Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Уолтер Миллер. Страсти по Лейбовицу"Цапля чахла, цапля сохла..."

"Боевой листок" от 19 января 2002 года

© Сергей Бережной, 2002

 
 

Два месяца с гаком - срок достаточный, чтобы интересных книг нападало много. Кое-что действительно появилось, но все равно конец 2001 года больше всего напоминал процесс, последовательно описанный в вынесенной в заголовок скороговорке. Та цапля в финале сдохла. Я очень хочу быть более оптимистичным.

Итак - хиты. В серии "Золотая библиотека фантастики" вышла давно мною ожидавшаяся дилогия Уолтера Миллера "Страсти по Лейбовицу. Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь" ["A Canticle for Leibowitz", 1960; "Saint Leibowitz and the Wild Horse Woman", 1997]. Рекомендовать первый роман - все равно, что зажигалкой пытаться пробудить вулкан. Перечитал и вновь убедился, насколько уникальным автором был Миллер, как сложны и интересны его построения, как многогранен его взгляд на человека, общество и на роль религии и науки. Второй роман начинал с естественной опаской - во-первых, редкое продолжение соответствует уровню оригинала, а во-вторых, как известно, сам Миллер роман не закончил. Он от него очень устал, позвонил издателю и сказал, что работать над книгой больше не в силах, уж лучше застрелиться. И застрелился. А роман пришлось заканчивать Терри Биссону.

В отличие от первого романа, действие "Дикой Лошади" не растянуто на несколько столетий. Оно укладывается в несколько лет, которые в хронологии мира романа находятся через несколько десятилетий после второй части "Страстей". Империя Тексарка (Тексаркана) готовится ко второй волне завоеваний, Церковь изгнана из Нового Рима, Папа на ножах с Ханнеганами. Интриги и заговоры плетут все, вновь повторяется (с новыми нюансами, но по старой канве) история Авиньонского пленения... Миллер писал сложный исторический роман, глубоко завязанный на сложных противоречиях христианской морали и неизбежной аморальности власти. Не удивительно, что книга его вымотала - она действительно сложна, и ловушки, в которые автор загоняет своих героев, как правило, естественного благополучного исхода не предполагают (в этом "Дикая Лошадь" вполне соответствует "Страстям"). Подойдя к финалу, Миллер, видимо, ясно понял, что роман должен закончиться Апокалипсисом - но не ядерным, а нравственным. Не катарсисом, а именно Апокалипсисом. Вы представляете себе, что это такое для верующего человека? Я, скажем, с трудом.

Но Миллер это понимал, и его самоубийство - деяние совершенно недопустимое по католическим канонам! - это тот самый шаг отчаяния, которым он надеялся остановить катастрофу.

Возможно, ему это удалось. Терри Биссон, написавший заключительные 20% книги, принадлежит к совершенно другому поколению, и для него Апокалипсис стал лишь атмосферой, в которой тоже можно жить. Финал романа кардинально отличается по интонации, ритму, дыханию. Заканчивается сложная интрига, начинается действие. Мир оживает, он начинает активно сопротивляться замыслам героев, у них перестают получаться простейшие интриги, которые ранее работали безотказно. Над этими главами витают тени персонажей Харлана Эллисона и Эриха Ремарка, как странное ненужное воспоминание маячит "Плоть + Кровь" Верхувена, в некоторых эпизодах через текст как будто проходит обоз из третьей новеллы "Мракобеса" Хаецкой...

В общем, разочарования не получилось - скорее, наоборот. "Дикая Лошадь" - роман сильный и совершенно не похожий на "Страсти по Лейбовицу". Портит книгу лишь то, как с ней обошлись переводчики и редактора. Илан Полоцк, судя по выходным данным, делал переводы обоих романов - но отличия между этими переводами ошеломительные. Переводили как будто разные люди. От романа к роману меняются имена некоторых персонажей (брат Корнхоер становится братом Корнером), переводчик напрочь забывает Евангелие - фраза о том, что Христос сделал Петра "ловцом человеков" переведена таким образом, что Христос поручил Петру ловить рыбу... И это в книге, которая вся построена на Священном Писании! Сам Лейбовиц поминается в романе то как Айзек Эдуард, то как Айзек Эдвард. В общем, если первый перовод был отработан и вычищен несколькими предшествующими публикациями, то текст второго редактору, похоже, даже не показывали. Чертовски жаль...

