Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

НОВИНКИ ФАНТАСТИКИ
Книги января, которые привлекли мое внимание

© Сергей Бережной, 2003

 

[Обновлено 11.02.2003]
 

Этот список - апофеоз субъективности. Среди книг, появляющихся на лотках (и в интернет-магазинах) обычно находятся несколько новинок, которые интересны для меня самим фактом появления. Мне хочется их купить, прочитать (или перечитать), они мне заранее интересны. Скорее всего, речь идет о новых книгах хорошо известных мне авторов, о переводных книгах, которые мне известны в оригинале - или же по отзывам людей, мнение и художественный вкус которых я уважаю.

Таким образом, перед вами не тотальный перечень новинок, а список субъективный и более чем выборочный.


  • Нил Стивенсон. Алмазный век. - М.: АСТ, 2003. - 448 с. - (New Wave)

      Дождались, однако! Первая на русском языке книга лучшего автора "второй волны" киберпанка, он же "антикиберпанк", он же "давайте посмеемся над классикой", он же... Нет, пока не прочитал - молчу. И потом, зачем слова? Вы эту книгу и без меня не пропустите.

  • Альфред Бестер, Роджер Желязны. Психолавка. - М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с. - (Мастера фантастики)

      Ну вот, дождались и переиздания... Этот роман Бестер закончить не успел - но закончил его после смерти с помощью Роджера Желязны. Книга вышла в свет, когда ни одного из ее авторов уже не было в живых. Совершенно "бестеровская" история - издевательски печальная...

      Да и роман, в общем, совершенно "бестеровский" - вмешательство Желязны в текст настолько аккуратно и деликатно, что обнаружить его я не смог даже с микроскопом. Разве что что-то в интонации иногда проскакивает - что-то неуловимо очаровательное, что-то из глубинных слоев мироздания...

      Прекрасная книга, категорически обязательная к прочтению.

  • Питер Бигл. Последний единорог. - М.: Эксмо, 2003. - 640 с. - (Шедевры фантастики)

      В сборник вошли романы "Последний единорог", "Соната единорога", "Песня трактирщика" и рассказ "Нагиня". В общем, книга из тех переизданий, мимо которых совершенно невозможно пройти спокойно и без трепетного желаний снова приобщиться.

  • Лоренс Гарднер. Царства Властителей Колец. По ту сторону сумеречного мира. - М.: Фаир-Пресс, 2003. - 352 с.

      Книга определенно выпущена на очередной "толкиновской" волне, хотя представляет из себя развернутый историко-культурологический очерк на темы устойчивых мифологический мотивов - в том числе магических колец и Святого Грааля.

  • Артур Кларк. Солнечный ветер. М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. - 1102 с. - (Шедевры фантастики)

      У меня довольно сложное отношение к творчеству Кларка. Признаю его несомненный вклад в развитие фантастики, признаю его бесспорные заслуги как мыслителя. Но эволюция его как автора для меня странна и непонятна. Почему ранние романы Кларка выглядят сейчас более художественными, что ли, чем произведения "зрелого" периода? При том, что "Город и звезды" и "Конец детства" полны образов и ходов, характерных прежде всего для массовой журнальной фантастики 40-х годов, а "Свидание с Рамой" и "Фонтаны рая" выстроены в духе "реалистической" НФ, первые в моих глазах намного превосходят вторые.

      Примерно в середине 50-х годов Кларк слишком вырос как автор, чтобы баловаться притчами. Его язык стал ясен и сух, а образы потеряли импрессионистскую размытость и приобрели отчетливость добротной фотографии. "Новый" Кларк был настолько увлечен конкретными задачами, стоящими перед человечеством, что ему просто неинтересны стали отвлеченные построения, которые придают такой шарм его ранней "Стене мрака".

      В эту книгу вошли три романа ("Конец детства", "Город и звезды" и "Свидание с Рамой") и уйма рассказов - большей частью давно ставших классикой. Разобрать бы их по полочкам, по периодам творчества, проследить бы развитие Кларка как автора...

      Может быть, я этим когда-нибудь займусь.

  • Курсанты Академии: Мир Айзека Азимова. - М.: Эксмо, 2002. - 508 с. - (Стальная крыса).

      Не думаю, что эта антология станет каким-то "краеугольным камнем", "этапным собранием произведений" или какой другой надутой важностью. Она и делалсь-то не для того. Просто возникла такая тихая и незлобная идея - почтить память Основателя. Святое дело. Правильное. Поэтому и участие в нем охотно приняли писатели первого ранга - Конни Уиллис, Роберт Шекли, Пол Андерсон, Фредерик Пол, Роберт Силверберг, Гарри Гаррисон...

      Ну и, конечно, редкий почитатель Азимова удержится от того, чтобы как минимум полистать эту антологию. А вдруг блеснет, хотя бы отсветом, азимовская ирония, любовь к парадоксу, восхитительное интуитивное понимание путей развития человеческого общества?..

  • Г.Л.Олди. Кабирский цикл. - М.: Эксмо, 2003. - 989 с. - (Шедевры отечественной фантастки)

      "Путь меча" - один из самых знаменитых и заслуженно популярных философско-фантастических романов 90-х годов. Яркий, антуражный, глубокий, неожиданный, весь выросший из одной красиво найденной ситуации. Блистательный успех авторов. "Герой должен быть один", правда, я ценю больше - но это играет моя давняя слабость к древнегречеству, наверное.

      Переиздание в одном томе "Пути меча" и двух романов, написанных в его развитие, можно рассматривать и как авторскую декларацию: Кабирский цикл закончен. По крайней мере, пока. Черта подведена. Авторы могут поискать новую красивую ситуацию - ибо давно, слишком давно мы не видели от них ничего, что душа была бы согласна поставить вровень с шедеврами середины 90-х.

  • Святослав Логинов. Свет в окошке. - М.: Эксмо, 2003. - 316 с. - (Абсолютная магия)

      Новый роман Логинова. Первый завоз с с питерских лотков смели так быстро, что я даже не успел книгу поймать. Автор, кстати, тоже. "Это же Логинов", - сказала ему одна продавщица таким тоном, как будто речь идет о человеке, памятники которому стоят в каждом скверике.

      Но - лень побоку, два-три рейда по вокзалам - книга найдена и прочитана.

      А вот не шедевр, увы. Вопреки многим слышанным и читанным мною мнениям. Роман (по композиции, скорее, повесть) выдержан в ключе спокойной мелодрамы. Общее настроение, определенное в самом начале, по ходу развития действия меняется мало. Проходные сюжетные задачи герой решает без высокого накала, да и большой интриги автор не закручивает. Эпизод за эпизодом - психологические "человековедческие" этюды, немножко притчи, немножко моралитэ... Персонажи вот почти все хороши, это без всяких скидок. Но по-настоящему нетривиальных эпизодов я насчитал только два: встречу с Гоголем и связанные с нею размышления героя о взаимоотношении религии и представления о грехе.

      Ох, маловато это для крупной вещи Логинова...

  • Борис Соколов. Булгаков. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2003. - 608 с. - (Русские писатели)

      Это третье издание "Булгаковской энциклопедии". В отличие от второго, которое было, в общем, полным повторением первого - расширенное и дополненное. Да и то - пора. Новых публикаций и исследований за последние пять лет появилось множество, так что необходимость обновления энциклопедии явно назрела. Ну и вот - сбылось. Рекомендую.

  • Уитли Стрибер. Последний вампир. - М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. - 431 с. - (Мистика)

  •  

    Disclaimer: Надеюсь, все помнят, что указанные в документе цены могут быть изменены магазином в любой момент, а я тут буду совершенно ни при чем?

    Удачи!

     


     



     

     
     

    Русская фантастика и фантастика в Сети