Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

[про] Настоящее кино №3Плюс-минус будущее

Фантастические планы "Фабрики глюков"

© Алексей Д. Садецкий, 2005

 

 


Материал написан для журнала "[про] Настоящее кино" №3 в декабре 2004 года.
Вся приведенная в обзоре фактическая информация предварительна и может измениться по не зависящим от автора обзора обстоятельствам.


 

 

"Фабрика грёз" - это, по-моему, слишком уж пафосно. Но аббревиатура "ФГ" мне нравится. Во-первых, буква "Ф" у меня давно ходит в любимчиках, потому что с нее начинается слово "фантастика". А буква "Г" - ну, тут вообще все ясно.

Но я совсем не хочу выглядеть слишком уж циничным. Циников и без меня хватает. Поэтому пусть будет "Фабрика глюков". Для подзаголовка обзора грядущих от Голливуда фантастических кинопроектов название очень даже ничего.

Далее. Первый обзор состояния дела на "фабрике глюков" неизбежно получается вступительным, а потому - как бы фундаментальным. Дальнейшие выпуски будут ситуацию как-то корректировать, прояснять и наблюдаемые процессы комментировать. Будут заполняться новые ячейки в планах, прикрываться стратегические направления и подводиться итоги достижениям и провалам. Пока же перечислим главные направления и основные ожидания.

Будем считать это вступлением. Оно закончено.

Приступаем к самому интересному.

 

Большие имена

Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith

Джордж Лукас доделывает свои последние (и он на этом по-прежнему настаивает) "Звездные войны". Третий эпизод "Месть Ситха" ("Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith") громко (можете не сомневаться) выйдет на экраны 19 мая 2005 года. Чем закончится трилогия фэнам "Звездных войн" объяснять не надо, а остальным напомню: Республика падет, Палпатин станет Императором, Анакин Скайуокер перейдет на Темную Сторону силы и получит имя Дарт Вейдер. Орден джедаев будет уничтожен - спасутся только Йода и Оби-Ван Кеноби. У принцессы Падме Амидалы родятся двойняшки - мальчик и девочка, которых назовут Люк и Лейя.

Тем самым Лукас завершит совершенно титанический девятилетний труд, призванный не только закруглить его творческие амбиции, но и дать "сюжетный стержень" новому поколению фэнов, для которых прежние "Звездные войны" ассоциируются не с ними самими, а с их папами. Не устаю поражаться грандиозности педагогического замысла - по-сути, вторая трилогия росла вместе со зрителями: от вполне детской "Скрытой угрозы" через подростковую "Атаку клонов" к нынешней вполне взрослой по теме "Мести Ситха"...

Стивен Спилберг собирался осенью снимать четвертый фильм про Индиану Джонса, но вредный Лукас забраковал уже готовый сценарий Фрэнка Дарабонта и проект отложился до тех пор, пока Лукас со сценарием не найдут общий язык. Обещали не сильно задерживать, но до тех пор у Спилберга образовалась солидная дыра в рабочем графике, в которую очень удачно воткнулся проект крупнобюджетной (на 130 миллионов) экранизации "Войны миров" ("The War of the Worlds") Герберта Уэллса. Фильм прошел предсъемочную подготовку всего за пару месяцев и нынче активно снимается в расчете на Большую Летнюю Премьеру (29 июня 2005 года). Сценарий, само собой, держится в секрете, но по фотографиям со съемочных площадок можно сделать вывод, что американские традиции постановок "Войны миров" возобладали: как и Орсон Уэллс и Байрон Хэскин до него, Спилберг направил марсианское вторжение на современную Америку. Главную роль в фильме играет Том Круз, его фирменное глубокомысленное открывание рта будут оттенять Дакота Фэннинг, Миранда Отто, Тим Роббинс и другие. Можете также рассчитывать на цифровых марсиан и их продвинутую боевую технику, которую простой ядерной бомбой не взять.

По совершенно ясной ассоциации здесь же следует упомянуть еще одну постановку "Войны миров" - альтернативно-малобюджетную. Фильм поставил режиссер Тимоти Хайнс и выйдет она в прокат, по сильно предварительным данным, где-то в марте 2005 года. Действие ее более близко к роману Уэллса, но можно быть практически уверенным в том, что что-нибудь с этим фильмом пойдет наперекосяк. Во-первых, Тимоти Хайнс до сих пор не смог довести до проката ни один свой крупный режиссерский проект, и вряд ли "Война миров" окажется в этом смысле удачным первым блином. Во-вторых, хотя фильм готовился давно, работа над ним была заморожена после событий 11 сентября (как говорилось тогда, "из-за многочисленных нежелательных ассоциаций") и срочно возобновилась только после того, как о намерении снять экранизацию "Войны миров" объявил Спилберг - вероятно, Хайнс решил поймать удачную конъюнктуру, да и затраченных уже денег стало жалко. В-третьих, раскрученных звезд в его актерской команде нет.

Нежданное оживление этого проекта и его предполагаемый весенний выход в прокат могут вынудить Спилберга переименовать свой фильм, дабы избежать ненужных коллизий - но пока есть сильные шансы, что все обойдется и без таких крайних мер.

Питер Джексон, которому после "Властелина Колец" Голливуд разрешает делать все, что угодно, но только в Новой Зеландии, напропалую снимает там римейк "Кинг-Конга" ("King Kong"). Джексон давно мечтал переснять классический фильм 1933 года на самом современном уровне, но без переноса действия в наши дни (как это было сделано в фильме Джона Гиллермина 1976 года), и теперь радостно воплощает мечту в цифру. Образ гигантской обезьяны будут строить на основе мимики и пластики движений Энди Серкиса, а людские роли в фильме достались Наоми Уоттс, Джеку Блэку, Эдриану Броуди и Томасу Кретчманну. Сам Питер Джексон, как это у него заведено, сыграет в эпизоде - на этот раз летчика биплана, который будет сбивать Конга с крыши Эмпайр Стэйт Билдинг. Кстати, роль выбрана вовсе не от фонаря - в первом "Конге" экипаж самолета тоже сыграли режиссеры фильма, так что Джексон тем самым подчеркивает свою верность давней киношной традиции.

Кое-что из предварительных материалов фильма уже показали журналистам, которые после этого раздумали надоедать Джексону вопросами о том, какого дьявола ему занадобилось снимать именно "Конга". Им и без его ответов вдруг стало ясно, как этого дьявола зовут. Прочим же для того, чтобы проникнуться сим озарением, придется ждать премьеры фильма, которая назначена на 13 декабря 2005 года. Charlie and the Chocolate Factory

Тим Бёртон заканчивает съемки фильма "Чарли и шоколадная фабрика" ("Charlie and the Chocolate Factory") по мотивам знаменитой детской книги Роальда Даля о детях, которых наградили экскурсией на самую большую в мире шоколадную фабрику. Как обычно, невозможно предположить, что за фантазию неудержимо творчески мыслящий Бёртон соорудит на этом материале - остается только ждать премьеры, которая намечена на 15 июля 2005 года. Центральную роль в фильме получил Джонни Депп - его творческий союз с Бёртоном уже подарил нам такой шедевр, как "Сонная лощина", на этот уровень и хочется ориентироваться при прогнозах. Хотя аудитория у фильма, конечно, будет совсем другая.

Бандит во времени и король-рыбак Терри Гиллиам закончил работу над "Братьями Гримм" ("The Brothers Grimm"), до того уже успев начать съемки своей следующей картины - экранизации философско-фантастического романа Митча Куллина "Страна прилива" ("Tideland").

Премьера "Братьев Гримм" намечена на далекий ноябрь 2005 года. Это крупнобюджетная (на 80 миллионов) сказочная фантастика о том, как два брата-фольклориста сталкиваются в деревенской глубинке с самой настоящей магией. В фильме снялись Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Джонатан Прайс, Моника Белуччи. "Страна прилива" по предварительным описаниям выглядит менее амбициозно, но фильмы Гиллиама нельзя "спрогнозировать" по их бюджету. История девочки, которая сбежала от дебилизма взрослых в мир фантазий, взяв в провожатые только говорящие головы любимых кукол, может получиться не менее яркой и захватывающей, чем дорогая костюмная фэнтези. Снимаются в фильме Джефф Бриджес, Джодель Ферланд, Дженнифер Тилли. Дата премьеры пока не определена - видимо, тоже не раньше осени 2005 года. Коммерческий успех фильмов Гиллиама обычно никак не связан с их художественнным уровнем (часто зависимость оказывается обратной), а потому оценивать их кассу не возьмусь - хотя болеть за них буду изрядно.

