|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
На суд Паука© Сергей Бережной, 1998
"Скрут" - третья книга фантастики, вышедшая у киевского семейного дуэта Марины и Сергея Дяченко, и именно по этой книге стало ясно, что Дяченко вполне определились в творческой манере и эстетических пристрастиях. От романа "Привратник", отличного и сильного дебюта, через сборник "Ритуал", составленного из вещей хороших, но не выдающихся и, как мне кажется, непринципиальных для Дяченко (исключение - рассказ "Вирлена", но исключение важное), они пришли к "Скруту". После выхода этой книги в авторах можно было быть абсолютно уверенными. "Скрут" сделал очевидным, что Дяченко не попадают в ряды дебютантов, достойных лишь поощрительных (но снисходительных) аплодисментов. Они перестали быть дебютантами и пишут удивительно сильную прозу. Если быть скрупулезно точным, следует подчеркнуть, что "Скрут" является третьей изданной книгой Дяченко, но не третьей написанной - до него Дяченко написали романы "Шрам" и "Преемник". "Шрам", вышедший после "Скрута" как премьерная книга серии "Заклятые миры", был удостоен премии "Меч в камне" как лучший роман-фэнтези 1995-1996 годов, обогнав при голосовании даже популярнейшего "Волкодава" Марии Семеновой... Итак, "Скрут". Первое, что следует отметить - Дяченко практически мгновенно научились ставить героя в этически неразрешимую ситуацию. Руал в "Привратнике" отказывается от предложенной ему власти над миром, осознав, что платой за его всевластность станут катастрофические изменения в мире - и этот выбор неочевиден разве что для законченного эгоиста. Цель главного героя "Шрама" Эгерта Солля - преодоление наложенного на него заклятия, которое, собственно, и не дает ему следовать уже сделанному этическому выбору. И в первом, и во втором случае для авторов наибольший интерес представлял сам процесс духовного развития героя, в то время как итог этого развития был практически предрешен. В "Скруте" Дяченко поставили героя в ситуацию, когда возможности сделать этически безупречный выбор у него просто нет. Ситуация, в которую Игар поставлен авторами, это полностью исключает: Игар и его жена Илаза попадают в лапы к скруту - чудовищному пауку, который обещает отпустить их, если Игар найдет и приведет к нему женщину, к которой у скрута давний счет... Если Игар не сделает этого, Илаза погибнет. Любое принятое Игаром решение будет оплачено чужой жизнью, и уклониться от выбора он тоже не может. Развитие характера героя в под гнетом этого выбора приобретает совершенно особый смысл - результатом этого развития должно стать принятие решения, и по тому, какое именно решение примет Игар, читателю и предстоит его судить. Дяченко подкупили меня тем, что не дали Игару ни единой поблажки на протяжении всего романа. Они ни разу не облегчили ему задачу. Единственный произвол, который они себе позволили - они обеспечили ему возможность остаться в живых и сделать этот чертов выбор (хотя Игар несколько раз честно пытался помереть, авторы проявили себя опытными вивисекторами и подобного удовольствия ему не подарили). Такую выраженную этическую жесткость в подходе к своему герою я встречал доселе только в повестях и романах Владимира Михайлова, у которого проблема нравственного выбора была одной из любимейших тем. Hо Михайлов холоден, рассудочен и малоэмоционален. Дяченко же - лирики. Михайлов в романе "Сторож брату моему" заставлял героев выбирать между уничтожением населенной планеты и гибелью всей галактической цивилизации. Для Дяченко в "Скруте" было достаточно положить на каждую чашу весов "всего лишь" одну человеческую жизнь... Безумно хочется, чтобы у нас больше было такой литературы. Пусть будут и и звездолеты, и неисчерпаемые атомы, и магические кольца - но главное всегда остается в душе человека. Которая значительно более "неисчерпаема", чем атом.
Материал написан в августе 1998 года. Опубликован впервые на сайте интернет-магазина "оЗон".
Другие материалы о Марине и Сергее Дяченко:
|
|