Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

[про] Настоящее кино №8Гонки на блокбастерах

Фантастические планы "Фабрики глюков"

© Алексей Д. Садецкий, 2005

 

 


Материал написан для журнала "[про] Настоящее кино" №8 в апреле 2005 года.
Вся приведенная в обзоре фактическая информация предварительна и может измениться по не зависящим от автора обзора обстоятельствам.


 

 

А вот и лето

Сезон, сезон! Голливуд выползает из зимней берлоги. Сон его угнетенного разума за прошедшее бессезонное время успел нарожать довольно фантастических уродцев и (случайно, не иначе) пару приличных фильмов, которые даже показали хорошие результаты в зимних кассовых забегах.

Но настоящие гонки начинаются только сейчас.

Лето - это время разогрева зрительских ожиданий. Распускаются и плодоносят кошельки, пышным цветом заходится всеобщий оптимизм. Начинают пользоваться успехом жизнерадостные блокбастеры, где невырезанные студийными цензорами Хорошие Парни вырезают приговоренных сценаристами Плохих Парней. А режиссеры в это время приводят в исполнение все новые и новые приговоры всяческим кинозлодеям, оплаченные стомиллионными бюджетами.

Снова приходит время тирании Блокбастера. Как и многие прочие узурпаторы, Блокбастер частенько бесславно гибнет, но летом его трон, то есть почетное место в графике летних премьер, редко не остается вакантным. Блокбастер умер? Да здравствует другой такой же! Пусть даже не фантастический.

Итак, давайте проследим, как один хит будет наследовать другому на протяжении горячих летних месяцев. Спланируем, так сказать, кинолето любителя фантастики.

Само собой, держите на периферии сознания мысль, что даты премьер могут измениться даже в самый последний момент, но ваш обозреватель пользуется той информацией, которая у него есть. Потому что другой информации у него нет.

 

 

Июнь: Дембеля "Звездных войн"

Никто не верит, что "Звездные войны" кончатся быстро. Последний фильм трилогии Джорджа Лукаса "Звездные войны: Эпизод III: Месть Ситхов" ("Star Wars: Episode III: Revenge of the Sith") вторгнется на мировые экраны 19 мая, и прокатчики кинофантастики намерены покорно ждать, столько, сколько понадобится, пока Анакин Скайуокер (по сводкам проходит как Дарт Вейдер) и император Палпатин будут нагло выгребать деньги из всех кинокасс. На разграбление "Звездным войнам" отданы целых четыре недели (вплоть до середины июня), и вряд ли несколько премьер, которые намечены на этот "дембельский" месячник, смогут поколебать абсолютное владычество Темной Стороны Силы.

Среди этих скромных премьер значится, впрочем, новый детский фильм Роберта Родригеса "Приключения мальчика-акулы и девочки-лавы" ("The Adventures of Shark Boy and Lava Girl"), который выйдет на американские экраны 10 июня (раньше предполагалось, что это событие произойдет в только августе - ан нет, всё ускоряется). Детская веселуха напрямую не конкурирует со взрослой галактической резнёй - аудитория не та, но можно еще раз поаплодировать Родригесу за свойственную ему отчаянность: не всякого прокатчики допустят прокатиться на заднем бампере такого трамвая, как Лукас.

В остальном же в начале июня конкуренты "Звездных войн" будут тише воды и ниже травы.

Затем трава всколыхнется и из нее рванутся в небо стаи летучих мышей - на 17 июня намечена премьера фильма Кристофера Нолана "Бэтмен: начало" ("Batman Begins"). Судя по всему, продюсеры полностью уверены в его грядущем успехе (еще бы, с таким-то актерским составом - Кристиан Бэйл, Гэри Олдман, Лиам Нисон, Морган Фримен, Майкл Кейн, Рутгер Хауэр, Кен Ватанабе...) Осовремененную версию легенды комиксов, куда более "темную", нежели традиционная, просто обязаны в пятницу посмотреть тинэйджеры, не замотанные трудовыми буднями, и они же призваны объяснить предкам, что фильм - крутой отпад, и старичкам его тоже нужно обязательно усвоить на выходных. Что старички, несомненно, и сделают, испытывая похвальную ностальгию по детским восторгам от комиксов и подростковым впечатлениям от фильмов Тима Бёртона. Российский зритель сможет насладиться этим фильмом даже на день раньше американского - начиная с 16 июня.

И уже на следующей неделе публика сможет выбирать, на какую из трех фантастических премьер недели ей двинуть и за какую из них проголосовать трудовым долларом, пока "Бэтмен" будет геройски обороняться на верхних строчках рейтингов.

Во-первых, 24 июня предстоит возвращение цирковой труппы Джорджа Ромэро и его дрессированных зомби - "Страна мертвецов" ("Land of the Dead") призвана логически завершить дохляцкую эпопею, начатую "Ночью живых мертвецов" почти сорок лет назад. При этом фильм настолько впечатлил продюсеров (не слишком ли они впечатлительны стали в последнее время?), что и его выход на экраны был существенно ускорен и вместо скромной осенней премьеры картина влезла прямо с ногами в лето. А Ромеро даже дали дополнительно денег на доработку того, на что раньше денег давать не хотели. Однако, дорога ложка к обеду - впрочем, подъем бюджета хорош и на десерт. Российская премьера фильма пока застряла в 20 октября, но вполне может и измениться на более актуальную.

Одновременно со "Страной мертвецов" к гонке подключатся две фантастические комедии - взрослая хохма "Околдованный" ("Bewitched") и подростоковая фишка "Херби: Полный бак" ("Herbie: Fully Loaded").

Первая выглядит много более престижной. Во-первых, ее поставила по своему сценарию Нора Эфрон ("Майкл", "Неспящие в Сиэтле"), во-вторых, в главных ролях снялись Николь Кидман и Уилл Феррелл, в-третьих, все крутится вокруг популярного телесериала конца 60-х годов, который, по сюжету фильма, предполагается восстановить, и продюсер (Феррелл) ищет актрису на роль главной героини - современной ведьмы. И находит Кидман, которая как раз и оказывается самой настоящей современной ведьмой. Круто? Угу. Банально? А как же. Американские зрители предпенсионного возраста такого однозначно не пропустят.

Но гораздо больший успех грозит "Херби" - римейку фильма 1968 года (опять конец 60-х!) о говорящем фольксвагене-"жуке", который благодаря доброму нраву выигрывает скоростные соревнования у всяких там гоночных болидов. Этот фильмец рассчитан на тинейджеров, которые согласны гораздо активнее, чем предпенсионеры, тратить баксы на кино и попкорн. Ради них за руль гоночного "жука" села Линдси Лохан ("Чумовая пятница"), которая, похоже, постепенно вытесняет своей фигурой перекачанную Бритни Спирс из эротических кошмаров молодежи. Пожелаем ей успеха!

В целом неделя получается забавной - вроде бы, все фильмы заточены под разного зрителя, но толкаться локтями они все равно будут совершенно конкретно. А тут еще тень Бэтмена! Нет, что ни говорите, а июнь будет насыщенным месяцем.

И завершится он "Войной миров".

 

 

Июль: Там, где прошла "Война миров"

"Война миров" ("War of the Worlds") Стивена Спилберга прогремит еще 29 июня, но по факту это уже июльский фильм - первый уик-энд его проката приходится на 1-3 июля. К тому времени "Бэтмен" будет в полете уже две недели и непременно ослабнет, а потому модернизированной экранизации знаменитого романа Герберта Уэллса достанется много доброй зеленой добычи. Рекламный бубнёж обещает, что такой крутизны мы еще не видели, и восхищается, что по бюджету фильм перекрывает "Парк Юрского периода" в два раза. Это можно понимать как намек - дескать, и кассовые сборы должны быть больше в той же пропорции. Логика завораживающая. Получается, если бы картина обошлась еще в десять раз дороже, она и претендовала бы на десятикратную кассу. (В этом контексте теперь становятся более понятными намерения создателей нашего "Волкодава", которые творчески раздули бюджет своего творения уже вчетверо против первоначального.) Кстати, по количеству Томов Крузов "Война миров" тоже оставляет далеко позади фильмы про динозавров (там, если вы помните, их не было ни одного), и это может частично объяснить рост военного бюджета.

Шутки шутками, а успех ожидается большой. Действительно большой. Офигительный ожидается успех. Пусть он только попробует не ожидаться.

Кстати, в России фильм стартует практически в то же время - 30 июня. Добрая традиция. Поддерживаю.

Под утихающую канонаду "Войны миров" 8 июля состоится премьера "Фантастической четверки" ("Fantastic Four") - экранизации популярного комикса. Судя по интонации рекламных глушилок и трейлерам, режиссер Тим Стори поставил вполне себе детское кино в духе "Человека-паука", но поделенного на четырех супергероев. В результате ни на какие психологические и философские диалоги в сценарии места не отвели - тут успеть бы просто за каждым из четырех персонажей проследить, они же мотаются как угорелые! Четыре спецэффекта вместо одного. Так и мелькают. Дети и коты будут в восторге, и мамам ничего не останется, как платить за детскую радость свободно конвертируемой валютой. Может, даже кто из взрослых соблазнится... В России фильм пойдет на неделю позже - начиная с 14 июля.

Взрослым, впрочем, этот уик-энд предложит кое-что еще - американский римейк фильма ужасов Хидео Наката "Темная вода" ("Dark Water"). Убедительные успехи голливудских переделок "Звонка" и "Проклятия" показали, что публика их боится, но ровно настолько, чтобы быстро раскупать билеты. А потому у "Темной воды" есть все шансы влиться в тот же самый финансово успешный поток. Тем более, что режиссер Уолтер Саллес сумел привлечь в фильм Дженнифер Коннели ("Темный город") и Тима Рота ("Розенкранц и Гильденштерн мертвы").

Начало следующего уик-энда приходится на 15 июля, и самой громкой премьерой в этот день станет фильм Тима Бёртона (фанфары! фанфары!) "Чарли и шоколадная фабрика" ("Charlie and the Chocolate Factory"), новая экранизация знаменитой детской повести Роальда Даля. Как говорил своей любовнице герой Бельмондо в одной из его жуликоватых комедий, "с твоим мастерством и моей внешностью мы соберем все золото, до которого дотянемся". С "Шоколадной фабрикой", похоже, история будет такая же: постановочное искусство Тима Бёртона и непереносимое (для женщин) обаяние Джонни Деппа безжалостно приволокут в зрительные залы все категории зрителей, кроме самых изощренных фанатов Орландо Блума и Фредерика Крюгера (опять противоположности сходятся, как печально сказал один экзорцист, заливая святой водой перегревшийся карбюратор). В России фильм появится с 18 августа.

Не забываем, что все это время на втором плане продолжают пылать пожары "Войны миров" - можно даже предположить, что их отсветы будут прекрасно видны и в августе. У нас в обзоре, однако, пока еще июль, хотя месяц и склонился уже на вторую половину.

22 июля на экраны поднимется "Остров" ("The Island") - футуристическая антиутопия Майкла Бэя с впечатляющим (но не ошеломительным) актерским составом - в фильме снялись Юэн Макгрегор, Скарлетт Йоханссон, Шон Бин, Стив Бушеми, Майкл Кларк Дункан. Как я уже имел честь заметить в одном из предыдущих обзоров (сказано было хорошо, а хорошо сказанное и повторить не грех), Макйл Бэй всегда уделял основное внимание внешней стороне своих фильмов и добился в этом очень заметных успехов, но не особенно беспокоился насчет внутреннего их содержания - и в этом тоже весьма преуспел. В случае с "Островом" у него есть все шансы изменить эту пропорцию в сторону большей содержательности (но чтобы не в ущерб привлекательности - а то еще деньги перестанут давать) и тем самым получить более престижное место в голливудской пищевой цепи. Наши экраны покажут "Остров" 11 августа.

Но самым насыщенным в смысле фантастических премьер в июле получился последний уик-энд месяца - 29 числа на американские экраны выйдут долгожданная арт-фэнтези Терри Гиллиама "Братья Гримм" ("The Brothers Grimm"), технотриллер Роба Коэна "Стэлс" ("Stealth"), "диснеевский" подростковый кинокомикс "До небес" ("Sky High") и (сюрприз!) "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова - последний, правда, ограниченным прокатом (широкий показ фильма в США начнется еще месяц спустя).

И снова хорошо видно, как четко фильмы, выходящие в прокат одновременно, делят между собой аудиторию.

"Братьев Гримм" пойдут смотреть эстеты и жизнерадостные любители парадоксального (малоамериканского, неамериканского и даже антиамериканского) юмора в духе "Монти Пайтон". Кинопрокат дорогих проектов Гиллиама далеко не всегда приносил продюсерам большие доходы (куда чаще он приносил им убытки), но все без исключения фильмы создателя "12 обезьян" становились культовыми - а это, помимо всего прочего, означает постоянные, устойчивые и продолжительные продажи на видеоносителях. Сейчас, однако, есть надежда, что и массовый зритель вполне дорос до впитывания неизменно красивых гиллиамовских штудий - ведь даже фильмы самозабвенно претенциозного М. Найт Шьямалана публику, вроде бы, не слишком раздражают, а хорошо разыгравшийся Гиллиам, если присмотреться, куда как более изящен и легок для восприятия. Плюс, обратите внимание, очень неплохой актерский ансамбль - Мэтт Дэймон ("Идентификация Борна"), Хит Леджер ("Четыре пера"), Джонатан Прайс ("Бразилия"), Моника Белуччи ("Братство волка")...

