Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

[про] Настоящее кино №5Здравствуйте, я ваш любимый кошмар!

Фантастические планы "Фабрики глюков"

© Алексей Д. Садецкий, 2005

 

 


Материал написан для журнала "[про] Настоящее кино" №5 в феврале 2005 года.
Вся приведенная в обзоре фактическая информация предварительна и может измениться по не зависящим от автора обзора обстоятельствам.


 

 

Большие имена

Роберт Земекис, который уделяет сейчас куда больше вниманию продюсированию кино, нежели высиживанию новых шедевров на режиссерском табурете, все-таки определился со своим следующим постановочным проектом - это будет эпический "Беовульф" ("Beowulf"). Сценарное предложение написал полтора тысячелетия назад безымянный авторский коллектив на Британских островах. С тех пор этот черновик много раз попадался на глаза голливудским боссам, и даже кое-какие фильмы на его основе выходили, но совсем всерьез за экранизацию этой истории взялись только на рубеже XX и XXI веков (об этом чуть ниже), а Земекис решил, видимо, закрыть тему раз и навсегда. Его "Беовульф" готовится под знаменем DreamWorks, а сценарий для него пишет Нил Гейман - кому, как не автору "Американских богов", под силу поднять тему до положенных ей эпических высот?

Если зрителю повезет, это будет уже четвертый большой фильм на сюжет "Беовульфа" за десять лет: в 1999 году вышли "Тринадцатый воин" Мактирнана (хотя и снятый по роману Крайтона "Пожиратели мертвых", но с такими явными отсылками к "Беовульфу", что его вполне можно считать сюжетной вариацией на тему) и трешевый научно-фантастический "Беовульф" Грэма Бейкера с Кристофером Ламбертом; плюс только что Стурла Гуннарсон закончил съемки фильма "Беовульф и Грендель" ("Beowulf & Grendel") на исландских берегах и с Джерардом Батлером в главной роли. (Ходили слухи про еще один проект, но эти слухи были недостаточно хорошо проплачены, чтобы удостоиться развернутого упоминания в этом обзоре; да, это намек).

Армия Тьмы (Army of Darkness, 1993)Сэм Рэйми продолжает пугать нас свои увлечением "Человеком-Пауком" и по этому поводу сообщил, что уже придумал, какой злодей появится у него в третьем фильме цикла. Но это так, мимоходом, а вот и хорошая новость: планы Рэйми снова оживить "Зловещих мертвецов" не ограничиваются римейком первого фильма (для него пока только ищется режиссер), но и идут гораздо дальше - Рэйми хочет сам снять "Зловещих мертвецов 4" ("Evil Dead 4")!

По поводу римейка первых "Мертвецов" вряд ли сейчас можно сказать что-то особо живительное - это очередная попытка конвертировать малобюджетную классику в мегасуперблокбастер. Почему-то Рэйми думает, что это может быть забавно и приводит в качестве примера недавний "Рассвет мертвецов". Дескать, конечно, это совсем не тот класс, что был у Ромеро, но баксы-то со зрителей так и сыпались. При этом совершенно не факт, что Рэйми сумеет найти на главную роль кого-нибудь хотя бы вполовину такого же безбашенного, как Брюс Кэмпбелл. И даже хотя бы на четверть...

Зато перспективы четвертого фильма цикла выглядят более чем обнадеживающими - его Рэйми собирается ставить сам (попытка вернуться из паутины к корням?) и без оглядки на тот же грядущий римейк. Сюжетно фильм должен следовать за "Армией тьмы", но не обязательно встык с ней - тут есть свобода маневра. Скажем, Эш не обязательно должен оставаться в новой серии молодым продавцом в супермаркете - путь он дослужится до менеджера и только потом снова окажется лицом к лицу с одержимыми демонами мертвяками. Такой ход даст возможность вернуть в главной роли перед камеры набравшего вес и авторитет Брюса Кэмпбела (который, надо признать, уже совсем на Эша не похож) и ублажить тем самым многочисленную армию довольно-таки агрессивных поклонников первых фильмов. Но можно сыграть и в другую игру - скажем, постаревший Эш может найти молодого напарника (напарница не покатит - по традиции цикла, девица должна погибнуть сразу), отрубить ему руку (ногу? голову?), вооружить лобзиком с ядерной накачкой и отправить ко всем чертям. А сам может тут же погибнуть и стать таким себе вполне зловещим мертвецом, возможно, с перспективой счастливого оживления в финале. Мы уж не говорим о прекрасных шансах отправиться куда-нибудь подальше во времени.