Рон Ховард наконец-то начал предсъемочную подготовку фильма "Код Да Винчи" ("The Da Vinci Code"), экранизации одноименного бестселлера Дэна Брауна. Богатый на события, загадки и разгадки криптоисторический триллер вряд ли можно считать фантастикой в классическом понимании этого слова - ключевыми для него стали вопросы веры, а в таких случаях эпитет "фантастика" становится чрезмерно рискованным. На мой вкус, тем не менее, тайные общества, существующие на протяжении тысячелетий, являются такими же темами современного фольклора, как и летающие тарелки. И, кстати, сами тайные общества всегда очень радуются, когда их существование называют ненаучной фантастикой. Так кто я такой, чтобы их разочаровывать?

Главную роль в "Коде Да Винчи" получил Том Хэнкс, который, по мнению Ховарда, отлично умеет играть мыслящих людей. Съемки предполагается начать летом 2005 года. Фильм, по всей видимости, просто обречен на повышенное внимание зрителей - хотя бы потому, что роман Дэна Брауна с момента выхода остается одной из самых читаемых книг в США.

 

Супергерои на марше

Комиксы нынче составляют здоровенный кусок голливудского пирога. Аудитория жадно набрасывается, рвет на куски, пожирает и требует еще. Народу нужны простые символы и немногословные герои. Такие же, как были в детстве, отрочестве, юности на каждом журнальном стенде. Даже если вы из эти картинок выросли, вам все равно не жаль два часа и десять долларов на то, чтобы вернуться в босоногое детство. Плюс попкорн.

Успешные кинокомиксы становятся франшизами и пытаются снова и снова воспроизводить собственные прежние коммерческие достижения. Вечный двигатель. Даже когда тема исчерпывается и начинает пованивать гнильцой, ее можно выдержать в карантине и попытаться возродить. Batman Begins

Если "Супермен возвращается" ("Superman Returns") только начнет сниматься в феврале 2005 года (и выйдет на экраны через полтора года), то съемки фильма "Бэтмен: начало" ("Batman Begins") уже завершены. После роскошного старта, который "Бэтмену" обеспечил на рубеже 80-х и 90-х Тим Бёртон, эта франшиза сильно поизносилась. Поэтому режиссер Кристофер Нолан пересмотрел в нем все, что только можно было пересмотреть. Визуальная стилистика фильма, судя по всему, ничем не будет напоминать красочную избыточность бёртоновских декораций, а сюжет вообще "перемотан" к началу карьеры супергероя - нам обещают показать, как же миллионер Брюс Уэйн дошел до такой жизни, что стал шастать по ночным крышам в доспехах. Фильм ожидается во многих отношениях необычный: режиссура Нолана до сих пор была довольно скупа на внешние эффекты, но удивительно эффективна во всем, что касается парадоксов человеческой психологии, и можно только гадать, как его почерк ляжет на канву комикса. В фильме заняты Кристиан Бэйл, Кен Ватанабэ, Гэри Олдман, Лиам Нисон, Морган Фримен, Майкл Кейн, Рутгер Хауэр - боже мой, половины этой команды достаточно для самого крутого блокбастера. Что ж они натворят на экране все вместе?.. Фильм с бюджетом в 135 миллионов (ого!) выйдет на экраны 17 июня 2005 года.

Следующим крупным летним комикс-блокбастером станет "Фантастическая четверка" ("Fantastic Four") режиссера Тима Стори с бюджетом 90 миллионов. Здесь действует целая команда супергероев - астронавтов, которые в далеком космосе попали под действие неизвестных лучей и приобрели каждый свою отдельную суперспособность. После возвращения на Землю четверка начинает активно мешать врагам цивилизации, которые усиленно портят жизнь всего прогрессивного человечества. Больших звезд в фильме нет - это может означать, что высокий класс актерской работы и узнаваемые физиономии оказались для проекта лишними. Похоже, это будет более еще подростковое кино, чем даже "Человек-паук". Следовательно, и сборы ожидаются рекордные.

Само собой, успешные франшизы тоже не оставят зрителей своим вниманием: в 2006 году выйдут "Люди Икс 3", а в 2007 году - "Человек-паук 3".

 

Властелины пониже, кольца поуже

Простить Питеру Джексону немыслимые сборы "Властелина Колец" Голливуд не мог никак. После громкого успеха трилогии предложения снять какое-нибудь градиозное фэнтези студии воспринимают с каким-то истерическим восторгом. Но до реального запуска пока доведены пока лишь несколько проектов такого рода.

Во-первых, это фильм "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной Шкаф" ("The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch, and the Wardrobe") по одноименному роману К.С.Льюиса из цикла о Нарнии. Романы о Нарнии рассчитаны на менее взрослого читателя, чем "Властелин Колец", а это может расширить аудиторию экранизации. Фильм стоимостью в 170 миллионов снимается в Новой Зеландии (проверено - такие фильмы бывают успешными) под руководством одного из режиссеров "Шрека" Эндрю Адамсона. Особо крупных звезд в фильме нет, зато особо крупные спецэффекты зрителю обеспечены. Плюс грандиозная рекламная раскрутка, плюс тень Отца Гамлета (то бишь, "Властелина Колец") за спиной - ждем.

Во-вторых, странный 80-миллионный проект "Властители рун" ("Runelords"), забазированный на цикле романов-фэнтези Дэвида Фарланда. Вроде бы, фильм уже должен сниматься, но информационная поддержка проекта пока совершенно не впечатляет: известно только, что постановщиком подписался Кристиан Дюгуэй и что съемки будут происходить в Восточной Европе. Неизвестно даже, какие актеры будут заняты в фильме. Для более чем приличного бюджета какая-то невероятная скромность. Что-то здесь не так.

 

Между первой и второй...

Не всем так везет, как Гарри Поттеру. Если про него с самого начала было известно, что меньше, чем семью фильмами ему не отделаться, то другим персонажам никто не обещал долгой жизни. Harry Potter and the Goblet of Fire

Кстати, с Гарри Поттером все в порядке - "Гарри Поттер и Кубок огня" ("Harry Potter and the Goblet of Fire") режиссера Майка Ньюэлла снимается сейчас и выйдет в ноябре 2005 года, для "Гарри Поттера и Ордена Феникса" ("Harry Potter and the Order of the Phoenix") только что найден режиссер (им стал Дэвид Йейтс), но до начала его съемок еще целый год. Из-за того, что романы Джоан Ролинг становятся все объемнее, продюсеры всерьез обсуждали возможность разбить каждую экранизацию на два фильма, но в конце концов решили втиснуть каждый сюжет в один полнометражник. Подозреваю, главным аргументом в пользу такого решения стало то, что при раздвоении фильма в каждую серию пришлось бы ставить матч по квиддичу. Потому что без квиддича, как ни крути, фильма о Гарри Поттере быть не может.

По предыдущим фильмам цикла можно судить о том, что смена режиссера от серии к серии не должна серьезно сказываться на общем уровне картин - за этим следят продюсеры, серьезного отклонения от стандарта они не допустят. Скорее, шатания зависят от качества сценариев - третий фильм был уже достаточно раздерганным, и вряд ли задача сценаристов дальше будет проще. Пока проект движется устойчиво и можно уверенно прогнозировать примерно тот же кассовый успех и для следующих серий. С поправкой, может быть, на постепенную утрату ощущения новизны.

Следующий претендент на могучую кассовую жизнь - "Пираты Карибского моря 2" ("Pirates of the Caribbean 2"). Второй фильм франшизы будет сниматься одновременно с третьим (большая экономия средств, однако) весной 2005 года и грозит стать одним из безусловных лидеров проката летнего сезона следующего 2006 года. Гор Вербински снова в режиссерском кресле, перед камерой - прежняя звездная команда во главе с Джонни Деппом, так что больших колебаний качества я почему-то не предвижу. Фильм просто обязан предложить зрителям несколько сюрпризов, и студия уже сейчас закручивает интригу буквально на пустом месте - полное название фильма регулярно то появляется в прессе, то отзывается, то заменяется другим. Последний вариант был "Сундук мертвеца", но что-то мне говорит, что это обманка. Так или иначе, смотреть это кино ринутся все, кто получил удовольствие от первого фильма - а таких было чертовски много.

 

Стоп-кадр

Поставим пока на паузу. У нас остались неохваченными ставшие одной из главных опор современного проката анимационные фильмы, фильмы ужасов (а их мнооого) и детскую фантастику - с них, видимо, придется начать следующий обзор. Кроме того, остались за бортом отдельные значительные фантастические проекты, претендующие на место в категории "арт-хауз".

Но мы ведь только начали формирование ландшафта грядущей кинофантастики, мы наметили только самые главные пики (да и то, по необходимости, не все).

И не забывайте: у нас впереди - вечность.

В путь.

Искренне Ваш,
Алексей Д. Садецкий

 


 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети