Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

НОВИНКИ ФАНТАСТИКИ
Книги сентября, которые привлекли мое внимание

© Сергей Бережной, 2002

 

[Обновлено 10.10.2002]
 

Этот список - апофеоз субъективности. Среди книг, появляющихся на лотках (и в интернет-магазинах) обычно находятся несколько новинок, которые интересны для меня самим фактом появления. Мне хочется их купить, прочитать (или перечитать), они мне заранее интересны. Скорее всего, речь идет о новых книгах хорошо известных мне авторов, о переводных книгах, которые мне известны в оригинале - или же по отзывам людей, мнение и художественный вкус которых я уважаю.

Таким образом, перед вами не тотальный перечень новинок, а список субъективный и более чем выборочный.


  • Роджер Желязны, Джейн Линдсколд. Лорд Демон. - М.: ЭКСМО, 2002. - 384 с. - ("Меч и магия")

      "Посмертные" романы - это, как правило, полный аналог зомби: вроде ходит, а неживое... К счастью, есть и изумительные исключения. "Психолавка", дописанная Желязны по черновикам Бестера. "Лорд Демон", дописанный Линдсколд по черновикам Желязны...

      Это тот случай, когда полагается с глубокой благодарностью поцеловать женщине руку. Она нежно сберегла в этом романе гений ее первого автора и тщательно скрыла все следы второго. Одно имя на обложке - это одновременно и справедливо, и нет. "Лорд Демон" - действительно роман Желязны, и только его. Линдсколд лишь сделала все, чтобы этот текст к нам пришел, но это более чем достойно того, чтобы считать ее полноценным сотворцом книги.

      Причем, книги достойнейшей - с какой стороны ни глянь. Уже с первых страниц меня поразило ностальгическое ощущение: это был тот самый Желязны, молодой литературный бандит, сажавший богов на мотоциклы и засыпавший мир шелухой небесных семечек, это был автор "Повелителя Света" и "Этого бессмертного". Он вернулся - после многих лет поиска, эксперимента, побед, поражений, жизни, смерти...

      Кай Крапивник скроен по той же мерке, что и Сэм-Махасаматман; блистательный характер его создателя просматривается в обоих героях (как и во многих других). Китайская мифология стала для Желязны столь же богатой литературной рудой, как прежде индийская, древнегреческая, древнеегипетская, - и средой, атмосферой для его очередного совершенно современного романа. Мир в его романе снова един - и снова делится на реальность и изнанку, и вновь оказывается, что общим для любых отражений остаются ум, талант, верность себе и мастерство.

      "Лорд Демон" - это не просто "один из романов Желязны". Скорее уж - один из лучших...

  • Генри Лайон Олди. Орден Святого Бестселлера, или Выйти в тираж. - М.: ЭКСМО, 2002. - 384 с. - ("Нить времен")

      Если название не убеждает, листаните книжку и почитайте эпиграфы к главам. Лучше рекомендаций пока предложить не могу (если рекомендации лучше этой вообще существуют).

      Олди решили повивисекторствовать и вынуть на всеобщее обозрение желудок, сердце и прочую анатомию коммерческого писателя, по совместительству - фантаста. Они, понятно, не первые, но если Лукьяненко в "Осенних визитах" был в этом отношении романтично серьезен, то Олди в "Ордене Святого Бестселлера" ироничны и даже сатиричны. Форма в этом романе определенно важнее содержания (хотя все, как вы понимаете, относительно).

      И - если кто-то еще ностальгирует по ранним книгам Громова и Ладыженского, которые просто распирало цитатами, этот кто-то с удовольствием вспомнит былое и от души над ним посмеется - в новой книге цитат стало больше, но кайф прет не от них самих, а от их творческой (очень творческой) переработки.

      Ликую с вами.

  • Александр Громов. Завтра наступит вечность. - М.: АСТ, 2002. - 366 с. - ("Звездный лабиринт")

      Отношение к книгам Громова у меня немножко для меня самого удивительное: я его (впечатление) необычно часто пересматриваю. Не всегда "в плюс", иногда и в "минус", а временами оценка остается на том же уровне - но меняется содержательно. Громов пишет очень ровно в смысле эстетических требований к тексту (это, кстати, плохо - я отвык ожидать от его книг эксперимента в области формы), но его художественные модели удивительно многомерны и дают возможность рассмотреть их в самых разных ракурсах. Что, собственно, и требует регулярного "пересмотра"...

      С этим романом получилось как-то "по частям". Поначалу шло неплохо, но потом в сюжет полезли спецслужбы и стало как-то тоскливо. Громов - определенно не Ле Карре. У него спецслужбы какие-то глупые, совсем как в теленовостях. И от этого романы его тоже глупеют, а это чертовски обидно... Впрочем, спецслужбы в романе кончились очень быстро, что можно было только приветствовать, а взамен началась космическая "робинзонада", местами переходящая в что-то очень "карсаковское". Эти переходы надежно развалили мое восприятие романа на три части, антуражно самостоятельные и как-то отказывающиеся срастаться воедино.

      И это при том, что Громову снова удалось написать классический "свой" роман, от которого почти невозможно оторваться - живой, читабельный, без выпендрежа и добротный.

  • Евгений Лукин. Фарфоровая речь. - М.: АСТ, 2002. - 224 с.

      Вот и вышла книга стихов Евгения Лукина в Столице Нашей Родины. Пусть с обложкой-невидимкой, пусть тиражом всего в одну тысячу - для стихов больше и не нужно. Мы, несмотря на это, нашли ее глазами, догнали ногами, приняли сердцем.

      Попутно ткну пальцем в то, что Евгению Юрьевичу не стоит более считать себя "провинциалом" - разве что в смысле места жительства. Он давно пересверкал многих "центровых" авторов. Его печатают в "Антологии сатиры и юмора России XX века". Его "Декрет об отмене истории" включают в "Антифоменковскую мозаику". "Букер" так просто не за горами - причем ему совершенно не нужно будет "выеживать" из себя что-то, чтобы к этому "Букеру" как-то приспособиться - как говорил один влиятельный член всех литературных жюри, "сами предложат и сами дадут"...

  • Сергей Лукьяненко. Спектр (Каждый охотник желает знать): Роман в семи частях, с семью прологами и одним эпилогом. - М.: АСТ, 2002. - 490 с. - (Звездный лабиринт).

      Слава музам, Сергей Лукьяненко вышел из когорты авторов, каждая книга которых безоговорочно воспринимается как Событие. Пребывание в таком состоянии для человека пишущего приятно, но слишком опасно - что и продемонстрировал опыт автора "Танцев на снегу". Cовершенно преданные поклонники книгу захвалили, мне же она показалась удивительно слабой. Зная Сергея Васильевича, я почему-то уверен в том, что и он сам от нее не в большом восторге. А это значит: мобилизация. Следующий ход должен быть сильным и убедительным.

      Вот этого я от "Спектра" и жду.

  • Роберт Шекли. Паломничество на Землю / Пер. с англ.; Обл. Гарри Руделла; Сост. А. Жикаренцев. - М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. - 1263 с. - (Шедевры фантастики).

      Книга, очень приятная во всех отношениях. Во-первых, толстая (тыща страниц с четвертью). Во-вторых, содержательная - аж сто рассказов. В-третьих, на какой странице ни открой - Шекли.

      Это ж просто праздник какой-то!


  •  

    Disclaimer: Надеюсь, все помнят, что указанные в документе цены могут быть изменены магазином в любой момент, а я тут буду совершенно ни при чем?

    Удачи!

     


     



     

     
     

    Русская фантастика и фантастика в Сети