В свою очередь, "Стэлс" обещает своему зрителю захватывающую стремительность действия и эффектный металлический блеск плоскостей. Об образности и сложности здесь вряд ли стоит говорить - не тот жанр. Военщина плюс, опять же, искусственный интеллект. Или не плюс, а минус? Снимались в фильме Джош Лукас ("Игры разума"), Джессика Бил ("Блэйд: Троица"), Джеми Фокс ("Рэй"). В общем, сходите обязательно - даже если не понравится на уровне концепции, так хоть спецэффектами полюбуетесь (это я типа себя уговариваю, вы поняли). Ну и, конечно, шансов на хорошую кассу у детища Роба Коэна побольше, чем у творения Гиллиама.

Самого непритязательного зрителя получит "До небес" - подростковый фильм о школе будущих супергероев, где их учат сверхгероическими усилиями зубрить таблицу умножения, а летать они умеют и так. Окидывая критическим взором "диснеевские" экранные достижения последних лет, можно легко придти к выводу, что "До небес" - это, увы, не "Пираты Карибского моря". Не тот кураж. Форсу нету. То есть, в перспективе, конечно, можно персонажей этого фильма запустить в очередной телевизионный мультсериал и на этом вернуть хотя бы часть денег, но в целом - увы.

На этой бодрой ноте мы закончим с июльскими премьерами и перейдем к августовским.

 

 

Август: Штабные учения

В августе будет жарко. Не в том смысле, что фильмов будет много и они будут толкаться локтями в графике премьер, а просто - жарко и все. Голливуд считает август месяцем, не вполне подходящим для блокбастеров. Зрители окончательно разбегаются в отпуска в Таиланды и Акапульки, где кинотеатры не выживают из-за той же жары. Борьба между крупными студиями в августе уходит из мультиплексов и принимает характер виртуальной штабной игры, забавной для наблюдения, но не имеющей почти никакого отношения к тому, что зритель видит на экранах.

И что же он видит?

5 августа состоится премьера комедии Майка Джаджа "3001". По сюжету это что-то вроде "Клопа" Маяковского: наш современник оказывается замороженным на тысячу лет, и когда его размораживают, он получает возможность лицезреть светлое будущее. Принципиальный поворот тут такой: замороженный человек - типичный средний американец с типичным для среднего американца IQ. Но в будущем интеллектуальный уровень населения ввиду полной благополучности и бесконфликтности существования (ну, и гамбургеры, конечно, свою роль сыграли) катастрофически понизился, и наш герой оказывается там, в будущем, самым умным. Буквально гигантом мысли. По-моему, это само по себе не слишком смешно, но в Европе такой фильм мог бы пользоваться успехом. Возможно.

На 12 августа перенеслась из перегруженного июля премьера фильма Иэна Софтли "Отмычка" ("The Skeleton Key") - психологического триллера в Ново-Орлеанском стиле. Иэн Софтли стал знаменит среди меня благодаря нетривиальной и умной драме "Планета Ка-Пэкс", и его новая работа выглядит редким однозначно светлым пятном на фоне всеобщих летних поисков тени. Буду ждать и надеяться в расчете на шедевр, чего и вам желаю.

Третий фильм - "Пещера" ("Cave") решительно стартует 26 августа. Это такой мистический триллер с погружениями - группа подводников застревает в глубоководной пещере и там имеет дело с какой-то негодяйской потусторонней сволочью. Судя по описанию, это будет совершенно рядовой малобюджетный ужастик, у которого студии каким-то своим органом углядели прокатный потенциал. Может, он там даже действительно есть - особенно в августе, когда смотреть больше нечего. Но в целом - обидно.

И это, извините, все. После блещущей жизнью широкоэкранной роскоши июня и июля, мы видим перед собой пустыню с одним фонтанчиком для питья (к которому, признаемся честно, не факт, что уже подведен водопровод) и двумя концептуально убогими пальмами, которые тщатся изобразить оазис.

Правда, в загашнике у прокатчиков тусуются несколько фильмов, премьера которых намечена "примерно на лето" - но уже сам факт, что эти фильмы к маю не получили точного места в летнем прокатном графике, говорит о многом. Особенно печально выглядит среди этих отверженных фильм Питера Хайамса "И грянул гром" ("A Sound of Thunder") по мотивам классического рассказа Рэя Брэдбери. Сценаристы Джошуа Оппенхаймер и Томас Дин Доннелли сваяли на его основе крутой боевик с динозаврами и глобальной катастрофой; производство фильма стоило аж $80 миллионов и к прокату он был готов еще летом 2004-го. Вроде бы, его тоже собираются показать широким массам в августе. Вроде бы. Конечно, продюсеры при этом не рассчитывают получить обратно все 80 миллионов, но, может, хотя бы пять-шесть?..

В России в этом смысле жить будет слегка веселей: именно в августе до наших экранов докатятся некоторые июльские блокбастеры, которые вполне скрасят школьникам последний месяц каникул.

Ну, и то хлеб...

 

 

И еще чуть-чуть о будущем

Прояснились творческие планы Гильермо Дель Торо: в конце года он собирается начать съемку своего авторского фильма "Лабиринт Пана" ("Pan's Labyrinth") - это будет такая концептуальная дуля Голливуду между первым и вторым "Хеллбоем". Фильм будет делаться в Мексике и на испанском языке; Дель Торо описывает его как нечто ассоциативно связанное с "Хребтом дьявола": снова времена гражданской войны в Испании, снова мистический прорыв чего-то страшного в наш мир через души людей.

Ричард Келли, который столь впечатляюще дебютировал философским ужастиком "Донни Дарко", собирается начать в августе съемки музыкального футуристического триллера "Истории Саутленда" ("Southland Tales"). Действие фильма разворачивается в Лос-Анджелесе 2008 года, причем город стоит на пороге экологической, экономической и социальной катастрофы. Очень все весело. Сниматься в картине будут Шонн Уильям Скотт, Сара Мишель Геллар, Джейсон Ли, Кевин Смит, Дуэйн "Скала" Джонсон.

Стивен Соммерс получил в копилку еще один проект - римейк фантастического фильма 1951 года "Когда миры сталкиваются" ("When Worlds Collide"). Он сам пишет сценарий и будет режиссировать. Одновременно у него в работе находятся викторианский "паропанк" "Окрыленные" ("Airborn"), юмористическое фэнтези "Продается волшебное королевство" ("Magic Kingdom for Sale") и пишется сценарий для новой версии "Флэша Гордона" ("Flash Gordon"). Как бы ему не соскучиться при таком свободном графике.

Айвен Райтмен ("Охотники за привидениями") собирается поставить еще одну мистическую комедию. Пока проект намечен только в самых общих чертах, съемки начнутся нескоро, сюжет держится в секрете. Фильм будет называться "Через мой труп" ("Over My Dead Body"). Надеюсь, что это у него не буквально.

 

 

Стоп-кадр

Что значит - "мало"? Я все понимаю, душа просит всего много и сразу. Передайте ей, что жадничать душе не пристало. Это вредно. От неудовлетворенной жадности худеют, от удовлетворенной - толстеют. Ни то, ни другое душе не на пользу. Телу, впрочем, тоже.

И потом - куда вы так спешите? Дайте режиссерам, сценаристам и прочим продюсерам отпраздновать вышедшее, закончить начатое, начать заявленное, придумать что-нибудь еще сверх того. Все ж для вас, любимых. Вы же им деньги платите за выдумку. И мне, кстати, тоже - за усердие и добрый нрав.

А знаете, чем таким участь обозревателя тяжела? Количеством мелких новостей. Вы думаете, Голливуд рожает по сто пресс-релизов в день? Ну, вы правы. Но большинство этих пресс-релизов не стоит тех центов, которые я плачу провайдеру за их перекачку. "Актер Варфоломей Бутылкин будет сниматься у Боба Дупера в роли шестого трупа справа!" "Сценарист Никогдайский продал студии Фигли Пикчерс оригинальную идею фильма про гибель "Титаника"!" Зла не хватает.

Крупной и достойной новости ждешь больше, чем праздника. И когда такая новость приходит - черт побери, как приятно рассказать ее вам, ребята.

Искренне Ваш,
Алексей Д. Садецкий

 


 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети