Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Быть адекватным сказке

© Алексей Д. Садецкий, 2005
Братья Гримм / The Brothers Grimm (2005)"Братья Гримм" ("The Brothers Grimm")

 

 

Шел на фильм, чётко зная, что буду недоволен.

С самого начала было известно, что "Братья Гримм" для Гиллиама проект проходной, что сделан он во многом для того, чтобы выйти из тяжелого "несъемочного" периода. Критики картину растоптали. Зрители на нее не пошли. Чего ждать-то?

В общем, Гиллиам меня обманул - опять. "Братья Гримм" - далеко не шедевр, но фильм мне однозначно понравился. И не столько роскошью картинки (которая понравилась почти всем, так что что о неё говорить), сколько чисто "гиллиамовским" органичным сочетанием сюжета, героя и зрителя - в данном случае, меня.

"Братья Гримм" рассчитаны на зрителя, для которого проблема отношения к фантастике актуальна и повседневна. Экранная пара братьев Гримм - классическая связка прагматика (Уилл) и романтика (Якоб). После "Секретных материалов" такое сочетание главных персонажей, увы, выглядит истоптанным, но Гиллиама эта истоптанность не отпугивает, как не отпугивает она и меня, потому что я в такой связке живу постоянно. Я и романтик (куда ж деваться), я и прагматик (еще бы). Такой вот диалектический дуализм. И поэтому в забавном бодании мировоззрений братьев я вижу не противостояние, а единство.

Совершенно так же я отношусь и к фантастике, которая, с одной стороны, вся есть отступление от реальности, а с другой - только тогда чего-то и стоит, когда не теряет с реальностью контакта. И Гиллиам, мне кажется, придерживается такого же отношения к предмету.

Развитие сюжета как будто не предполагает ничего философического. Однако чем дальше углубляются братья в Лес, тем сильнее проявляется в фильме тема ограниченности прагматического мировоззрения. Как не все жизненные задачи можно решить с помощью хитроумных механизмов (что бы там ни твердил циничный Делатомб), так и не все художественные задачи подвластны реализму (что бы там реалисты ни говорили). И использованная в фильме метафора волшебного Леса вдруг оказывается чертовски близка метафоре Леса из "Улитки на склоне" Стругацких - и здесь, и там человек выпадает из привычного рационального контекста, становится неадекватен ему, ищет новые способы соответствовать своему новому окружению, новую рациональность. Для героя принципиален, видимо, именно момент осознания того, что не мир неадекватен ему, а он неадекватен миру - потому что остальное оказывается простым следствием этого осознания...

Проблема фильма, вероятно, в его избыточности - фундаментальная идея сама по себе не дает материала для большого сюжета, но на нее можно навернуть все, что угодно. И, надо сказать, навернуто на нее было более чем достаточно - именно что более. Потому что извлеченная из-под этого барокко вполне линейная мысль выглядит, мягко говоря, не вполне адекватной своему обрамлению, а искать новую адекватность для нее, увы, поздно - вот уже и титры пошли...

И, дабы не повторять ошибок рецензируемого фильма, здесь мы и оставим нашего читателя. Ведь главное, кажется, сказано. А мелочи обойдутся и без упоминания...

 


 

Материал написан 27 января 2006 года.

 

Русская фантастика и фантастика в Сети