Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Вячеслав Рыбаков. Пробный шарСбыт мечт и прочие добрые услуги

"Боевой листок" от 29 мая 2001 года

© Сергей Бережной, 2001

 
 

Книги, которые приходят сами

Какая неделя! Книжки покупаются сами. Просто сами.

Главная книга недели появилась в "Звездном лабиринте" - "Пробный шар", сборник короткой прозы Вячеслава Рыбакова. Попробовал бы я это не купить. Такие книги должны стоять на полке просто из любви к полке. Она же мне не простит, если среди корешков не появится именно этот. Восемнадцать рассказов и повестей - от написанного в 1975 году "Художника" до только что получивших "Бронзовую улитку" "Возвращений",- и еще три статьи. Кажется, большая часть рассказов не издавалась со времени выхода "терровского" двухтомника. Берите шедевры на карандаш (перечисляю только "самое-самое"): "Великая сушь" (первый опубликованный рассказ Рыбакова), "Носитель культуры", "Люди встретились", "Ветер и пустота", "Давние потери", "Зима", "Свое оружие"... Эти рассказы сделали Рыбакова одним из самых дорогих для меня авторов еще до публикации "Очага на башне", а уж потом-то... В общем, что я распинаюсь - как будто кому-то эти мои танцы нужны. Все и так знают, что к чему, а кто не знает - небось, не сильно от этого мучается... [ "Библио Глобус", "Книжная орбита" ].

Хольм ван Зайчик. Дело о полку ИгоревеВторая книга, которая "купилась" сама - "Дело о полку Игореве" Хольма ван Зайчика. Тут, сами понимаете, сработал условный рефлекс: третий том цикла берется после первых двух на автопилоте. Тем более, серия явно идет в гору: если экспозиционное "Дело жадного варвара" было детективом почти лирическим, а потому несколько вялым, то "Дело незалежных дервишей" было детективом почти комическим и уже вполне бодрым, и тогда завершающее первую цзюань (здесь - первый цикл) "Дело о полку Игореве" должно быть каким?.. Опаньки. "Я даже брошу пить" - © Тетушка Чарли из Бразилии. А если без шуток, то я (без всяких угрызений совести) отложил "Охоту на овец" Харуки Мураками и вцепился в нового ван Зайчика.

Продолжая "восточную" тему: "Евразия" переиздала "Пионовый фонарь" Санъютэя Энтё в переводе Аркадия Стругацкого, каковое обстоятельство особо отмечено на обложке - как и у недавнего издания "Сказания о Есицуне". Без комментариев.

И, наконец, только что появившийся на стендах юбилейный сотый номер журнала "Если" (№6, 2001) тоже куплен и уже частично прочитан. "Кон" Марины и Сергея Дяченко - совершенно запредельный рассказ. Не знаю, как обитателей партера и галерки, но любого, кто выходил на театральные подмостки для того, чтобы произнести монолог про многоуважаемый шкаф или хотя бы сакраментальное "кушать подано", этот рассказ просто по определению должен взорвать изнутри. Меня уже где-то на второй странице начало трясти от острого ощущения узнавания; к концу только немножко отпустило. Сильнейший рассказ, рекомендую. В номере также проза Андрея Столярова, Эдуарда Геворкяна, Владимира Михайлова, Евгения Лукина, Сергея Лукьяненко, стихи, шаржи и "спринт-истории" Кира Булычева.

Первый номер Amazing StoriesНомер открывает статья Вл.Гакова "Создатели жанра", посвященная истории журналов фантастики - обычный для Гакова набор широко известных фактов, странноватых умозаключений и глупейших ошибок, возникших от барственного нежелания лишний раз заглянуть в справочник. Например, если формат первых номеров "Amazing Stories" еще можно с некоторой натяжкой назвать "типичным тогда форматом pulp edition" (хотя до октября 1933 года "Amazing" выходил в формате bedsheet, малохарактерном для "пульпов" и типичном, скорее, для престижных журналов), то утверждение, что на обложке первого его номера красовалась ракета, просто вызывает здоровый смех (см. картинку справа). Но особенно мне понравилось сообщение, что "Astounding Stories" в 1935 году начал выходить дважды в месяц - вот это действительно новое слово в истории журнальной фантастики. Как корпорации "Street and Smith" удалось при заявленном Гаковым графике выпустить в 1935 году, не пропустив ни единого месяца, только двенадцать номеров этого журнала, остается неразрешимой загадкой. Ну, а о том, что Айзек Азимов дебютировал в "Astounding" у Кэмпбелла, Гаков упоминает совершенно мимоходом, как о чем-то общеизвестном... И таких ляпов, причем сделанных по самым разным поводам, в статье демонстративно много. В общем, плохо вы, профессор, знаете матчасть. Или, может, это в честь юбилея потрудились знатоки из редакции журнала?