К следующей книге перейдем по мостику-цитате:

Все армии под знаменем добра,
И ни одной под знаменем порока.
По всей земле кричат добру ура,
А зло клеймят нещадно и жестоко.
 
Все о добре пекутся, не о зле,
И даже зло кричит: "Добру дорогу!"
Как рыцари без страха и упрека,
Упрек и Страх шагают по земле.

Феликс Кривин Не знаю, как вы, а я произведения Феликса Кривина обожаю с детства. Читал все издания, которые удавалось достать, каждую новую книгу, когда они вдруг стали свободно продаваться, покупал буквально автоматически. Естественно, купил и авторский том Кривина, который вышел в Антологии сатиры и юмора России XX века, объемистый такой томик на 670 страниц. Проза, миниаюры, стихи. Не все, конечно (пишите, Феликс Давидович, еще сто лет), но много, причем я с радостию несказанной сходу нашел множество вещей, которые мне прежде не попадались. Вот это, например: "Кто был ничем, тот станет всем, чем угодно". Иэх!!! От души.

Вы еще не побежали в магазин? Ну-ну, рискуете, рискуете: тираж-то всего пять тысяч...

Чарлз Уильямс. Война в небесах. Иные миры Вернемся к перводам. Отличное впечатление произвел вышедший в серии "Классика литературы ужасов" сборник романов Чарлза Уильямса "Война в небесах. Иные миры" ["War in Heaven", 1930; "Many Dimensions", 1931]. Прежде всего, это никакие не ужасы (и даже близко не лежало). Это философско-фантастические детективы, которые по интонации весьма близки к романам Честертона, а по тематике, как ни странно, к фильмам об Индиане Джонсе. В первом романе события закручиваются вокруг обнаруженного в одной из сельских церквей Святого Грааля, во втором - вокруг похищенного на Ближнем Востоке и привезенного в Англию магического камня из венца царя Соломона. Приключенческая интрига блистатльно сочетается в романах с глубоко философскими размышлениями о религиозной этике, о человеке как источнике деятельной магической силы - Уильямс в свое время был одним из посвященных Ордена Золотой Зари, членами которого были Артур Мэйчен, Уильям Батлер Йейтс и, не к ночи будь помянут, Алистер Кроули. Во времена написания этих романов, впрочем, Уильямс был близок уже с людьми более ортодоксальных воззрений - с Джоном Р.Р.Толкином и Клайвом С. Льюисом... И, надо сказать, своим творчеством никак средний культурный уровень этого кружка не снижал. Кстати, перевод романов выполнен переводчиками "Властелина Колец" Н. Григорьевой и В. Грушецким.

Остается надеяться, что и остальные пять романов Уильямса мы вскоре сможем прочитать на русском. Я лично их точно не пропущу.

А. и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 11 томахЗа отчетный период вышли шестой ("Малыш", "Пикник на обочине", "Парень из преисподней"), седьмой ("За миллиард лет до конца света", "Град обреченный", "Повесть о Дружбе и Недружбе"), восьмой ("Жук в муравейнике", "Хромая судьба"+"Гадкие лебеди" и "Волны гасят ветер") и девятый ("Отягощенные Злом", "Жиды города Питера" и киносценарии) тома одиннадцатитомного собрания сочинений Стругацких. Творческая биография авторов прослежена уже до 1990 года, в каждом том по-прежнему публикуются выдержки из критических публикаций соотвествующего периода, "Комментарии к пройденному" Бориса Стругацкого, а в шестой том вошли также воспоминания Беллы Клюевой о Стругацких и о том, как их книги издавались в "Молодой гвардии" в 60-х годах.

В. Рыбаков. Очаг на башне. Человек напротив. На чужом пируИ, наконец, только что выпущенный в серии "Звездный лабиринт: Коллекция" сборник Вячеслава Рыбакова со всеми тремя романами "симагинского" цикла - "Очаг на башне. Человек напротив. На чужом пиру". Давно я ждал этой книги, и, хотя "На чужом пиру" считаю сильно уступающим и "Человеку...", и тем более "Очагу...", всю трилогию в целом очень люблю. Ее есть за что любить - за беспощадную честность, за эмоциональную человеческую распахнутость (то, что называется "голый нерв"), за то, что в ней есть вера в меня и в каждого из вас.

 


 

Отечественные новинки

>Сначала - о самом интересном для меня лично.

"АСТ" продолжает выпускать антологии "Фантастика", причем издательство явно намерено делать это чаще, чем раз в год. Новый том называется "Фантастика 2002. Выпуск 1" - из чего следует, что будет еще как минимум "Выпуск 2". Кажется, навязшее в зубах нытье издателей на тему "сборники не покупают" и "народу сборники не нужны" может прекратиться - хотя бы на время. Ну, а в свежий сборник вошли (помимо прочего) повести и рассказы Владимира Васильева, Сергея Синякина, Г.Л.Олди, Сергея Лукьяненко, Леонида Каганова, а также статьи Андрея Валентинова (под контр-псевдонимом "Андрей Шмалько") и Дмитрия Байкалова и Андрея Синицына.

У Андрея Валентинова вышел довольно заянтный сборник "Созвездье Пса", куда вошли заглавный роман и большая подборка статей о фантастике. Действие романа происходит на раскопках Херсонеса, где прошло все мое босоногое и голоштанное детство, так что пропустить эту книгу мимо себя я просто не в состоянии. Не говоря уж о том, что в критическом разделе есть статьи о близких моей селезенке "Штурмфогеле" Лазарчука, "Реке Хронос" Булычева и "Евразийской симфонии" ван Зайчика.

У Николая Романецкого вышел "Везунчик", первый авторский сборник в "Абсолютном оружии". Основу книги составил новый роман, "добитый" до разумного книжного объема тремя рассказами. Зная Колю, могу предположить, что следующую книгу с новым (именно новым) его романом мы будем ждать еще лет пять, так что эту грех не отметить.

А вот и дебютная книга широко известного в нашей интернетовской Марьиной Роще Леонида Каганова. Романов он пока не создал, так что его "Коммутация" - опять же сборник (однако, у нас сегодня день сборников!). В предисловии автора представляет широкой публике Сергей Лукьяненко. В книгу вошли повесть, которая по странному совпадению называется так же, как и сборник в целом, и еще десяток разнокалиберных рассказов. Обратите внимание, что еще один рассказ Каганова - "Вий-98" - вышел в вышеупомянутом первом выпуске "Фантастики 2002". Такой вот консолидированный дебют. Поздравляю и рекомендую.

Теперь об иных и прочих - причем, не всегда и не во всем в общепринятом алфавитном порядке.

Новая серия "коммерческой" фантастики пошла в петербургском издательстве "Крылов" под чисто "боевиковой" меткой "Мужской клуб". В серии выходят книги, объединенные сюжетным посылом: современный человек (коллектив) проваливается в отдаленное прошлое и отрывается там по полной программе. Этакие "Ваньки при дворе короля Халтура". За всем этим явно маячит суровый силуэт майора Сварога.
  • Михаил Ахманов. Страж фараона ("Мужской клуб")
    Наш человек с большм художественным вкусом наслаждается красотами Древнего Египета.
  • Алексей Витковский. Витязь ("Мужской клуб")
    Летчик из военного неба Великой Отечественной спускается на аэродром в дохристианской Руси.
  • Александр Мазин. Варвары ("Мужской клуб")
    Наши космонавты в скифских степях.
  • Александр Мазин. Варяг ("Мужской клуб")
    Десантура в Древней Руси.
  • Александр Мазин. Место для битвы ("Мужской клуб")
    Прямое продолжение предыдущего.
  •  

    Остальное, вроде, более-менее укладывается в рамки привычных серий или привычной внесерийности.
  • Алексей Бессонов. Змеи Эскулапа ("Абсолютное оружие").
    Заглавный роман и повесть "Сожгите всех".
  • Алексей Будза. Лабиринт вечности, или Тайна храма пирамиды ("Путь Мастера").
    В данном случае слово "Мастер" не имеет отношения к литературе, а относится к умению автора зреть в корень и видеть там всякий эзотеризм.
  • Василий Головачев. Одиночка ("Абсолютное оружие").
    Новый роман самого коммерчески успешного фантаста России. Шестой в цикле "Запрещенная реальность"
  • Сергей Григоров. Калейдоскоп ("Звездный лабиринт").
    Если не ошибаюсь, дебютный роман.
  • Олег Дивов. Саботажник ("Абсолютное оружие")
    Заглавный роман и повесть "Предетель". О романе Дивов сказал, что он задумывался "как пародия на милитаристскую спейсоперу, конкретно - "Ватерлинию" Громова, что вышло - сам не пойму".
  • Владимир Добряков, Александр Калачев. Хроноагент ("Российская боевая фантастика")
    С недавних пор мне стало мерещиться, что содержание публикуемых в серии книг исчерпывается названием самой серии. Во глюки, да?
    Кстати, я точно нигде не писал ничего подобного? Точно, глюки...
  • Роман Захаров. Последний вздох дракона ("Чародеи")
    Третий роман детской серии об Обжитом мире.
  • Александр Зорич. Консул Содружества (Миры Александра Зорича)
    Это не продолжение "Галактического консула" Филенко или "Резидента Галактики" Мзареулова. Этот Консул сам себе голова.
  • Борис Иванов. Абсолютная гарантия ("Фантастический боевик")
    "ФБ" № 208. Очередной роман из серии о Федерации Тридцати Трех Миров.
  • Юлия Иванова. Лунные часы
    "Сказка для взрослых".
  • Вера Камша. Несравненное право ("Книги Ника Перумова")
    Второй роман цикла "Хроники Арции".
  • Михаил Кликин. Три легенды ("Заклятые миры")
    Роман-фэнтези.
  • Дмитрий Колосов. Скифские саги ("Перекресток богов")
    Тоже роман-фэнтези.
  • Андрей Ливадный. Туманность Ориона ("Абсолютное оружие")
    Новый роман и два рассказа.
  • С. Мамаев. Близнецы: Том 1 ("Фантастический боевик")
    "ФБ" № 209. Кажется, впервые в серии роман выходит в двух томах.
  • С. Мамаев. Близнецы: Том 2 ("Фантастический боевик")
    "ФБ" № 209-бис.
  • Владимир Марышев. Полет валькирий (мини-"Звездный лабиринт")
    Приключения на колонизируемой землянами планете.
  • Натюр Морт ("Дом ужасов")
    Антология рассказов ужасов. Авторы - Игорь Мортис, Свенельд Железнов, Олег Малахов и Андрей Василенко, Сергей Смирнов, Алексей Смирнов.
  • Юрий Никитин. Человек с топором (Собрание сочинений Юрия Никитина)
    Новый роман самого коммерчески успешного фантаста России. Пятнадцатый роман цикла "Трое из леса".
  • Алекс Орлов. Ловушка для змей ("Фантастический боевик")
    "ФБ" № 206. Новый роман цикла "Тени войны".
  • Марина Островская. Восковая кукла ("Мистический детектив")
    Чем может объясняться непруха в личой жизни жены "нового русского"? Только темными чарами соперниц...
  • Елена Прокофьева, Татьяна Енина. Князь грязи: Кто правит подземным миром Москвы ("Наваждение")
    Хорошую книгу в московском метро рекламировать не будут. Впрочем, чего только не бывает в подземном мире?
  • Валерий Роньшин. Кладбище кукол ("Страшилки")
    Детский ужастик от живого классика постнекромодернизма. Каламбур заметили?
  • Владимир Серебряков, Андрей Уланов. Из Америки - с любовью ("Абсолютное оружие")
    Альтернативка: Россия - супердержава, а Америка погрязла в нынешних российских проблемах.
  • Сергей Сухинов, Эдмонд Гамильтон. Одинокий волк Морган Чейн ("Стальная крыса")
    Страстное желание переименовать Сухинова в Нью-Гамильтона, а Гамильтона - в Старого Сухинова.
  • Светлана Сухомизская. Невеста колдуна ("Мистический детектив")
    Еще один женский детективный ужастик.
  • Сергей Фрумкин. Улей ("Фантастический боевик")
    "ФБ" № 205. Космические приключения.
  • Александр Экштейн. Люди полной луны
    Еще одна версия того, как человечество страдает под гнетом всякой инопланетной сволочи.
  •  


     

    Переводные новинки

    Как-то очень неожиданно в серии "Современная классика" вышел роман Джонатана Кэррола "Кости Луны" ("Bones of the Moon", 1987) - кажется, до сих пор никакие книги Кэррола на русском не выходили. А вот и напрасно - как только начали выходить, так сразу же пошли по категории "классика", рядышком с Джоном Фаулзом и Мартином Эмисом. И это при всем при том, что те же "Кости Луны" номинировались на премию "Локуса" как лучший роман-фэнтези! В общем, грех такую книжку не отметить особо.

    В "Темном городе" вышли две весьма важных книженции: роман Барбары Хэмбли "Путешествие в страну смерти" ("Travelling with the Dead", 1995) - прямое продолжение романа "Те, кто охотятся в ночи", и тоже в переводе Евгения Лукина. Первый роман я прочитал с большущим удовольствием, от второго рассчитываю получить не меньше.

    Вторая книга того же ряда - роман Нэнси Коллинз "Ночью в темных очках" ("Sunglasses After Dark", 1989), который получил после выхода премию Брэма Стокера как лучший дебют и номинировался на премию "Локуса" не только по списку дебютов, но и по списку романов ужасов - наравне с книгами Дэна Симмонса, Стивена Кинга и других "папиков" жанра. Книга еще не успела сверкнуть в Сети - я даже обложки ее нигде найти не смог, так что обязуюсь вернуться к этой теме в следующий раз - может, и прочитаю уже к тому времени...

    В "Классике литературы ужасов" появился сборник Роберта Блоха - роман "Психо", по которому снят знаменитый фильм Хичкока 1960 года, и масса прелестнейших мрачнейших рассказищей, включая мой любиимый "Енох", а еще "Навек Ваш, Потрошитель", "Череп Маркиза де Сада" и т.п. Блох, как мне кажется, остается в России писателем ндоузнанным и недооцененным, так что выход этой книжки, можно надеяться, чуть-чуть поправит ситуацию. Главное - верно передать в переводе блоховский бесподобный юмор ("У меня сердце маленького мальчика. Правда-правда, я держу его в банке на столе.")

    "Золотая серия фэнтези" пополнилась книгой Рэндалла Гаррета "Лорд Дарси" - по сравнению с открывшим пять лет назад серию "Век Дракона" сборником "Слишком много волшебников" это издание существенно расширено - добавлен подцикл "Новые расследования лорда Дарси". Именно опубликованные в книге произведения вдохновиили Глена Кука на написание "Приключений Гаррета", да вообще изобретенный Гарретом коктейль из альтернативной истории и фэнтези оказался весьма плодотворным...

    В той же серии вышел еще один том "артурианы" Мэри Стюарт - "День гнева. Принц и паломница" ("The Wicked Day", 1983; "The Prince and the Pilgrim", 1995). Оба эти романа не входят в мою любимую "мерлиновскую" трилогию, что вовсе делает их прочтение менее обязательным.

    Среди прочих "первопереведенных" книг наверняка также есть много достойных всяческого внимания, но не растягивать же вступление. А если я что-то недооценил, то вы ж меня поправите, верно?

    Вот так.


  • Ллойд Биггл-младший. Памятник ("Хроники Вселенной")
    "Monument" (1974). Расширенная версия отличной повести 1961 года.
  • Грег Бир. Бессмертие ("Опрокинутый мир")
    "Eternity" (1988). Второй роман цикла "Эон".
  • Грег Бир. Божья кузница ("Опрокинутый мир")
    "The Forge of God" (1987). Первый роман дилогии.
  • Грег Бир. Наковальня звезд ("Опрокинутый мир")
    "Anvil of Stars" (1992). Второй роман дилогии.
  • Билл Болдуин. Отчаянные ("Координаты чудес")
    "The Defiance" (1996). Седьмой (и пока последний) роман цикла "Рулевой".
  • Стивен Браст. Гвардия Феникса ("Классика Fantasy")
    "The Phoenix Guards" (1991). Говорят, что это очень неплохо, но на меня не ссылайтесь - сам не читал.
  • Саймон Грин. Охотник за смертью: Честь ("Координаты чудес")
    "Deathstalker Honor" (1998). Четвертый роман цикла.
  • Уильям Дитц. Только кровью ("Координаты чудес")
    "By Blood Alone", 1999. Третий роман цикла "Проклятый легион".
  • Диана Дуэйн, Питер Морвуд. Космическая полиция ("Стальная крыса")
    Все три романа цикла "Космическая полиция" - "Mindblast" (1991), "Kill Station" (1992) и "High Moon" (1992). Вообще-то, трилогия уже выходила, но "ЭКСМО" опубликовало ее в новом переводе Натальи Некрасовой.
  • Ричард Кнаак. Книга Дракона ("Золотой дракон")
    Романы цикла "Dragonrealm" - "Dragon Tome" (1992) и "The Crystal Dragon" (1993).
  • Кэтрин Куртц. Архивы Дерини. Магия Дерини ("Золотая серия фэнтези")
    Довески к циклу "Дерини" - сборник "The Deryni Archives" (1986) и описание магии этого мира "Deryni Magic: A Grimoire" (1991).
  • Мерседес Лэки. Стрелы королевы ("Золотой дракон")
    Первая трилогия "Валдемарского" цикла - "Arrows of the Queen" (1987), "Arrow's Flight" (1987), "Arrow's Fall" (1988). Последний роман публикуется на русском языке впервые.
  • Энн Маккефри. Песнь Перна. Певица Перна. Барабаны Перна ("Драконы Перна")
    Три романа "Пернского" цикла - "Dragonsong" (1976), "The Dragonsinger" (1977) и "Dragondrums" (1979). Насчет последнего я не уверен, выходил ли он у нас раньше.
  • Дональд Маккуин. Честь и предательство ("Стальная крыса")
    "With Full Honors" (1997).
  • Пол Макоули. Корабль древних ("Хроники Вселенной")
    "Ancients of Days" (1998). Второй роман цикла "Слияние".
  • Джон Марко. Нарский шакал ("Век Дракона: Коллекция")
    "The Jackal of Nar" (1999). Первый роман цикла "Тираны и короли"
  • Майкл Муркок. Кочевники времени ("Сага о вечном воителе")
    Все три романа цикла об Освальде Бастейбле - "The Warlord of the Air" (1971), "The Land Leviathan" (1974) и "The Steel Tsar" (1981). Всю книгу перевела Елена Хаецкая, что само по себе является наилучшей рекомендацией.
  • Гарт Никс. Сабриэль ("Волшебная страна")
    "Sabriel" (1995). Подростковая фэнтези. Вероятно, будет издано и продолжение - "Lirael" (2001).
  • Андрэ Нортон. Сказительница; Сказания Колдовского мира ("Золотая серия фэнтези")
    Роман "Songsmith" (1992), написанный вместе с Энн Кэрол Криспин, а также три рассказа 1972 года - "Dragon Scale Silver", "Dream Smith" и "Amber out of Quayth".
  • Терри Пратчетт. Мелкие боги ("Плоский мир")
    "Small Gods" (1992) - тринадцатый "Плоский мир".
  • Фред Саберхаген. Руки Геракла ("Знак единорога")
    "Arms of Hercules" (2000) - третий роман цикла "Книги богов".
  • Анджей Сапковский. Нет золота в Серых горах ("Век Дракона")
    Сборная солянка - рассказы, публицистика.
  • Роберт Сильверберг. Замок лорда Валентина ("Мастера фантастики")
    "Lord Valentine's Castle" (1980) - первый роман "Маджипурского" цикла в переводе Миши Коркина.
  • Кристин Смит. Кодекс поведения ("Хроники Вселенной")
    "Code of Conduct" (1999).
  • Марта Уэллс. Колесо бесконечности ("Век Дракона")
    "Wheel of the Infinite" (2000).
  • Филип Фармер. Магический лабиринт ("Золотая библиотека фантастики")
    "The Magic Labyrinth" (1980) и повесть "Riverworld" (1966).
  • Алан Дин Фостер. Триумф душ ("Век Дракона")
    Свеженький роман "A Triumph of Souls" (2000) - после него у Фостера вышли всего два других.
  • Пирс Энтони. Взрослые тайны ("Век Дракона")
    "Isle of View" (1990) - тринадцатый "Ксанф". Если интересно, почему название романа переведено именно так, прочтите оригинальное название вслух - должно понравиться.
  •  

    Обзор in progress, то бишь в процессе дописывания и добивания. Остальные разделы еще не готовы, но дальше тянуть с публикацией Заратустра не позволяет. Заходите завтра, ОК?

    Удачи!

     


     



     

     
     

    Русская фантастика и фантастика в Сети