Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Юлий Буркин. Звездный табор, серебряный клинокАмериканская готика против наших собирателей костей

"Боевой листок" от 27 октября 2001 года

© Сергей Бережной, 2001

 
 

Ужас - это наша почти повседневность. Буфетчица с ужасом смотрит, как я покупаю "адские" чипсы с чилли. Нормально, тетка, я это ем. Вот, смотри: хрум-хрум. И даже могу не запивать. Ну, ужас. Но не "ужас-ужас-ужас"...

Бывает еще веселый ужас. Ненапряжный такой. Это когда с кем-нибудь другим. Например, с Юликом Буркиным. В смысле, с ним-то все в порядке, а вот книжку его немножко того. Отредактировали. Он и знать не знал, а тут - пожалте бриться. Получает человек авторский экземпляр своего нового романа "Звездный табор, серебряный клинок" [ "БиблиоГлобус", "Озон", "RusHall", "Топ-книга" ], читает и в ужасе садится писать всенародное воззвание под заголовком "Инструкция по эксплуатации моей книги "Звездный табор, серебряный клинок". В воззвании читателя призывают вычеркнуть неправомерно наредактированное и вписать взамен то, что на самом деле хотел сказать автор - а ему не дали.

Ужас!

А я сижу и думаю: как же Юлик договор-то на издание подписывал? Там же должен быть пункт о том, что автор должен одобрять окончательную редакторскую правку. Если там такого пункта нет (ужас!), то Юлику и костерить надо самого себя - сам ведь разрешил без согласования роман редактировать. А если такой пункт в договоре есть, то издательство его, извините, нарушило. Вот чек.

Способность наших авторов ужасаться редакторскому произволу растет прямо пропорционально их инфантилизму. Никто не читает и не одобряет редактуру, не визирует гранки - и еще удивляются, что книги входят "не такие". Логинову издали "Многорукого бога далайна" в авторской редакции, но без финала. Дяченко - "Ведьмин век" без начала. Сергею Иванову - "Ветры Империи" без конца. Никитину сократили роман так, что он обиделся и ушел из прежде горячо любимого "Центрполиграфа" в "ЭКСМО" - которое, кстати, только что так эффектно отредактировало Буркина. О катастрофах, постигших менее известных авторов, небось, не узнает никто и никогда.

Ужас!

Где вы были, титаны пера, творцы миров, когда нужно было внимательно гранки читать?

Издательский процесс все больше напоминает гонку. Писатели пишут все быстрей, издатели пышут паром из носа и требуют подкинуть дровишек, читатели овладевают скоростными методами чтения. Наш паровоз вперед летит, теряя по пути багаж, пассажиров, вагоны и тендеры.

Между прочим, у тех же Дяченко скоропись все сильнее сказывается на тексте. И "Магам можно все", и "Долина Совести" могли бы быть не просто хороши, а блистательны - если бы у авторов было время отдышаться, вернуться к тексту месяца через три-четыре, вычистить необязательные эпизоды и отловить неувязки (кто в "Долине Совести" пытался грузовиком сбить машину Влада с дороги? богемный человечек Фрол Ведрик?! - в жизни не поверю).

Ладно, ладно, ладно. Хватит публицистики. Как говорил король Луи в "Трех мушкетерах": "Хватит дуэлей!"

Туше.

Р.Брэдбери Зеленые тени, Белый Кит"Азбука" выдвинула на рынок девятый том собрания сочинений Рэя Брэдбери - роман "Зеленые тени, Белый кит" [ "БиблиоГлобус", "Озон", "RusHall" ] - "Green Shadows, White Whale" (1992). Роман этот Брэдбери собрал из рассказов, написанных по впечатлениям о поездке в Ирландию: он был там в 1953 году, когда работал над сценарием фильма по "Моби Дику" Мелвилла. Книжку я купил; не теряю надежды купить в этом же собрании "Кладбище для психов" ("A Graveyard for Lunatics", 1990), "Ахмед и Машина Забвения" ("Ahmed and the Oblivion Machine", 1998) и только что вышедший в Штатах новый роман "Из праха восставшие" ("From the Dust Returned").

Р.Брэдбери. Смерть - дело одинокоеХарактерно, что прошел незамеченным запуск "Азбукой" новой серии зарубежной фантастики. Серию открыло второе издание романа того же Брэдбери "Смерть - дело одинокое" [ "Болеро" ] - "Death is a Lonely Bussiness" (1985). Что тут можно сказать - молодцы, еще разок хороший роман издали. Но если в этой серии предполагается и дальше выпускать книги, в которых авторы не считают нужным использовать элементы фантастики, то зачем было позиционировать эту серию как фантастическую?

Может, на этот раз в "Азбуке" что-то особенное имели в виду? Ведь обычно они слова "фантастика" стесняются: вот, например, "Виртуальный свет" Гибсона издали так, что в аннотации нет ни единого упоминания этого вредного слова. Может, они таким образом Брэдбери изощренно оскорбляют?..

Чушики.

 


 

Олег Постнов. СтрахОлег Постнов. СтрахУпомянутый, но не показанный в предыдущем обзоре постмодернистский роман Олега Постнова "Страх" [ "Озон", "RusHall" ] как-то слишком уж быстро исчез в Питере из продажи. Или он мне просто перестал попадаться, неуловимый. В общем, купить его у меня пока не получилось. Зато я спросил мнение об этой книге Славы Курицына, и Курицын очень даже рекомендовал. Можете, если хотите, руководстваться его рекомендацией, пока моя собственная не готова.

Почти случайно узнал, что "Страх" вышел и в серии "Наша марка" [ "Болеро" ]. Параллельные издания - это хорошо; плохо, что я узнаю о таких вещах почти случайно...

Ужас.

Кстати, название романа очень в духе нашей сегодняшней темы.

 


 

Отечественные новинки

  • Федор Березин. Встречный катаклизм ("Российская боевая фантастика")
    Дебютная книга автора вышла в "АСТ" в мягкой обложке, дебютировать в твердой обложке он решил в "ЭКСМО". Молодым везде у нас дорога.
    [ "БиблиоГлобус", "Болеро", "RusHall", "Топ-книга" ]
  • Кир Булычев. Гений и злодейство ("Миры Кира Булычева")
    Переиздание сборника "Лишний близнец" с добавлением одного нового рассказа. Хошь-не хошь, а новое издание.
    [ "Озон", "Топ-книга" ]
  • Владислав Виногоров. Вольному воля ("Звездный лабиринт"-мини)
    Еще один дебют в мягкой обложке.
    [ "БиблиоГлобус", "Топ-книга" ]
  • Андрей Дашков. Глаз урагана ("Звездный лабиринт")
    Два небольших романа - заглавный и "Презумпция виновности" - и повесть.
    [ "БиблиоГлобус", "RusHall" ]
  • Андрей Дашков. Собиратель костей ("Заклятые миры")
    Сборник повестей и рассказов. Дашков-то, а? Кучно пошел!
    [ "БиблиоГлобус", "Книжная орбита", "RusHall", "Топ-книга" ]
  • Роман Злотников. Виват Император! ("Фантастический боевик")
    Новый роман из цикла "Империя". "ФБ" № 203.
    [ "БиблиоГлобус", "Книжная орбита", "RusHall", "Топ-книга" ]
  • Светлана Синявская. Обрученная с Люцифером ("Мистический детектив")
    Очередная пугалка. "Тебе страшно? Мне нет!" © Карлсон.
    [ "Озон" ]
  •  

    До сих пор не найдены в Сети в пристойном виде:

    • Вадим Панов. Командор войны ("Российская боевая фантастика" - с прошлого обзора еще завис!)
    • Андрей Валентинов. Флегетон ("Нить Времен")
    • Джордж Локхард. Восход Черного Солнца ("Перекресток богов")

     


    Переводные новинки

  • Грег Бир. Эон ("Опрокинутый мир")
    "Eon" (1985). Первый роман трилогии. Перевод Кирилла Плешкова.
    [ "Топ-книга" ]
  • Чез Бренчли. Башня Королевской Дочери ("Век Дракона - Коллекция")
    "Tower of the King's Daughter" (1998). 1-я книга цикла "Чужеземье".
    [ "Топ-книга" ]
  • Орсон Скотт Кард. Хроники Вортинга ("Новые координаты чудес")
    "Hot Sleep" (1979) - первый роман Карда, позже переработанный (в книге стоит дата оригинала 1996).
    [ "БиблиоГлобус", "Книжная орбита", "RusHall" ]
  • Король Чума. Американская готика: XIX век ("Классика литературы ужасов")
    Ужас! Могучая антология - Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Амброз Бирс - которым почему-то никто в Интернете не хочет торговать. Или почти никто.
    [ "Топ-книга" ]
  • Артур Мейчен.Белые люди: Кн. 1 ("Necronomicon")
    Однако! Артур Льюелин Джонс, он же Артур Мейчен - последний из трех великих писателей (первыми в списке были Эдгар По и Лорд Дансейни), творчество которых оказало определяющее влияние на Лавкрафта, а через него - практически на всю американскую фантастику ужасов. В книге: романы "Три самозванца" ("The Three Imposters", 1890) и "Холм грез" ("The Hill of Dreams", 1904), повести "Великий бог Пан" ("The Great God Pan", 1890), "Белые люди" ("The White People", 1904), "Сокровенный свет" ("The Inmost Light", 1894), "Великое возвращение" ("The Great Return", 1915). Перед нами первый том многотомника; ждем следующих с нетерпением.
    [ "Топ-книга" ]
  • Андре Нортон. Надежда Сокола. На крыльях магии. Соколиная магия ("Золотая серия фэнтези")
    Еще один дополнительный том как-бы-Нортон: "Falcon Hope" (1994) с Полин М. Гриффин, "On Wings of Magic" (1993) с Патрисией Мэтьюз и Сашей Миллер, "Falcon Magic" (1994) с Сашей Миллер.
    [ "БиблиоГлобус", "RusHall", "Топ-книга" ]
  • Даррен О'Шонесси. Город смерти ("Темный город")
    "The Ayumarca: Procession of the Dead" (1999). Дебютный роман. Где-то в Сети я его обложку нашел, но где?! Забыл.
    Ужас...
  • Джоэл Розенберг. Серебряный камень ("Век дракона")
    "The Silver Stone" (1996), второй роман цикла "Хранители скрытых путей".
    [ "БиблиоГлобус", "RusHall", "Топ-книга" ]
  • Филип Фармер. Темные замыслы ("Золотая библиотека фантастики")
    "The Dark Design" (1977), "River of Eternity" (1983). Эти романы уже выходили на русском, о чем мне многие читатели сообщили (за что каждому отдельное спасибо). Но из списка новинок я книгу убирать не буду. Во избежание.
    [ "БиблиоГлобус", "Books.ru", "RusHall" ]
  • Роберт Шекли. Новое путешествие в координаты чудес ("Стальная Крыса")
    Романы "Координаты чудес" ("Dimension of Miracles", 1968) и "Второе путешествие в координаты чудес", которое, кажется, на Западе вообще не выходило.
    [ "Болеро", "RusHall", "Топ-книга" ]