С опубликованной в том же номере статьей Натальи Милосердовой о моем любимом фильме "Кин-дза-дза", увы, почти та же история - многоуважаемый автор каким-то образом проморгала "чатлано-пацакский словарь" и эцилоппа, например, упорно именует "оцелоппом", позволяя себе делать из этого начального "о" далеко идущие выводы... Впрочем, уже само появление этой статьи - бальзам на мои пролежни. Пересмотрел фильм, кстати...

Что-то обзор перерастает в рецензию, пора останавливаться. Ну не люблю я воинствующих дилетантов, даже самых трудолюбивых. И если уж автор заявляет претензии на знание материала, хотелось бы, чтобы эти претензии были подкреплены хоть сколько-нибудь добросовестным походом.

...Проехали. Впреред, мой читатель, вперед! Воздух вливается в окна...

 
Степан Вартанов. Путь в тысячу ли Елена Долгова. Сфера Маальфаса Дмитрий Липскеров. Пальцы для Керолайн

  • Ольга Березина. PR-вумен, или Игры деловых женщин
      Очередной роман о заговоре с целью заменить всех наших государственных деятелей другими вредителями. Зачем?... Книга вышла в "Петрополисе". В Интернете не найдена (по той же причине, видимо, что и Неуловимый Джо - "да не ловит его никто, кому он нужен-то...").
  • Степан Вартанов. Путь в тысячу ли ("Звездный лабиринт"-мини)
      Сборник ранее не издававшихся произведений Вартанова - восемь повестей и рассказов и роман "Муравейник". То, что он вышел в мягкой обложке, дает повод предположить, что и цикл о Кристалле, ранее выходивший в "Звездном лабиринте", может быть переиздан "покетами" - и пррррравильно. Обложка, кстати, очень симпатичная, на маленькой картинке не разглядеть, посмотрите большую (за нее отдельное спасибо Александру Орехову, который ее прислал).
      [ "БиблиоГлобус" ]
  • Елена Долгова. Сфера Маальфаса ("Знак Единорога")
      Еще одно показательное проникновение отечественного автора в серию переводной фантастики. Дебютный роман. Елена Долгова известна в FIDO как модератор эхоконференции SU.PERUMOV, посвященной общению на темы творчества Ника Перумова.
      [ "БиблиоГлобус", "Топ-книга" ]
  • Дмитрий Липскеров. Пальцы для Керолайн ("Наша марка")
      Что называется - как по заказу. А то меня тут некоторые начали упрекать в том, что я игнорирую "амфоровскую" серию "Наша марка". Я?!! Игнорирую?!! "Пусть он хотя бы один лотерейный билет купит..." Вот, как только книжка вышла - а я уже тут как тут. В сборник, кроме заглавной, вошли повести "Груша из папье-маше" и "Ожидание Соломеи".
      [ "Топ-книга" ]

 

Как видите, новинок не больно-то много. С новыми переводами практически та же история.
Гордон Диксон. Шторм времени Терри Пратчетт. Стража! Стража! Боб Шоу. Ночная прогулка

  • Гордон Диксон. Шторм времени ("Координаты чудес")
  • Кровь? Горячая! ("Темный город")
      Антология, 21 рассказ ужасов. Вольная фантазия на темы антологии Джефа Гелба и Лонна Френда "Hot Blood: Tales of Provocative Horror" (1989) и еще одной антологии того же Джефа Гелба и другого Майкла Гаррета "Hotter Blood: More Tales of Erotic Horror" (1991), в каждой было по два десятка рассказов. Я себе купил - "Hot Blood" в свое время гремел как лучшая антология "эротических ужасов".
      В Интернете этой книги не нашел. Что за напасть?
  • Терри Пратчетт. Стража! Стража! ("Плоский мир")
      "Guards! Guards!" (1989). Восьмой роман "Плоского мира", по какой-то причине пропущенный ранее при выпуске серии в "ЭКСМО". И почему-то фон обложки не черный, как у других книг, а темно-синий. Но ведь беда-то небольшая, верно?
      [ "БиблиоГлобус" ]
  • Боб Шоу. Ночная прогулка ("Золотая библиотека фантастики")
      Романы "Ночная прогулка" ("Night Walk", 1967), "В двух лицах" ("The Two-Timers", 1968), "Путешествие в эпицентр" ("Ground Zero Man", 1971) и "Свет былого" ("Other Days, Other Eyes", 1972). Толстая такая книжка. Ничего, кроме "Света былого", я не читал, но "Свет былого" - вещь совершенно блистательная.
      [ "Книжная орбита" ]

 

Макс Фрай. ЧужкПереизданий отечественной фантастики как-то совсем мало, и почему-то в этот раз, в основном, юморЪ... Вот не знаю, стоит ли включать в этот обзор "Чужака" Фрая в серии "Золотой фонд" - вышел-то он еще в 2000 году, но пенка в том, что я его до сих пор не видел в продаже. Ладно, будем считать это дефектом моего зрения. Беда, что это единственная в разделе книга, для которой удалось надыбать обложку...

