Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Имена из эпохи "до"

© Сергей Бережной, 2001

 

 

Перечисление забытых фантастов "эпохи "Argosy" начнем с имени Джона Ульриха Гизи (John Ulrich Giesy), или Джей У. Гизи, как он обычно подписывался. Впрочем, первые свои рассказы он опубликовал под псевдонимом Джей Ульрих (Jay Ulrich) – появились они в 1910 году в журнале "Western Monthly". Как легко догадаться, это были вестерны.

Жил Гизи в Солт-Лейк-Сити, столице "мормонского" штата Юта, и по основной специальности был врачом. История его вступления на литературное поприще стандартна до безобразия: читая рассказы в журналах, он частенько говорил жене, что мог бы писать ничуть не хуже. Однажды у миссис Гизи лопнуло терпение и она попросила мужа перестать хвастаться и попробовать, наконец, написать что-нибудь "не хуже"...

`Argosy`, 1923, October 13Следствием этого замечания стала довольно успешная карьера автора журнальной прозы. Писал Гизи много и в самых разных жанрах; его произведения печатали "Adventure" и "Romance", "Munsey's Magazine" и "Snappy Stories", "Clues" и "Top-Notch"... Фантастику, впрочем, он пристраивал в основном в "Argosy", "All-Story" и "Cavalier".

Именно "Cavalier" напечатал в 1912 году веселую повесть о детективе по прозвищу Семи Дюаль (Semi Dual – обе части прозвища латинские, но все вместе гораздо лучше звучит на французский манер) – "Оккультный детектор" ("The Occult Detector" – "Cavalier", 1912). Герой повести расследовал преступление, пользуясь своими связями в потустороннем мире.

Этот рассказ Гизи написал в соавторстве с адвокатом Джуниусом Б. Смитом (Junius B. Smith, 1883-1945), чем было положено начало их длительному литературному сотрудничеству. Одних только рассказов, повестей и романов из цикла о Семи Дюале Гизи со Смитом написали за два десятилетия больше тридцати, кроме того, были у этого тандема и другие публикации. Например, в том же 1912 году появилась их утопическая повесть "В 2112 году" ("In 2112" – "Cavalier").

`Argosy`, 1921, April 16Гизи написал много произведений и без соавтора. Среди его сольных фантастических творений наибольшую популярность приобрела трилогия о приключениях землянина Язона Крофта на планете Палос из системы Сириуса – "Палос из своры Собачьей Звезды" ("Palos of the Dog Star Pack" – "All-Story", 1918), "Глашатай Зиту" ("The Mouthpiece of Zitu" – "All-Story", 1919) и "Язон, сын Язона" ("Jason, Son of Jason" – "Argosy", 1921). Романы эти были довольно лихими имитациями книг "марсианского" цикла Берроуза, но отличались существенно более "научным" подходом: Язон Крофт обычно одерживал верх над противниками не благодаря необоримой силе духа и мускулатуры, а вследствие того, что отлично умел применять на практике разнообразные достижения земной науки и техники. Именно благодаря успеху этой трилогии Гизи в начале 20-х годов считался одним из лидеров журнальной фантастики.

 

`Argosy`, 1926, June 26В 20-30-х годах на обложках "Argosy" часто появлялось имя Ральфа Милна Фарли (Ralph Milne Farley). Человека, писавшего под этим псевдонимом, в миру звали Роджер Шерман Хоур (Roger Sherman Hoar, 1887-1963). К его достижениям вне литературы относятся три высших образования в Гарварде, годы преподавательской работы (он читал курсы математики и инженерного проектирования), изобретение системы наводки дальнобойных артиллерийских орудий по звездам и пребывание в кресле сенатора штата Массачусетс.

В литературе он выступал с первой половины 20-х годов как автор фантастико-приключенческих романов в духе Эдгара Райса Берроуза, преимущественно сведенных в цикл о землянине Майлзе Кабо, который волею судьбы оказался на "радио-планете" Венера. Цикл был начат романом "Радиочеловек" ("The Radio Man" - "Argosy", 1924) и продолжен романами "Радиозвери" ("The Radio Beasts" - "Argosy", 1925) и "Радиопланета" ("The Radio Planet" - "Argosy", 1926). Словечко "радио" стало для Фарли и его публикаций в "Argosy" чем-то вроде торговой марки – его романы, даже не относящиеся к "венерианскому" циклу, без этого слова в названии обходились редко: "Радиолетуны" ("The Radio Flyers" - "Argosy", 1929), "Радиострелки" ("The Radio Gun-Runners" - "Argosy", 1930), "Радиовойна" ("The Radio War" - "Argosy", 1932)... Впрочем, некотрые все-таки обходились – например, "Океанские гроты" ("Caves of Ocean" - "Argosy", 1932).

 

`Argosy`, 1921, May 14Остин Холл (Austin Hall, 1886-1933) написал для различных журналов, включая "Argosy" и "All-Story", под различными псевдонимами около 600 рассказов – по его собственным словам. Псевдонимы свои раскрыть он не удосужился, так что проверить это заявление ныне невозможно. В основном это были вестерны, но и фантастика Холлу не была чужда – первый свой фантастический рассказ "Почти бессмертный" ("Almost Immortal") он опубликовал в "All-Story" 7 октября 1916 года. В номере того же журнала от 30 июня 1917 года появился рассказ "Восставшая душа" ("The Rebel Soul"), в продолжение которого Холл написал уже целый роман – "В бесконечность" ("Into the Infinite"), шестью частями напечатанный в "All-Story" начиная с 12 апреля 1919.

В 1921 году "Argosy" опубликовал самое известное его произведение - "Слепое пятно" ("The Blind Spot"), роман о путешестии между измерениями. Холл написал его вместе с другим известным в те времена автором по имени Хомер Эон Флинт (Homer Eon Flint, 1892-1924).

Флинт дебютировал в номере "All-Story" 9 марта 1918 года рассказом "Планетчик" ("The Planeteer"). В отличие от многих других фантастов того времени, Флинт весьма серьезно задумывался над проблемами социальной психологии и многие свои произведения строил, отталкиваясь от вполне осмысленных социально-философских концепций. Например, в повести "Владыка смерти" ("The Lord of Death" - "All-Story", 1919) он описывал общество, где каждой человек должнен заботиться о своем выживании сам, не расчитывая ни на чью помощь. Местом действия для этого эксперимента он избрал Меркурий. Следующую социальную модель он разместил на Венере: в повести "Повелительница жизни" ("The Queen of Life" - "All-Story", 1919) описано общество, признавшее высшей ценностью жизнь как таковую, и благодаря этому переживающее острейший кризис перенаселения. В новелле "Деволюционист" ("The Devolutionist" - "Argosy", 1921) исследуется ситуация равновесия между господствующей более-менее просвещенной диктатурой и анархистско-демократическим подпольем, в парной ей повести "Эмансипатрия" ("The Emancipatrix" - "Argosy", 1921) действие разворачивается в мире, где сосуществуют социум, организованный по типу улья, и примитивные первобытные племена. Все четыре повести объединены в подобие цикла одним героем – доктором Кинни. В 1965 году, когда в сердцах американских любителей фантастики бушевала первая и последняя волна ностальгии по "старым добрым временам", был издан двухтомник Флинта, куда вошли все четыре повести; достать это издание ныне ничуть не легче, чем номера журналов, в которых произведения Флинта впервые публиковались.

      Соображения добросовестности требуют, чтобы я сделал оговорку: ни одно из произведений Флинта я не читал, всю информацию о них пришлось брать "из вторых рук". Весьма вероятно, что при пересказе содержания повестей я в чем-то отклонился от истины – испорченный телефон штука вредная, но, к сожалению, в таких случаях почти неизбежная...

`Famous Fantastic Mysteries`, 1942, November. Переиздания романов Дж.У.Гизи и Остина ХоллаФлинт таинственно погиб в 1924 году. Об обстоятельствах его смерти известно только то, что на шоссе к нему в машину подсел какой-то человек, а через несколько часов Флинта нашли мертвым в разбитом автомобиле.

Как ни жестоко это звучит, судьба Флинта в чем-то символична. Вот и авторы "Путеводителя по научной фантастике" Бэйрд Сирлз сотоварищи в посвященной Флинту махонькой заметке приводят названия его произведений лишь потому, что "их названия могут пригодиться читателям для игры в шарады"...

 

Из авторов, перечисленных выше, серьезного жизненного успеха и устойчивой известности не добился никто. Они навсегда остались в истории фантастики неудачниками, их творения забыты, а имена выцветают из памяти читателей. И лишь историки массовой литературы, разглядывая фотографии обложек старых журналов, изредка грустно улыбаются при виде написанных на них знакомых фамилий...

 

 


 


 

Материал написан в 2001 году как часть очерка истории американской журнальной фантастики.

Русская фантастика и фантастика в Сети