|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Значит снова нам идти в незримый бой...© Сергей Бережной, 1998
Часть 1 (1998)Как ни странно, "комиксовая" природа этого фильма вовсе не бросается в глаза. Я уже успел привыкнуть к графичным монументальным декорациям "Бэтмена" и "Дика Трейси", а съемки "Людей в черном" проходили на Манхеттене и это сразу же вывело фильм из эстетики комикса. И слава богу. Барри Зонненфельд ("Семейка Аддамсов", "Контракт с коротышкой") принадлежит к недлинному ряду режиссеров, способных сделать конфетку даже из вторичного продукта. Именно этот кулинарный талант он и продемонстрировал в "Людях в черном" - на этом сценарном материале можно было снять разве что пустой боевик. Зонненфельд снял боевик, придав ему шарм - и боевик как бы сам собой перестал быть пустым. При минимуме действующих лиц несложно было сделать персонажей яркими и запоминающимися, но и здесь Зонненфельд сделал больше, чем можно было ожидать. Впрочем, в этом ему помогли актеры. Томми Ли Джонс реабилитировал себя после провальной роли в третьем "Бэтмене" и набрал много новых баллов как блистательный комик. Уилл Смит вырвался на свободу из-под каменной глыбы "Дня независимости" и, разогревшись, сыграл почти подстать партнеру (между нами - фиг бы у него получилось без накачек Зонненфельда). Винсент Д'Онофрио меня просто поразил. Настолько выразительного антигероя я не видел, пожалуй, со времен Пингвина в исполнении Денни Де Вито. Линда Фиорентино хороша, но ей дали поиграть, по сути, только парочку сцен и в этих сценах она отработала стопроцентно в тон Уиллу Смиту. Вообще же более всего поражает именно сыгранность актеров - спасибо за это, видимо, тоже нужно сказать Зонненфельду. Спецэффекты хороши, но на них все меньше и меньше хочется обращать внимание. Мы уже привыкли к тому, что "комбинированные" инопланетяне выглядят и движутся естественнее живых людей. Поэтому во время просмотра ловишь только недочеты. Скажем, неприятно резанули явно приклеенные к буфетной стойке инопланетняне, наливающие кофе Кею. В общем и целом, "Люди в черном" заслуживают весьма высокой зрительской оценки - как на редкость зрелищный фильм для ненапряжного времяпровождения.
Часть 2 (2001)Впервые я увидел этот фильм на "Страннике" в 1997 году. Редкое для конгресса мероприятие было - просмотр нового фантастического фильма (с кассеты, но на односительно большом телеэкране). С тех пор я смотрел "Люди в черном" раз двадцать, и каждый раз мне хотелось сделать то, что сделал тогда в конце фильма весь зал - от всей души поаплодировать. Рецензия, которую я написал три года назад, была свидетельством моего полного банкротства как кинокритика. Сейчас для меня это совершенно очевидно. Мне тогда казалось, что такую комедию - легкую, полетную, игровую и совершенно несерьезную, - никак нельзя называть шедевром. Дурак я был, вот что я вам скажу. "Люди в черном" практически сразу стали одним из моих любимейших фильмов. Да, Зонненфельд просто развлекался. Да, фильм не отягощен проблематикой. Да, это бывший комикс. И что с того? "Люди в черном" хороши именно изумительной легкостью, с которой фильм снят - и с которой он воспринимается. Если Бессон в "Пятом элементе" не смог обойтись без элементов "трагизьма", то Зонненфельду это удалось без всякого напряга. И при сравнении этих двух фильмов, почти одновременно вышедших и обитающих примерно в одной жанровой нише, очень хорошо видно, что в этом заочном противоборстве Зонненфельд превозмог - и именно за счет того, что оказался свободным от кинопредрассудков, одним из которых я нынче считаю и требование от фильма "глубинных пластов" и "проблемности"... Впрочем, в 1998 году я почти не погрешил против истины. Все, что я написал тогда об игре Томми Ли Джонса, Уилла Смита и Винсента Д'Онофрио, сегодня я могу повторить с еще большей уверенностью - это впечатление проверено временем. Три года - серьезный срок для произведения массовой культуры. Уж очень быстро доступные посредственностям и эпигонам находки тиражируются в новых фильмах и становятся банальными и утомительными. Но подобная судьба обходит "Людей в черном" - даже отдельные достоинства этого фильма пока никому не удается скопировать... Видимо, для этого надо обладать талантами Барри Зонненфельда. Пусть кто-нибудь рискнет повторить изумительный апломб, с которым Уилл Смит произносит: "Знаешь, Кей, в чем разница между нами? Цвет этого костюма мне к лицу". Вот почему я с таким нетерпением жду "Людей в черном-2". В продолжениях своих творений Зонненфельд ухитряется не просто повторить свои удачи, но придать им совершенно новое звучание. "Семейка Аддамс" была хороша, но насколько не хуже были "Семейные ценности Аддамсов"!.. К тому же, мне повезло слышать (по телеку), с какой интонацией Уилл Смит говорил о новом сценарии. Судя по всему, он просто ошалел, когда прочитал его. А я еще не видел Уилла Смита ни в одном фильме, от сценария которого он бы ошалел.
Первая чать этого материала написана в январе 1998 года. Опубликована впервые на сайте ФэнтаЗиландия. Вторая часть написана в январе 2001 года. Публикуется впервые.
|
|