В общем, надежда на "Зловещих мертвецов" пока жива.

Раз уж мы заговорили на тему мертвецкой классики, обратим внимание и на новые деяния патриарха живых трупаков Джорджа Ромеро, который как раз закончил съемки "Страны мертвецов" ("Land of the Dead") - первого фильма цикла со времен "Дня мертвецов", вышедшего 20 лет назад. Времени прошло достаточно, чтобы сюжет существенно продвинулся: люди, оставшиеся в живых после великого оживления трупов, живут в городе-крепости, которую постоянно осаждают толпы голодных зомби. В общем, зритель увидит постапокалиптический мир, в котором с трудом удается поддерживать видимость порядка, а захватившие власть недоумки никак не хотят сделать что-нибудь полезное для сохранения остатков живой природы. А полуразложившиеся покойники в это время превращаются во все более опасных тварей.

Все это дивно сочетается с тем, как Ромеро отбивался от студийных боссов, которые требовали от него сделать "правильное" кино. Они так измотали режиссера, что он не выдержал и последние дни съемок просто отдал помощникам - это ничего не решало, а сил у Ромеро уже не было. Все-таки, 65 лет...

Тем не менее, после окончания пост-продукции "Страны мертвецов" (премьера фильма назначена на 21 октября) Ромеро планирует всерьез взяться за отложенный год назад проект "Бриллиантовый труп" ("Diamond Dead") - черную комедию о девице с амбициями рок-звезды, которая собрала рок-группу и нечаянно угрохала всех музыкантов на первой же репетиции. После чего не нашла ничего лучше, чем с помощью черной магии вернуть их к жизни и начать карьеру в шоу-бизнесе в составе зомби-группы. Название фильма ясно ассоциируется с "Grateful Dead", так что с переводом названия спешить не стоит - может быть, придется называть его "Даймонд Дэд" в расчете на малограмотных. Кроме того, Ромеро подписался режиссировать экранизацию небольшого романа Стивена Кинга "Девочка, которая любила Тома Гордона" ("The Girl Who Loved Tom Gordon"), но там еще и корова не валялась. А может, валялась. А может, и не корова.

Раз уж мы мимоходом помянули экранизации, не забудем и о "Книге черепов" ("The Book of Skulls") - новом проекте создателя "Экзорциста" Уильяма Фридкина по роману Роберта Силверберга о темном секрете бессмертия, обнаруженном при раскопках древней гробницы. Этот проект пока не показывает особенно бурной жизнедеятельности - видимо, пока не принят сценарий, - но периодически какие-то новости о нем всплывают, что, в общем и целом, обнадеживает.

Космобольцы (Spaceballs, 1987)Мел Брукс в одном из интервью сказал несколько фраз о том, что хочет снять "Космобольцев 2" ("Spaceballs 2") и сейчас как раз готовит сценарий. Может быть, старый приколист просто пошутил, но в январе прошла информация, что телевизионный отдел MGM собирается запустить анимационный юмористический сериал по "Космобольцам", для пилотного выпуска которого Брукс напишет сценарий. Одно другого, конечно, не исключает - возможно, даже наоборот, - так что появление на экранах или на DVD полнометражного игрового продолжения "Космобольцев" видится весьма вероятным.

Дэвид Цукер делает "Очень страшное кино 4" ("Scary Movie 4"), но как-то неспешно - первоначально выход этого фильма на экраны намечался на июнь 2005 года, но съемки его пока не начались. Впрочем, такого рода фильмы снимаются и монтируются быстро, ибо их главные достоинства заключаются не в съемках или монтаже, а в отсутствии мозгов - именно это свойство и приносит им кассу. Далее на очереди у Цукера "Супергерой!" ("Superhero!") - пародия на всевозможные более-менее свежие комиксы типа "Человека-Паука" и "Халка", не успевшие изгладиться из памяти зрителя, или будущих "Бэтмен: Начало" и "Фантастической четверки". Я, правда, не знаю, что можно пародировать в "Человеке-Пауке" - он сам по себе дико смешной, а еще сильнее усмешнять - только портить. Но у Цукера свои тараканы на этот счет, а у меня - свои, и главное отличие между нами в том, что его тараканы бегают по экрану, а мои жрут дихлофосный попкорн в зрительном зале.

Молодые стрелки

Голливуд переживает приход очередного поколения молодых негодяев. Они вызревают в творческих мастерских мэтров или на голливудских задворках, бегают с экземплярами сценариев по съемочным площадкам или безуспешно втюхивают студиям свои идеи, украдкой пробуют закуски на светских тусовках или пишут разгромные рецензии в независимые малотиражные листки - а потом вдруг снимают заемной камерой в гараже коппечный по затратам атмосферный триллер, от которого сносит крышу всему жюри фестиваля независимого кино, - и после этого мгновенно становятся востребованными и хорошо оплачиваемыми режиссерами.

Или не становятся.

Фонтан (The Fountain, 2005)Даррен Аронофски после своего легендарно прогремевшего "Пи" успел сделать уже на студийном бюджете культовый фильм "Реквием по мечте", перебрал несколько предложений от мейджоров, отверг их все и ныне заканчивает съемки масштабного научно-фантастического фильма по собственному сценарию "Фонтан" ("The Fountain"). Детали проекта не раскрываются; известно, что в основе сюжета путешествие по времени в прошлое и будущее в поисках Фонтана Юности, в главных ролях - Хью Джекман и Рэйчел Вейсц. Ждем шедевра, а что получится - поглядим. На экраны фильм выйдет не раньше поздней осени этого года.

Кроме того, у Аронофски на очереди экранизации самурайского комикса "Одинокий Волк и Волчонок" ("Lone Wolf and Cub"), романа ужасов Дэна Симмонса "Песнь Кали" ("Song of Kali") и криптоисторического триллера Теодора Рожака "Однодневка" ("Flicker") - и только он сам знает, за что он действительно возьмется после того, как "Фонтан" забьет.

Гильермо дель Торо, "голливудские" проекты которого до некоторых пор составляли печальный контраст для его блистательных авторских работ (не понимаю, почему некоторым так нравится "Блэйд 2" и почему до сих пор не все посмотрели "Хребет дьявола"), сумел в прошлом году наконец-то совместить большой бюджет со своим режиссерским темпераментом и его "Хеллбой" покорил всех циников и романтиков в зрительном зале. К радости дель Торо, "Revolution Studios" быстро дало зеленый свет для "Хеллбоя 2" ("Hellboy 2"), который придет к нам в 2006 году. Пока же для него пишется сценарий, дель Торо пробует на зуб другие давно задуманные проекты, среди которых в разное время упоминались фильм "Хребты Безумия" ("At the Mountains of Madness") по мотивам повести Говарда Филлипса Лавкрафта, а также мистические триллеры "Лабиринт Пана" ("Pan's Labyrinth") и "Багряный пик" ("Crimson Peak") по его собственным сценариям. Один раз проскочила информация, что дель Торо может также огрести сомнительную честь стать режиссером "Сорвиголовы 2", но, к счастью, январский провал "Электры", вероятнее всего, похоронил эту тему навсегда.

Другой мир: Эволюция (Underworld: Evolution, 2005)Лен Уайзман вышел в режиссеры из завхозов - он отвечал за реквизит у Эммериха на съемках "Звездных врат" и "Дня Независимости", а дебютировал в 2003 году стильным вампирско-волколачьим триллером "Другой мир". Фильм быстро нагулял множество поклонников и Уайзман заканчивает снимать его продолжение "Другой мир: Эволюция" ("Underworld: Evolution"). Точнее, речь в фильме идет не только о событиях, продолжающих сюжет "Другого мира", но и о предыстории противостояния вампиров и оборотней (что означает, что в проекте заняты не только Кейт Бекинсэйл и Скотт Спидмэн, но и актеры, чьи персонажи с разной степенью героичности погибли в первом фильме). Что там у них получится и кто кого съест, станет более-менее ясно на премьере 9 декабря. Уайзман также разрабатывает проект собственного мистическо-шпионского триллера "Черная глава" ("Black Chapter"), а еще были слухи, что именно ему студия "20th Century Fox" может поручить постановку "ответвления" от франшизы "Люди Х" под названием "Росомаха" ("Wolverine") после того, как основной цикл будет завершен третьим фильмом.

