости Жмуркина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Валентинов А. Диомед, сын Тидея. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000-2001.
  3. Валентинов А. Ола. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  4. Ван Зайчик Х. Дело жадного варвара; Дело незалежных дервишей; Дело о полку Игореве: 1-я цзюань цикла "Плохих людей нет". - СПб.: Азбука, 2001.
  5. Громов А. Крылья черепахи. - М.: АСТ, 2001.
  6. Громов А. Тысяча и один день // Одноим. авт. сб. - М.: АСТ, 2001.
  7. Дивов О. Саботажник // Одноим. авт. сб. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  8. Дяченко М. и С. Долина Совести. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  9. Дяченко М. и С. Магам можно все. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  10. Лазарчук А. Кесаревна Отрада между славой и смертью: Полная версия романа. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  11. Лукьяненко С. Танцы на снегу. - М.: АСТ, 2001.
  12. Олди Г. Л. Богадельня. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  13. Олди Г. Л. Одиссей, сын Лаэрта. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000-2001.
  14. Скирюк Д. Кровь земли; Драконовы сны: Роман в 2 т. - М.: АСТ; СПб.: СЕВЕРО-ЗАПАД Пресс, 2001.
  15. Тырин М. Тварь непобедимая. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ван Хелсинг пополнит коллекцию
своих трофеев

Стивен Соммерс[05.03.2002] Режиссер блокбастеров "Мумия" и "Мумия возвращается" Стивен Соммерс приступил к работе над новым проектом - фантастическим триллером под условным названием "Ван Хелсинг" ("Van Helsing"). Знаменитый истребитель вампиров отправится по вызову в одну из восточноевропейских стран (интересно, в какую именно), где местное население окончательно изнемогло под гнетом сверхъестественных монстров. По проскользнувшим в прессу намекам, в новом фильме найдется место чуть ли не для всех классических киномонстров студии "Universal Pictures" - Дракулы, Волколака и несчастного создания Франкенштейна.

Похоже, добившись грандиозного успеха благодаря роскошной творческой переработке "Мумии" Карла Фройнда, Соммерс решил проделать ту же операцию с творениями Тода Браунинга, Джеймса Уэйла и Джорджа Уэггнера. Только на этот раз он решил не возиться с каждым чудищем отдельно, а разобраться со всеми оптом.

Чем все это кончится - неизвестно. Впрочем, никому из монстров еще не вредила очередная экранизация; к тому же, Соммерс обещает как следует их расцветить, а то за десятилетия киносуществования все они здорово пообтрепались и обветшали. В этом смысле "мумификация" по-соммеровски им совсем не повредит.

Добро пожаловать в "Полдень. XXI век"!

Главный редактор `Полдня` Борис Стругацкий[12.02.2002] 11 февраля на заседании Петербургского семинара Бориса Стругацкого было объявлено о начале нового издательского проекта - "толстого" литературно-художественного журнала "ПОЛДЕНЬ, XXI ВЕК", посвященного отечественной фантастике - в самом широком понимании. Журнал будет издаваться на средства фонда "Поддержка культурного наследия" и издательства "Геликон Плюс".

Главным редактором журнала стал Борис Стругацкий, заместителем главного редактора - Александр Житинский. Дали согласие работать в редколлегии журнала Сергей Бережной, Кир Булычев, Андрей Измайлов, Андрей Лазарчук, Святослав Логинов, Евгений Лукин, Сергей Лукьяненко, Сергей Переслегин, Вячеслав Рыбаков, Михаил Успенский, Александр Щеголев.

Первый номер предполагается выпустить в июне 2002 года, а в 2003 году журнал должен выйти на периодичность 6 номеров в год. Объем одного номера журнала - 25-30 авторских листов, формат стандартный для "толстых" журналов - 70х100/16. Установочный тираж - 5 тысяч экземпляров.

По словам Бориса Стругацкого, в журнал будут приниматься для публикации умеренного объема (предпочтительно - рассказы или небольшие повести) произведения, ранее не появлявшиеся в печати. Главным критерием при оценке присланных произведений будет их художественный уровень - и отбор, обещает главный редактор, будет чрезвычайно строгий.

Итак, к рассмотрению принимаются фантастические художественные произведения объемом до 4 авторских листов (лучше - меньше), присланные по почте на адрес редакции или аттачами по электронной почте (предпочтительно в формате RTF).

    Контакты:
    • 199053, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 1-я линия, 28
      Издательство "Геликон Плюс", журнал "Полдень, XXI век"
    • Тел. (812)-328-2040
    • E-mail: polden@helicon.nw.ru

Детство кончится. Когда-то...

Артур Ч. Кларк[05.02.2002] Артур Кларк вскоре может стать "папой" еще одного фантастического фильма: компании "Universal Pictures" и "Beacon Pictures" намерены в недалеком будущем приступить к работе над экранизацией его классического романа "Конец детства" ("Childhood's End", 1953). В качестве режиссера в проект приглашена Кимберли Пирс (Kimberly Peirce), прославившаяся как создатель сенсационной психологической драмы "Парни не плачут" ("Boys Don't Cry", 1999). Сценарист будущего фильма пока не определен.

Стоит напомнить, что до сих пор по произведениям Кларка в США были сняты только три полнометражных художественных фильма - знаменитый "Космическая Одиссея 2001 года"("2001: A Space Odyssey", 1968) Стэнли Кубрика, почти никакой "2010: Одиссея 2" ("2010", 1984) и совершенно никем не замеченный "Плененные в космосе" ("Trapped in Space", 1993) по рассказу "Breaking Strain" (1949). Однако год назад появилась информация, что Дэвид Финчер будет режиссировать крупнобюджетный блокбастер "Свидание с Рамой", а теперь очередь дошла и до "Конца детства", переложить который на язык экрана будет, за исключением вступительной части, довольно трудно - действия как такового в книге почти нет, а финал создает для кинематографистов проблемы почти неразрешимые...

Так или иначе, будем ждать и надеяться.

Астрид Линдгрен оставила нам свою улыбку

Но мы все равно плачем...

Астрид Линдгрен[29.01.2002] 28 января 2002 года национальные каналы шведского телевидения неоднократно прерывали программы экстренными выпусками, в которых сообщалось о кончине той, кто в 1999 году был назван по итогам общенационального опроса самой популярной личностью Швеции XX века.

В 10:30 утра в возрасте 94 лет после непродолжительной болезни скончалась Астрид Линдгрен, один из самых любимых детских писателей, автор повестей о Карлсоне, Пеппи Длинныйчулок и других героях, навсегда завоевавших сердца детей всего мира.

Астрид Анна Эмилия Эриксон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция). После окончания школы работала в местной газете, в 1926 году переехала в Стокгольм и поступила в школу секретарей. 4 декабря этого же года у нее родился сын Ларс. Замуж Астрид Эриксон вышла на пять лет позже, приняв в замужестве фамилию, ставшую ныне всемирно известной.

Семейная жизнь будущей писательницы, несмотря на хронологические курьезы, протекала замечательно. Во всяком случае, на работу она вернулась только в 1937 году, когда Ларсу исполнилось 11 лет и у него уже была трехлетняя сестренка Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в новую квартиру в Далагатане (район Стокгольма), где Астрид и жила до последних дней.

Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинныйчулок" - Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен выходили одна за другой - "Ронни - дочь разбойника", "Эмиль из Леннеберги", "Расмус-бродяга", "Карлсон, который живет на крыше", "Мио, мой Мио", "Братья Львиное Сердце"... В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. Она стала лауреатом такого количества наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Среди самых главных: премия имени Ганса Христиана Андерсена, которую называют "малой Нобелевской", премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО и различных правительств, Серебряный Медведь (за фильм "Ронни - дочь разбойника")...

В России книги Астрид Линдгрен были и остаются среди самых популярных. Карлсон стал героем популярнейших мультфильмов и чуть ли не национальным героем, его методы курощения домомучительниц взяты на вооружение повсеместно и в пересмотре не нуждаются. Пеппи Длинныйчулок поднимала свою лошадь и гоняла воров и учительниц средней школы в кино, на телеэкране, в радиоспектаклях... Принц Мио побеждал рыцаря Като в фильме Владимира Грамматикова. Переиздания книг Астрид Линдгрен не прекращаются...

И все это позволяет надеяться, что наш мир все-таки станет когда-нибудь добрым. Таким, каким его видела Астрид Линдгрен.

"Секретные материалы" умрут,
но после смерти будут жить долго и счастливо

Секретные материалы[23.01.2002] Создатель "X Files" Крис Картер (Chris Carter) подтвердил, что девятый сезон сериала станет последним. 16 января решение об этом было принято на встрече Картера с предстедателем Fox Entertainment TV Group Сэнди Грашо (Sandy Grushow) и президентом развлекательного департамента Fox Гейл Берман (Gail Berman). "Девять кругов пройдены", - сказал Картер, - "и этого достаточно. Сериал должен закончиться, пока он не выдохся окончательно". Изменения в актерской команде (в частности, уход Фокса Молдера - Дэвида Духовны) и сильная конкуренция привели к тому, что рейтинг сериала начал заметно падать, и Картер решил избавить шоу от мучительной агонии.

В мае должен выйти финальный эпизод, который будет состоять из двух частей и сценарий для которого пишет сам Картер. Пока неизвестно, появится ли Молдер в последней серии - Картер очень надеется, что появится, но убалтывать Духовны ему еще только предстоит и чем это убалтывание закончится сказать трудно. Возможно, многие нераскрытые до сих пор тайны "Секретных материалов" так и останутся тайнами - навсегда...

Впрочем, продолжается работа над вторым полнометражным фильмом - а пример "Star Trek" (смотрите на следующей неделе) ясно показывает, герои культового телесериала могут довольно успешно продолжать жить и на большом экране. Сам Картер уверен, что созданному им телесериалу суждена долгая счастливая жизнь после смерти.

Вадим ШефнерНе стало Вадима Шефнера

[08.01.2002] 5 января 2002 года не стало одного из самых... нет, я не смогу подобрать сейчас нужного слова.

    "Через два дня я пришел в Дом Расставаний, в большой зал, стены которого были облицованы мрамором. Похоронный обряд был прост, длинные надгробные речи давно отошли в прошлое. После краткого прощального слова гроб по стеклянному переходу понесли к Белой Башне на подъемник - и он вознесся ввысь"...

Это из его "Девушки у обрыва".

Вадим Сергеевич Шефнер родился 12 января 1915 года в Петрограде. Дворянин. Оба его деда - адмиралы российского флота, в честь одного из них, Алексея Карловича, на Дальнем Востоке назван мыс Шефнера.

По окончании школы в 1931 году Вадим Шефнер учился в керамической группе Учебно-химического комбината имени Менделеева, затем работал кочегаром по обжигу фарфора на заводе электроизоляционного фарфора "Пролетарий". Тогда же начал писать стихи - в 1933 году его стихотворение появилось в заводской многотиражке. В 1935 году поступил на рабфак Ленинградского университета и перешел на завод "Электроаппарат", работал на радиально-сверлильном станке, но вскоре ушел оттуда и за короткое время сменил несколько мест работы и несколько профессий. Был инструктором по физкультуре, формовщиком в литейном цехе, подносчиком кирпича на стройке, чертежником-архивариусом на оптико-механическом заводе, библиотекарем.

В середине 1930-х годов занимался в литобъединении при редакции газеты "Смена", а с 1936 года начал публиковать стихи - сначала в газетах, с 1938 года - в литературных журналах. Первый стихотворный сборник - "Светлый берег" - вышел в 1940 году, тогда же году опубликован его первый рассказ. Во время Второй мировой войны он был сначала солдатом (48-й батальон аэродромного обеспечения под Ленинградом), потом - военным корреспондентом газеты 23-й армии "Знамя победы". После войны - поэзия, литература, жизнь...

"Творчество В. Шефнера не однажды осуждалось в нашей печати как ущербное, подверженное влиянию декаданса. В своей послевоенной книге "Пригород" В. Шефнер предстает перед читателем не современником великой эпохи, а упаднически настроенным отщепенцем". ("Вечерний Ленинград", март 1949)

Позже появилась проза - своеобразнейшая, бесконечно добрая и живая.

"Скромный гений".

"Круглая тайна".

"Имя для птицы".

"Человек с пятью "не", или Исповедь простодушного".

"Лачуга должника".

"Сестра печали"...

 

Не могу.

 

Прощание

    Не со старого снимка и не во сне -
    Эти выдумки не для нас, -
    Ты возникнешь из памяти, как цветок,
    Пробивающий снежный наст.
    Опустив ресницы, ты скажешь мне:
    "Позади пути, города.
    Я всю жизнь с тобою рядышком шла,
    Только ты был слеп иногда.
    Я такая, какою была всегда,
    Но такой я не буду впредь, -
    Я сияю, как падающая звезда
    Перед тем, как совсем сгореть".

1958

Это - его. Для нас. Нам.

Спасибо.

Джек Кэррол Холдеман IIУмер Джек Холдеман

[03.01.2002] Новый год начался в американской фантастике печально: 1 января после долгого, но безуспешного лечения, умер от рака Джек Кэррол Холдеман (Jack Carroll Haldeman II), автор десяти романов и более чем сотни рассказов, брат известного писателя Джо Холдемана (Joseph William Haldeman).

Джек К. Холдеман родился 18 декабря 1941 года в Хопкинсвилле, штат Нью-Йорк, окончил университет штата Оклахома и университет Джона Хопкинса. С 1963 года профессионально занимался биологией. В фантастике дебютировал рассказом "Эдемский сад" ("Garden of Eden") в декабрьском номере журнала "Fantastic" за 1971 год. Первый роман "Векторный анализ" ("Vector Analysis") опубликовал в 1978 году. Джек Холдеман много писал в соавторстве - в том числе с Гарри Гаррисоном, Джеком Данном, Гарднером Дозуа, Эндрю Оффутом, Джо Холдеманом. На русском языке опубликован роман "Билл, Герой Галактики, на планете зомби-вампиров" написанный Холдеманом в соавторстве с Гарри Гаррисоном, несколько рассказов в антологиях и периодике.

"Я родился через одиннадцать дней после бомбежки Перл Харбора и за неделю до Рождества. По-моему, это и определило всю мою жизнь", - этими словами открывается его личная страничка, которую теперь некому вести. И некому написать, что смерть пришла за ним в Новый Год, решив на этот раз угадать точно в знаменательную дату...

Более полный список новостей фантастики можно найти на сайте "Курьер SF", моем совместном проекте с порталом "Русская фантастика".

Русская фантастика и фантастика в Сети