Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Марина и Сергей Дяченко. Эмма и СфинксСоискатели Вечности

© Сергей Бережной, 2002

 

 

В "ЭКСМО" вышел сборник новых повестей и рассказов Марины и Сергея Дяченко "Эмма и Сфинкс", а в "ОЛМА-Пресс" переиздался их давний (и не самый сильный, по-моему) роман "Пещера" - переиздался в серии "Оригинал: Литература категории А".

Похоже, для Дяченко начинается какой-то новый этап - не в творчестве, а в отношении других к их творчеству.

Писатель, упавший в потенциальную яму под табличкой "фантастика", почти никогда не в состоянии из нее выбраться - и дело даже не в том, что он не хочет, а в том, что усилия никто не понимает и не поддерживает. Преданные фэны чувствуют себя преданными во всех смыслах и висят на рукавах, осыпая упреками: и ты, Брут, продался Большой Литературе! А литературоведы смотрят на соискателя Вечности, как на обезьяну, невзначай выбравшуюся из клетки.

И здесь важно - просто не обращать внимания.

        "Не обращайте вниманья, маэстро,
        Не убирайте ладони со лба..."

Несколько эпитетов.

Дяченко - чуть ли не лучшие современные русскоязычные прозаики, работающие в жанре романа-притчи. Их тексты многоплановы, их метафорические художественные модели раскрывают такие философско-психологические глубины, что в них, словно в Мальстрем, засасывает редкие и тщательно уделанные фантастические делянки постмодернистов. Эмоциональная насыщенность произведений Дяченко запредельна, они требуют от читателя такого самоотождествления с персонажем, что это можно сравнить только с острой влюбленностью...

Даже небольшие их произведения я не могу читать одно за другим, приходится делать паузы.

Повесть "Эмма и Сфинкс" - притча о жизни как поступке, о храбрецах, "которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец", о бесконечной глубине человеческой природы и необычайной чувствительности настоящей совести.

Пауза.

"Хозяин Колодцев" - внешне простая история о любви, которая одновременно плен и воля, о человеке, который никому, никому не позволит посягнуть на свою свободу - и о цене, которая должна быть за эту свободу заплачена.

Пауза.

"Кон" - моя любимая и самая изумительная новелла Дяченко, баллада о творческом поиске, о том, как горячо молодой художник (режиссер, писатель) жаждет понимания классиков - и натыкается вдруг вместо этого на ту самую пошлую завистливую власть, в силах которой закрыть двери, сломать вдохновение, сбить влет...

Пауза.

Проза Дяченко мне очень созвучна, это точное попадание в мой эстетический спектр (не могу не вспомнить их изумительного "Последнего Дон Кихота" из предыдущего сборника). Да, я пристрастен, и иначе подходить к их творчеству не могу и не хочу. Пусть несколько рассказов из этого сборника - проходные, пусть "Визит к педиатру" - просто забавная (хотя и мастерски сделанная) вариация на тему одного из бесхитростных "бродячих" сюжетов "ролевушной" тусовки, пусть сюжет "Хозяина Колодцев" избыточен по отношению к взятой авторами теме... Пусть. Как я могу судить текст, разнимать его, искать изъяны, если он живой, а я - ну не хирург, что поделаешь.

Зато какое наслаждение - вновь перечитать живой "Баскетбол", или детские "Сказки для Стаски"...

Дяченко не ищут внешнего успеха - для них это мелко. Внимание прессы, премии - все это приятно, это помогает продвигаться вперед. Но я не вижу их в рядах хищных соискателей кубков, пьедесталов и милионных тиражей. Мне кажется, они понимают, что все это преходяще.

Их талант достоин гораздо большего.

А в поддавки пусть играют те, кто достоин проигрыша.

 

 


 

Другие материалы о Марине и Сергее Дяченко:

 


 

Материал написан в августе 2002 года для журнала "ПитерBook".

 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети