|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Ишо!""Боевой листок" от 13 июля 2001 года© Сергей Бережной, 2001
Лето. Жарко. Даже по ночам. Сегодня проснулся в два часа ночи от взрывов прямо под окном - по проспекту везли на автоплатформе здоровенный, размером с паровоз, дорожно-ремонтный комбайн, и эта бандура ни с того ни с сего загорелась - не иначе, от жары. Сам комбайн горел почти бесшумно, зато у автоплатформы один за другим фугасно рвались баллоны. Фейерверк длился половину ночи. С девятого этажа все было видно прямо как в кино. Сначала народное хозяйство просто пылало и дымило под бодрое улюлюканье зевак (белые ночи на излете, да и довольно пасмурно было, но народ все еще гуляет заполночь). Минут через десять приехали пожарные, заценили ситуацию и начали меланхолично разматывать кишку. По сравнению с масштабами пожара сооруженная ими пенная струя выглядела малоубедительно, к тому же гораздо больше смеси вытекало не из брандспойта, а из не предусмотренных проектом дырок в самой кишке. Потом приехала милиция (одна машина с красно-синими мигалками) и предусмотрительно запарковалась примерно в квартале от места возгорания. Я думал, они перекрывают проспект - черта с два, камикадзе на тойотах и жигулях продолжали оптимистично нырять в угольно-черный дым и под струи водометов, причем часто даже не снижая скорости. Как никто из них не убился - до сих пор понять не могу. Еще через четверть часа к пожарным прибыло подкрепление. Теперь комбайн тушили в три струи с разных сторон, причем по всем правилам старались как можно больше жидкости налить в него сверху, поэтому львина доля пены вместо очага возгорания доставалсь бойцам, работающим с противоположной стороны. Не думаю, что они были очень довольны, но особенно громких высказываний на этот счет я не слышал. Стойкие ребята. Так они перестреливались струями около часа. Комбайн горел до последнего; несколько раз казалось, что пламя сбито и побеждено, но все вдруг снова вспыхивало и огнеборцам приходилось начинать сначала. Потом наши все-таки победили и я пошел спать. И мне приснилось, что я пишу вот этот обзор о новинках. Совесть, кто бы что ни говорил, она не спит никогда. Тварь. Хорошего много не бывает: за отчетный период вышли всего несколько книг, которые вызвали у меня повышенно-позитивную реакцию. Вообще, я регулярно напоминаю себе монстряка из "Людей в черном", который жрал разведенный в воде сахар и требовал "Ишо!". Нельзя быть таким жадным, нель-зя... Кстати, раз уж мы заговорили о сладком: "ЭКСМО" выпустило в серии "Абсолютная магия" (она же "Фэнтези Ника Перумова", но это название лживо и я его не люблю) большой сборник Святослава Логинова "Мёд жизни" [ "БиблиоГлобус", "Болеро", "RusHall", "Топ-книга" ]. Это первый из двух "заряженных" в типографию сборников (второй - "Железный век", - обещается буквально на днях), вместе они полностью и безнадежно перекроют по составу старый "азбучный" сборник "Страж Перевала", который можно теперь с чистой совестью и светлым чувством ностальгии нести в букинист. Подробную опись содержимого этой книги я здесь опускаю, однако можно тщательно и с удовольствием разглядеть оную в "Курьере SF". Криками "наконец-то!" благодарные любители фантастики встречают появление на лотках двух новых книг Далии Трускиновской. В сборник "Жалобный маг" [ "Болеро", "Озон", "Топ-книга" ] вошел маленький, но уже заглавный роман, а также повести "Дверинда", "Сказка о каменном талисмане" и (моя любимая) "Монах и кошка". "Нереал" [ "Топ-книга" ] - это нечто новое и детективно-мистическое: "Киллер стрелял в упор из какого-то странного оружия, но жертва не пострадала". Там еще монстр магической мафии выходит из под контроля, а дело ведет Василий Горчаков (кто ж еще?..) Похоже, роман заказывался издательством для безвременно загнувшейся серии "Армагеддон" - там такое как раз и было в ассортименте... В общем, все к лучшему: Даля подняла новый пласт реальности и нашла повод поиграться с мистическим детективом. Возрадуемся!
Самая острая переводная книга - "Вампирский узел" ("Vampire Junction", 1984) С.П.Сомтоу в "Темном городе" [ "Книжная орбита", "Топ-книга" ]. Сомтоу - он на самом деле не Сомтоу. То есть, Сомтоу - он Сомтоу и есть, только это не его фамилия. Это его имя. Фамилия у него Сухариткул. Сомтоу Папиниан Сухариткул (Somtow Papinian Sucharitkul). Он начал было издаваться в 1981 году под своей настоящей фамилией, но через несколько лет жизнь убедила его, что ни один читатель, не знакомый с ним лично, не в состоянии эту его настоящую фамилию произнести - даже по слогам. Издатели у Сухарика в ногах валялись: возьми ты, говорят, псевдоним, нам же тебя надо продавать, а ты нам своей тайской фамилией весь маркетинг... и весь франчайзинг... и все такое. Смотри, какие у других писателей простые американские фамилии: вот Азимов, вот Желязный, а вот этот вообще Яблоков... Давай и ты к ним, а? Будешь Иванов. Ивановых у нас еще не было, это по-настоящему редкая американская фамилия. Нет, говорит сурово Сухарик, у нас в Таиланде никто фамилию "Иванов" не выговорит даже под угрозой расстрела. Ты теперь американец, мстительно говорят издатели, так что подчиняйся нашим требованиям. Будешь Ивановым! Не буду, упрямится Сухарик... В общем, договорились, что он фамилию в инициалы спрячет, а имя вперед выставит. И что вы думаете? Сошло! В общем, не в фамилии дело, а в таланте. А этого добра у Сухарика порядком, ого-го у него талант. Мастера первого ранга его романы ужасов нахваливают за психологичность, философичность и культурологичность. Да и сам он за двадцать лет работы в жанре уже вполне дорос до статуса мастера. Почитайте-ка написанный пятнадцать лет назад "Вампирский узел", оцените творческий потенциал... Кстати, весьма вероятно, что "АСТ" продолжит издавать цикл - в нем есть еще два поздних романа: "Valentine" (1992) и "Vanitas" (1995). Вторая книга, тянущая на звание хита - очередной роман Терри Пратчетта из цикла "Плоский мир": "Ведьмы за границей" ("Witches Abroad", 1991) [ "Озон", "Топ-книга" ]. Что о ней сказать, даже не знаю - чистая радость, говорят. Надо наконец хотя бы один роман Пратчетта купить и прочитать! А то стыдно уже, ей-богу...
Действительно выдающихся переизданий не было - отдельно стоит помянуть разве что 24-й том собрания сочинений Владислава Крапивина "Та сторона, где ветер" [ "БиблиоГлобус" ] (в сборник вошли повести "Оруженосец Кашка", "Та сторона, где ветер" и "Тополиная рубашка"), да "омнибус" Алексея Калугина "Точка статуса" в серии "Наши звезды" [ "Болеро", "Книжная орбита", "Топ-книга" ], собравший под одну обложку три романа об агенте Галактической Службы Спасения Андрее Макееве - "Подмененный", "Мятеж обреченных" и "Осколки реальности".
Самое занятное из переводных переизданий - сборник рассказов Монтегю Джеймса "Плачущий колодец" в серии "Классика литературы ужасов" - я в сети нигде не нашел ни в каком виде. М.Р.Джеймс (1862-1936) - один из известнейших британских авторов, работавших в литературе ужасов конца прошлого - начала нынешнего века, его рассказы, как и проза Лорда Дансейни, оказали мощнейшее влияние на многих авторов "лавкрафтовского" кружка. В 1999 году в "Терре" вышел его сборник "Встречи с привидениями" [ "БиблиоГлобус", "Озон" ] - хоть на него ссылку дам, что ли, раз уж интернет-магазины новинками торговать брезгуют... Однако, за опозданием номера первого в лидеры выходит номер - ага, попались! - не второй! - в лидеры выходит номер третий. Потому что начать издавать "мерлинский" цикл Мэри Стюарт в серии "Золотая библиотека фэнтези" "АСТ" по привычке решило именно с третьей книги - "Последнее волшебство" ("The Last Enchantment", 1979) [ "БиблиоГлобус", Books.ru, "Книжная орбита", "Озон", "Топ-книга" ]. Я посчитал, что ждать у моря погоды незачем и начал собирать цикл именно в этом издании - тем более, что традиционно непроверенные источники намекали на подготовку в той же серии и заключительной книги цикла, "Принц и пилигрим" ("The Prince and the Pilgrim", 1995)... Бум ждать.
Маленькая сенсация в мире подростковых ужастиков: "АСТ" начало выпускать цикл Р.Л.Стайна "Мурашки по коже" ("Goosebumps"), который так бодро шлепал (и продолжает шлепать - смотри ниже) "Росмэн". Кажется, мы наблюдаем еще одну победу сил добра над силами разума: не так давно "АСТ" отвоевала у того же "Росмэна" все книги Григория Остера, а теперь... Впрочем, как можно сравнивать Григория Бенционовича Остера и какого-то вечно мурашкогенерирующего Р.Л.Стайна? Так или иначе, на лотках появились "Новый страх" [ "БиблиоГлобус" ] и "Танец смерти" [ "БиблиоГлобус" ]. Enjoy, if you'll get enough time...
Кроме пожаров и обзоров в жизни регулярно что-то случается. Например, кино. Я посмотрел по видео "Экзорциста" в новой версии (в старой я его и не видел никогда). Для фильма 1973 года - очччень неслабо. Вплоть до самого финала жевать яблоко было нечем: зубы стучали. Финал несколько разочаровал, но в целом - ну, да, классика, куда же без нее. Из родственных фильмов осталось добыть "Ребенка Розмари" Поланского... Посмотрел пиратскую копию "Просто зашедших" ("Just visiting"), американизированный римейк "Пришельцев" Жана-Мари Пуаре. Забудьте о существовании этого римейка и ваша жизнь станет гораздо спокойнее. Все, что в американской версии осталось хорошего, слизано один в один с французского фильма, но то, что добавлено... Боже, я теперь понимаю, почему Жан Рено, говоря об этом фильме, все время нервно ржал. Я тоже, как вспомню это... слова не подобрать... тоже начинаю ржать. Очень нервно. Сходил в "Кристал-Палас" на "Крадущегося тигра, затаившегося Дракона". Если вы его еще не видели - посмотрите непременно, причем лучше в кинотеатре: маленький экран убъет весь настрой и всю атмосферу фильма. Не слушайте шутки по "летающих монахов" - ну, летают, ну и что? Это их не портит, между прочим. Фильм не гениальный, но очень приятный и хорошо сделанный. Кстати, у Чоу Юн Фата там вовсе не главная роль, как не доказывай реклама обратное... На "Озоне" опубликовалась моя статья "Дело хитрого Дао" - о первом цзилине "Евразийской симфонии" Хольма ван Зайчика. Не знаю, как вам, а мне эксперимент ван Зайчика показался до безобразия интересным. Мой новый бизнес потихоньку выстраивается - тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить... Такие дела. До 25 числа, когда у меня начнется отпуск и я отпущусь на пару недель в Севастополь, выйдет еще один "боевой листок", а потом будет некоторая пауза. Надеюсь, что вы ее даже не заметите: в последнее время обзоры выходили (виноват) далеко не раз в неделю. Что будет после отпуска? Увидим... Удачи!
P.S. Только что позвонил Логинов (такая вот закольцовка обзора). Он собрался ехать в Томск на "Уранию", и спрашивал совета: у кого можно в Москве между поездами перетусоваться. Я ему посоветовал сходить в гости к Лукьяненко. Интересно, что у них в соавторстве напишется?..
|
|