![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Имена из эпохи "до"© Сергей Бережной, 2001
Перечисление забытых фантастов "эпохи "Argosy" начнем с имени Джона Ульриха Гизи (John Ulrich Giesy), или Джей У. Гизи, как он обычно подписывался. Впрочем, первые свои рассказы он опубликовал под псевдонимом Джей Ульрих (Jay Ulrich) – появились они в 1910 году в журнале "Western Monthly". Как легко догадаться, это были вестерны. Жил Гизи в Солт-Лейк-Сити, столице "мормонского" штата Юта, и по основной специальности был врачом. История его вступления на литературное поприще стандартна до безобразия: читая рассказы в журналах, он частенько говорил жене, что мог бы писать ничуть не хуже. Однажды у миссис Гизи лопнуло терпение и она попросила мужа перестать хвастаться и попробовать, наконец, написать что-нибудь "не хуже"...
Именно "Cavalier" напечатал в 1912 году веселую повесть о детективе по прозвищу Семи Дюаль (Semi Dual – обе части прозвища латинские, но все вместе гораздо лучше звучит на французский манер) – "Оккультный детектор" ("The Occult Detector" – "Cavalier", 1912). Герой повести расследовал преступление, пользуясь своими связями в потустороннем мире. Этот рассказ Гизи написал в соавторстве с адвокатом Джуниусом Б. Смитом (Junius B. Smith, 1883-1945), чем было положено начало их длительному литературному сотрудничеству. Одних только рассказов, повестей и романов из цикла о Семи Дюале Гизи со Смитом написали за два десятилетия больше тридцати, кроме того, были у этого тандема и другие публикации. Например, в том же 1912 году появилась их утопическая повесть "В 2112 году" ("In 2112" – "Cavalier").
В литературе он выступал с первой половины 20-х годов как автор фантастико-приключенческих романов в духе Эдгара Райса Берроуза, преимущественно сведенных в цикл о землянине Майлзе Кабо, который волею судьбы оказался на "радио-планете" Венера. Цикл был начат романом "Радиочеловек" ("The Radio Man" - "Argosy", 1924) и продолжен романами "Радиозвери" ("The Radio Beasts" - "Argosy", 1925) и "Радиопланета" ("The Radio Planet" - "Argosy", 1926). Словечко "радио" стало для Фарли и его публикаций в "Argosy" чем-то вроде торговой марки – его романы, даже не относящиеся к "венерианскому" циклу, без этого слова в названии обходились редко: "Радиолетуны" ("The Radio Flyers" - "Argosy", 1929), "Радиострелки" ("The Radio Gun-Runners" - "Argosy", 1930), "Радиовойна" ("The Radio War" - "Argosy", 1932)... Впрочем, некотрые все-таки обходились – например, "Океанские гроты" ("Caves of Ocean" - "Argosy", 1932).
В 1921 году "Argosy" опубликовал самое известное его произведение - "Слепое пятно" ("The Blind Spot"), роман о путешестии между измерениями. Холл написал его вместе с другим известным в те времена автором по имени Хомер Эон Флинт (Homer Eon Flint, 1892-1924). Флинт дебютировал в номере "All-Story" 9 марта 1918 года рассказом "Планетчик" ("The Planeteer"). В отличие от многих других фантастов того времени, Флинт весьма серьезно задумывался над проблемами социальной психологии и многие свои произведения строил, отталкиваясь от вполне осмысленных социально-философских концепций. Например, в повести "Владыка смерти" ("The Lord of Death" - "All-Story", 1919) он описывал общество, где каждой человек должнен заботиться о своем выживании сам, не расчитывая ни на чью помощь. Местом действия для этого эксперимента он избрал Меркурий. Следующую социальную модель он разместил на Венере: в повести "Повелительница жизни" ("The Queen of Life" - "All-Story", 1919) описано общество, признавшее высшей ценностью жизнь как таковую, и благодаря этому переживающее острейший кризис перенаселения. В новелле "Деволюционист" ("The Devolutionist" - "Argosy", 1921) исследуется ситуация равновесия между господствующей более-менее просвещенной диктатурой и анархистско-демократическим подпольем, в парной ей повести "Эмансипатрия" ("The Emancipatrix" - "Argosy", 1921) действие разворачивается в мире, где сосуществуют социум, организованный по типу улья, и примитивные первобытные племена. Все четыре повести объединены в подобие цикла одним героем – доктором Кинни. В 1965 году, когда в сердцах американских любителей фантастики бушевала первая и последняя волна ностальгии по "старым добрым временам", был издан двухтомник Флинта, куда вошли все четыре повести; достать это издание ныне ничуть не легче, чем номера журналов, в которых произведения Флинта впервые публиковались.
Как ни жестоко это звучит, судьба Флинта в чем-то символична. Вот и авторы "Путеводителя по научной фантастике" Бэйрд Сирлз сотоварищи в посвященной Флинту махонькой заметке приводят названия его произведений лишь потому, что "их названия могут пригодиться читателям для игры в шарады"...
Из авторов, перечисленных выше, серьезного жизненного успеха и устойчивой известности не добился никто. Они навсегда остались в истории фантастики неудачниками, их творения забыты, а имена выцветают из памяти читателей. И лишь историки массовой литературы, разглядывая фотографии обложек старых журналов, изредка грустно улыбаются при виде написанных на них знакомых фамилий...
Материал написан в 2001 году как часть очерка истории американской журнальной фантастики. |
|
![]() |