  • Борис Акунин. Алтын-толобас ("Русский проект"-мини)
      Еще одно переиздание, на этот раз в мягкой обложке.
      В Интернете не найдено.
  • Михаил Успенский. Там, где нас нет ("Русская фэнтези")
      Первый роман о Жихаре. Очередное переиздание в слегка измененном оформлении.
  • Михаил Успенский. Время Оно ("Русская фэнтези")
      Второй роман о Жихаре плюс роман "Чугунный всадник". Очередное переиздание в слегка измененном оформлении.
  • Михаил Успенский. Кого за Смертью посылать ("Русская фэнтези")
      Третий роман о Жихаре плюс повесть "Семь разговоров в Атлантиде" и рассказы. Очередное переиздание в слегка измененном оформлении.

 

Переиздания переводной фантастики. Тоже почти пусто.
Айзек Азимов. Звезды как пыль Борис Виан. Осень в Пекине Дин Кунц. Кукольник

  • Айзек Азимов. Звезды как пыль ("Стальная крыса"-мини)
      "The Stars Like Dust" (1951) и "рассказ" (?!) "Космические течения" ("The Currents of Space", 1952). В мягкой обложке.
      [ "БиблиоГлобус" "Топ-книга" ]
  • Роберт Асприн, Давид ап Хью. Артур-полководец. За далью волн ("Миры Роберта Асприна")
      Романы Дэфида ап Хью "Arthur War Lord" (1994) и "Far Beyond the Wave" (1994). Ни в каких библиографиях, кроме русскоязычных, Асприн в соавторы этой дилогии не попадает. Прикольно, да?
      В Интернете книгу не нашел.
  • Борис Виан. Осень в Пекине ("Omnia")
      Роман "L'automne a Pekin" (1946). Переиздание в серии "Omnia", которую выпускает тот же "Симпозиум".
      [ "БиблиоГлобус" ]
  • Дин Кунц. Кукольник (Собрание сочинений)
      "The Flesh in the Furnace" (1972). Переиздание еще одного ужастика Кунца.
      [ "БиблиоГлобус" ]

 

И все! Больше на рынке ничего мне найти не удалось - ни "ужастиков" для грудничков, ни даже опусов типа "Конан против Секретных материалов".

Казалось бы, писать больше не о чем. Но меня, граждане, заела совесть. И правильно она меня заела, граждане, так мне и надо. Потому как пропустил я на предыдущей неделе важное событие, и теперь хочу ошибку исправить. А событие такое: "Фолио" и "АСТ" начали выпуск давно обещанного собрания сочинений Курта Воннегута, причем сразу в двух видах оформления - в серии "Зарубежная проза XX века" и в самостоятельном оформлении собрания сочинений. Вышли:

 

Название книги

Серия "Зарубежная проза XX века"

Собрание сочинений Воннегута

  • Курт Воннегут. Сирены Титана
      "The Sirens of Titan" (1959).
  • Курт Воннегут. Сирены Титана [ "БиблиоГлобус" ] [ "Топ-книга" ]

    Курт Воннегут. Сирены Титана [ "Топ-книга" ]

  • Курт Воннегут. Колыбель для кошки
      "Cat's Cradle" (1963).
  • Курт Воннегут. Колыбель для кошки [ "БиблиоГлобус" ] [ "Топ-книга" ]

    Курт Воннегут. Колыбель для кошки [ "Топ-книга" ]

  • Курт Воннегут. Дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер
      "God Bless You, Mr. Rosewater: or, Pearls Before Swine" (1965).
  • Курт Воннегут. Дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер [ "БиблиоГлобус" ] [ "Озон" ] [ "Топ-книга" ]

     

    Как видите, выпуск книг одной серии немножко отстает - ну да ничего страшного, я думаю.

     

    Книги, которые сами не приходят

    Борис Тараканова и Сергей Галихин. Кольцо времени Александра Сашнева. Наркоза не будет

    В Сети нашлись еще две книги серии "Черная звезда" - романы "Кольцо времени" Бориса Тараканова и Сергея Галихина [ "Топ-книга" ] и "Наркоза не будет" Александры Сашневой [ "Топ-книга" ]. "Вживую", как показывает опыт, я этих книг могу не увидеть еще месяца четыре. Обе книги выпущены под эгидой московской группы "Бастион" издательством "АиФ-принт".

    Все? Все. Я пошел гулять. Тьфу! В смысле, работать. Хватит развлекаться, честное слово.

    Удачи!

     
     



     

     
     

    Русская фантастика и фантастика в Сети