Курт Виммер, вполне состоявшийся до того как сценарист (он делал адаптации "Сферы" и новой "Аферы Томаса Крауна"), ворвался в режиссуру великолепной (и делайте со мной что хотите) символической антиутопией "Эквилибриум" в 2002 году. Нынче он заканчивает работу над своей второй постановкой - авторским футуристическим триллером "Ультрафиолет" ("Ultraviolet"). В недалеком будущем эксперименты с биологическим оружием вызвали своеобразную эпидемию псевдовампиризма - зараженные вирусом приобрели сверхсилу, но они живут очень недолго и вынуждены для выживания пить кровь здоровых людей. "Вампиры" уходят в подполье, и их главной целью становится месть тем, кто сделал из них чудовищ. Главную роль в фильме сыграла Милла Йовович, а оценить ее актерские качества в роли вампира зритель сможет уже в августе. О следующих проектах Виммера пока ничего не слышно, но, вероятнее всего, сам себя он без хороших сценариев не оставит.

По ассоциации упомянем здесь еще один нетрадиционно-вампирский среднебюджетный (20 миллионов долларов) фильм австралийца Гленна Стендринга "Совершенное существо" ("Perfect Creature"). Действие этого фантастического детектива разворачивается в мире, где люди и вампиры благодатно существуют во взаимовыгодном симбиозе; полицейские-напарники (натурально, вампир и человек) преследуют злодея, который пытается в буквальном смысле вбить кол между двумя дружественными расами. Премьера этого опуса намечена на июнь.

Папа "Небесного Капитана" Керри Конран еще до премьеры своего дебютного визуально-революционного хита получил и принял предложение "Paramount Pictures" поставить "Принцессу Марса" ("A Princess of Mars") по первому из "марсианских" романов Эгара Райса Берроуза. Первоначально этот проект упал на темя Роберту Родригесу, но пришелся как раз на тот момент, когда тот решил послать на фиг Американскую Ассоциацию кинорежиссеров - та не разрешала ему взять в сопостановщики "Города греха" Фрэнка Миллера; выйдя из Ассоциации, он автоматически лишился контрактов от сотрудничающих с нею студий. Поэтому новым режиссером "Принцессы" стал Конран, и вряд ли можно было придумать лучший ход: Конран славен трепетным отношением к ретрофантастике, а снимать архаичного Берроуза в другом ключе бесполезно - любое осовременивание приключений Джона Картера сведет экранизацию к тупенькому и банальному фантастическому боевику. Который, если вспомнить того же "Небесного Капитана", может быть, тем не менее, спасен аккуратным чувством юмора постановщика и добросовестной работой художника.

Режиссер парадоксальной "Планеты Ка-Пэкс" Иэн Софтли заканчивает работу над фильмом "Отмычка" ("The Skeleton Key") - мистическим триллером в антураже пригородов Нового Орлеана - традиционной сцены вудуистских ужастиков. Действие фильма разворачивается в старом доме, куда для ухода за пожилой парой приходит новая домоправительница. Само собой, вскоре обнаруживается, что и семейная пара не просто так тут тусуется, и дом тоже с двойным дном. Американская премьера фильма намечена на начало июля.

Помутнение (A Scanner Darkly, 2006)Ричард Линклэйтер решил повторить на новом материале оригинальную технологию, использованную им в фильме "Пробуждение жизни" - он снимал живых актеров, а затем переводил полученную картинку в анимацию. На этот раз он проделывает такую же штуку с "Помутнением" ("A Scanner Darkly") по роману Филипа К. Дика, а из актеров в фильме нарисуются Киану Ривз, Вайнона Райдер, Роберт Дауни-мл. и Вуди Харрельсон. Результаты эксперимента будут явлены публике в марте 2006 года.

Наконец, Мишель Гондри, который в прошлом году показал нам "Вечное сияние разума", снимает по своему сценарию сюрреалистическую философскую комедию "Наука сна" ("The Science of Sleep") - историю о том, как человека во сне захватили в плен обитатели его собственного подсознания. В главных ролях заняты Патрисия Аркетт, Гаэль Гарсиа Бернал, Ален Шаба и другие. Фильм должен выйти на экраны еще до конца 2005 года, а за ним у Гондри на очереди экранизация романа Руди Рюкера "Повелитель пространства и времени" ("Master of Space and Time") - язвительной комедии о двух придурковатых ученых, которые нашли способ управлять реальностью. Главной ролью в этом проекте осчастливлен Джек Блэк.

Кошмар против ужаса: кто бы ни выиграл...