  • Переиздания

    Желязны, Шекли. История Рыжего ДемонаТенденция, однако, совершенно четко прослеживается: пошли (и хорошо пошли) "толстые" переиздания классики зарубежной фантастики. "Азбука" с ее "Наследниками Толкина" и "Классикой Fantasy", теперь вот - "Шедевры фантастики" у "ЭКСМО". На этот раз здесь вышел "омнибус" со всеми тремя романами о демоне Аззи, которые написали "на пару" Роберт Шекли и Роджер Желязны. Книга называется "История рыжего демона" [ "БиблиоГлобус", "Болеро", "Топ-книга" ].

    Э.Э.Смит. Серый ленсменНа этот выпад "АСТ" ответил томом Эдварда Элмера Смита (на обложке и в книге автора непонятно с какого бодуна называют "Эльмаром") "Серый ленсмен" [ "RusHall" ], в который вошли три (с четвертого по шестой) романа цикла: "Серый ленсмен" ("Gray Lensman", 1939), "Вторая стадия" ("Second-Stage Lensman", 1941) и "Дети Линзы" ("Children of the Lens", 1947). Что характерно, "АСТ" снова выпустил второй том раньше первого. "Он опять сделал это".

    Полагаю, у широких читательских масс не возникнет сомнений в актуальности этого переиздания.

    • Роберт Асприн. Жуки, финансы и всё, всё, всё... ("Миры Роберта Асприна")
      В сборник вошли "Война жуков и ящериц" ("The Bug Wars", 1979), "Холодные финансовые войны" ("The Cold Cash War", 1977), "Зеркало-друг, зеркало-враг" ("Mirror Friend, Mirror Foe" вместе с Джорджем Такеи, 1979) и "Тамбу" ("Tambu", 1979).
      Я ошибся, или в выходных данных книги действительно указан в качестве соавтора Дэфид ап Хью?
      [ "БиблиоГлобус", "Озон", "RusHall" ]
    • Василий Головачев. Излом зла (Собрание сочинений)
      Переиздание в собрании сочинений. В Сети пока не обнаружено.
    • Олег Дивов. Выбраковка ("Стальная Крыса"-мини)
      Переиздание в мягкой обложке. В Сети пока не обнаружено.
    • Василий Звягинцев. Бои местного значения ("Времена выбирают")
      Переиздание в новой серии. В Сети пока не обнаружено.
    • Стивен Кинг. Долорес Клейборн (Собрание сочинений-мини)
      Переиздание в мягкой обложке.
      [ "БиблиоГлобус" ]
    • Стивен Кинг. Метод дыхания (Собрание сочинений-мини)
      Переиздание в мягкой обложке. В Сети пока не обнаружено.
    • Дин Кунц. Сошествие тьмы ("Почерк мастера")

      Романы "Сошествие тьмы" и "Античеловек".
      [ "Топ-книга" ]
    • Юрий Никитин. Мрак (Собрание сочинений)
      [ "Озон" ]
    • Михаил Тырин. Тварь непобедимая ("Стальная Крыса"-мини)
      Переиздание в мягкой обложке. [ "БиблиоГлобус", "Болеро", "Топ-книга" ]

     

    Если что пропустил-забыл - пишите. Все сделаем по уму.

    Удачи!

     


     



     

     
     

    Русская фантастика и фантастика в Сети