Почему фильмы ужасов стали так популярны среди независимых кинематографистов, отдающих должное фантастике? Даже ребенок может догадаться, что все дело тут в деньгах. Все остальные виды фантастики требуют либо проектирования и постройки сложных декораций и разработки спецэффектов (стало быть, денег), либо умного и изобретательного сценария (а быть Чарли Кауфманами дано далеко не всем). А фильм ужасов тем и крут, что действие его происходит (как правило) здесь и сейчас, и при некоторой сноровке и общем недостатке воображения можно обойтись совсем без спецэффектов. Роджер Корман в свое время весьма наглядно продемонстрировал, что кино можно делать на абсолютном минимуме ресурсов. Ныне у него достаточно последователей, а у этих последователей временами даже водится какой-никакой постановочный бюджет, который некоторым из них даже удается применить на пользу делу.

Из тысяч низкобюджетных и безбюджетных ужастиков кое-какие вполне могут привлечь внимание обозревателя.

"Пиршество" ("Feast") Джона Гулагера - полупародийный ужастик, продюсером которого выступил Уэс Крейвен. Группа туристов в лесной глуши (очень типично для малобюджетного трэша) атакована таинственными летающими тварями. Кого не съели, тем пока смешно.

"Псы-воины: Свежее мясо" ("Dog Soliders: Fresh Meat") - прямое продолжение отличного фильма "Псы-воины" - готовятся снимать весной с прицелом на декабрьскую премьеру. Режиссер проекта на настоящий момент пока не утвержден, но велики шансы, что им станет Майкл Бассетт.

"Туман" ("The Fog") - среднебюджетный (18 миллионов) римейк знаменитого мистического триллера Джона Карпентера. Постановщиком будет Руперт Уэйнрайт ("Стигматы"), съемки предполагается начать в ближайшее время и выпустить фильм на экраны уже в середине октября.

"Убийственный Санта-Клаус" ("Santa's Slay") - триллер с довольно-таки ревизионистской посылкой: Санта-Клаус, оказывается, на самом деле не добрый святой, а злой демон, который когда-то проспорил пари одному из ангелов и был вынужден из-за этого несколько столетий разносить детям подарки на Рождество. Но условие пари выполнено - и Санта возвращается к своему привычному занятию: ритуальным убийствам... Фильм Дэвида Стаймана уже готов, но дата его премьеры пока не назначена. В общем, судя по тематике, он должен выйти на Рождество. С другой стороны, на Хэллоуин он будет выглядеть несколько уместнее...

"Последние почести" ("Last Rites") - оригинальный ужастик Дуэйна Стиннета в духе ранних фильмов Карпентера. В пригороде Лос-Анджелеса падает метеор, после чего там начинают подниматься из могил мертвецы. Гангстерские банды объединяются друг с другом и с полицейскими для того, чтобы остановить нашествие зомби. Фильм не имеет прокатных амбиций и выйдет сразу на DVD.

"Мертвый Гррл" ("Dead Grrl") - комедия ужасов Уильяма Батлера ("Дом страха"). Группа оболтусов устраивает вечеринку в доме жены знаменитого мафиози, где одного из них попросили посидеть с младенцем. При этом никто не озаботился предупредить подростков, что ребенок - это воплощение знаменитого киллера, некогда убитого, а ныне вызванного из ада в качестве демона-мстителя. Съемки фильма начнутся в апреле.

Стоп-кадр

Заканчивается февраль - сонный месяц, в течение которого Голливудские пресс-службы пребывают в глубокой зимней спячке. Казалось бы, у них там в Калифорнии и зимы-то не бывает, а вот - поди ж ты. Приходится расценивать это как проявление глобализма: где-то ведь в феврале и холода бывают, а люди в такое время не слишком охотно ходят в мультиплексы. Кондиция, вентиляция - а дома все равно уютнее.

Но за февралем приходит март, потом апрель. Студии заканчивают подготовку больших проектов к летним премьерам и начинают задумываться о более отдаленном будущем. Тут-то и начинается информационное бурление: какие-то фильмы поднимаются из глубин продюсерского забвения, какие-то уходят в производство, составляются новые графики занятости ведущих режиссеров и актеров...

А это значит, что наше с вами обозрение без новостей не останется.

И не забывайте: у нас впереди - вечность.

Искренне Ваш,
Алексей Д. Садецкий

 


 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети