Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

[про] Настоящее кино №4Нарисуем - будем жить

Фантастические планы "Фабрики глюков"

© Алексей Д. Садецкий, 2005

 

 


Материал написан для журнала "[про] Настоящее кино" №4 в январе 2005 года.
Вся приведенная в обзоре фактическая информация предварительна и может измениться по не зависящим от автора обзора обстоятельствам.


 

 

Большие имена

Джеймс Кэмерон отвлекся от своих любимых глубоководных погружений и начал мало-помалу раскрывать подробности своего будущего высокобюджетного фантастического проекта. Впрочем, он так и не сказал ничего нового, что не бродило бы среди фэнов в виде слухов разной степени непроверенности. Футуристический боевик "Боевой ангел" ("Battle Angel") основан на сюжете комикса-манги Юкито Кисиро, находится на этапе предсъемочной подготовки, его съемки должны начаться в этом году. На этом конкретика заканчивается, открывая широкий простор для домыслов. Совершенно очевидно, что новый большой проект отца "Терминаторa" и "Чужих" обречен стать королем сезона, и мы можем с изрядной долей уверенности предположить, что премьера его состоится летом 2006 года. Биться об заклад, впрочем, не будем. Battle Angel Alita

Параллельно Кэмерон наботает над художественном фильмом об истории чемпионки мира по фридайвингу Одри Местре, которая погибла при попытке установить очередной рекорд глубины погружения на одном вдохе.

Люк Бессон (который, кстати, в свое время тоже отдал дань теме свободных подводных погружений) также параллельно работает как режиссер над двумя проектами.

Во-первых, он снимает фильм "Артур" ("Arthur") по собственному циклу литературных сказок о мальчике, которого похитили магические существа минипуты. Фильм сочетает игру актеров и сложную трехмерную анимацию, что обеспечит ему как минимум повышенную зрелищность, а бюджет в 65 миллионов евро позволяет надеяться, что картина не будет выглядеть бедным родственником даже среди самых продвинутых голливудских блокбастеров. Кстати, для озвучки анимационных персонажей Бессон приглашает мировых звезд - известно, например, что королева минипутов будет говорить (и петь?) голосом Мадонны.

Во-вторых, Бессон готовит что-то еще. Здесь завеса секретности просто непробиваемая, известно лишь, что это будет тоже фантастический блокбастер, и что Бессон будет ставить его по собственному сценарию. Можно также с большой (практически стопроцентной) вероятностью предположить, что Милла Йовович в этом фильме сниматься не будет. В общем, так ей и надо. Пущай и дальше мочит зомби в "Обители Зла", это ей как раз по таланту. А европейские суперпроекты будут зарабатывать мировую славу без нее. Скажете, не заработают? Да как миленькие заработают - и призы на фестивалях снимут, и сборы сделают, и будут десятилетиями продаваться для домашнего видео. И все без нее.

Стивен Соммерс после стыдного недобора кассы "Ван Хелсингом" получил от студии Universal втык и указание сосредоточиться на других проектах - например, сказали ему, почему бы тебе, друг любезный, не заняться третьей "Мумией"? Есть основания полагать, что Соммерс человек послушный, да и не полезно в его ситуации вставать в позу непонятого публикой гения. Потому как нужно изо всех сил отжимать подмоченную коммерческую репутацию. Никому не хочется думать, что его пик уже пройден, и Соммерс тут вовсе не исключение. Поэтому будем ждать от него новых просчитанных блокбастеров, снятых с учетом совершенных ошибок. Из уже подтвержденных (но еще не доведенных до стадии съемок) его проектов самыми интересными мне представляются два - альтернативная история "Окрыленные" ("Airborn") и новая экранизация фантастического комикса "Флэш Гордон" ("Flash Gordon").

"Окрыленные" - это фантастические приключения в духе "паропанка", так удачно освоенного мастерами японской анимации - вспомним хотя бы "Лапуту" Миядзаки. Сочетание викторианского стиля и разнообразных летающих, плавающих и прочих самодвижущихся механизмов дает широчайший простор для визуальных изысков, к которым Соммерс проявляет такую похвальную страсть. Фильм делается на основе одноименного романа Кеннета Оппеля, который сам пишет для него сценарий.

"Флэш Гордон" обещает стать еще одной попыткой окунуть любителей фантастики в изысканное ретро - классический комикс 1930-х годов породил не менее знаменитую серию экранизаций, где инопланетные интерьеры снимались в стиле арт-деко, а шлемы космических скафандров изображались слегка обклеенными фольгой кастрюльками. В общем, Соммерсу снова предстоит всласть поизмываться над наивностью старых фильмов, и остается только молиться, чтобы ему не отказало чувство меры. А то ведь опять "Ван Хелсинг" получится... Остров / The Island (2005)

Творец "Армагеддона" Майкл Бэй вдруг обратился к социальной фантастике - действие его следующего фильма "Остров" ("The Island") разворачивается в мире, который поначалу выглядит чистой воды утопией. Однако герой (его играет заслуженный джедай республики Юэн Макгрегор) неосторожно докапывается до истины и узнает, что обитает вовсе не в идеальном обществе, а на ферме клонов, органы которых, о ужас, используют как запчасти для соответствующих местных олигархов. И, натурально, он за это сильно на всех обижается с последующей беспорядочной стрельбой. В блокбастере на 100 миллионов снимаются также Скарлетт Йоханссон, Шон Бин, Стив Бушеми и другие приличные люди. Фильм ждем на экранах уже в июле.

Фрэнк Дарабонт все подготовил к съемкам новой экранизации "451° по Фаренгейту" ("Fahrenheit 451") Рэя Брэдбери и ждет только окончательной отмашки от студии. В том, что отмашка будет, он не сомневается, потому как не дураки же там сидят, чтобы оказываться от своего счастья? Пока же отмашки нет (может, все-таки дураки?), он с присущей ему страстью пропагандирует свой следующий "стивен-кинговский" фильм по повести "Туман" ("The Mist"). Дарабонт по привычке сам написал сценарий и говорит, что получилось здорово. Мы, со своей колокольни, можем предположительно надеяться, что фильм получится - конечно, не таким шедевром, как "Побег из Шоушенка" или "Зеленая миля", но все-таки получится. У Дарабонта как-то все получатся. Дарабонт - это голова!

Умученный производством "Гарри Поттеров" Крис Коламбус для разнообразия взялся за экранизацию комикса "Намор" ("Sub-Mariner" / "Namor"), который повествует о похождениях человека-амфибии Намора, принца Атлантиды, в нашем экологически нестабильном мире. После утопления Атлантиды население там вполне сохранилось и за несколько тысячелетий приспособилось к подводному существованию, а теперь вот вступило в контакт с сухопутной цивилизацией. Можно себе представить, как им понравилась наша манера загаживать окружающую среду радиацией и резиновыми изделиями. Учитывая язвительный и стремный характер Коламбуса, можно предположить, что злодеям мало не покажется. Ну, и юный зритель тоже должен остаться доволен. Фильм находится пока на стадии предсъемочной подготовки.

А в это время Роберт Родригес решил освежить успех "Детей шпионов" и варит по своему сценарию подростковый блокбастер "Приключения мальчика-акулы и девочки-лавы" ("The Adventures of Shark Boy and Lava Girl in 3D"). Обычный подросток выдумывает себе со скуки приятелей-супергероев, почему бы и нет. А потом так увлекается, что начинает вместе с ними бороться со злом. Отсюда мораль: сдерживать надо свое воображение. А то придумаешь какого-нибудь младенца-аллигатора себе на голову... Родригес снимает быстро, так что результат его творчества публика сможет оценить уже этим летом.

Разрушив "Трою", к фантастике решил вернуться и Вольфганг Петерсен - в его постановочных планах появились экранизация популярной юмористической фэнтези Пирса Энтони "Чары для Хамелеоши" ("A Spell for Chameleon") и давным-давно ожидаемый фильм по "Игре Эндера" ("Ender's Game") Орсона Скотта Карда.

"Чары для Хамелеоши" могут при некотором удачном стечении конъюнктуры и правильном подходе продюсеров положить начало большому киноциклу - Пирс Энтони написал уже почти три десятка романов о магическом мире под названием Ксанф, так что три серии "Властелина Колец" и семилогия о Гарри Поттере могут в недалекой перспективе показаться достаточно "короткими" проектами. Впрочем, вряд ли стоит этого опасаться всерьез, так как Энтони пишет крайне несерьезно. Юмор у него несложный, но с Голливудским ему в смысле простоты не тягаться, так что у его книг есть все шансы при экранизации сильно упроститься. К тому же Вольфганг Петерсен в последнее время печально склонен к монументальному мышлению. Увы. Впрочем, может, как за на Ксанфе и развеется.

Планы сделать фильм из "Игры Эндера" бродят уже много больше десяти лет, автор даже сделал несколько вариантов сценария. Было сделано несколько подходов, однако каждый раз все тормозилось. То сценарий оказывался слишком умным, то постановка слишком дорогой. Неизвестно, что для студии страшнее. Однако сейчас, когда "Звездные войны" и "Звездный десант" хорошенько подготовили почву для возобновления космических военных действий, а спецэффекты подешевели почти до уровня колбасы, у фильма есть все шансы получить "зеленый свет", а у нас - еще один приличную (я твердо на это надеюсь) картину с культовым (почему бы и нет) потенциалом.

[Ре]Аниматоры

Беспрецедентный кассовый успех полнометражных анимационных фильмов - особенно трехмерной анимации - поднял акции этого направления до немыслимых высот. В 2003 году чемпионом американского проката стал "В поисках Немо", обогнавший по сборам "Пиратов Карибского моря" более чем на 130 миллионов долларов. В 2004 году главное место на пьедестале занял "Шрек 2", улучшивший финансовый рекорд "Немо" сразу более чем на сто миллионов.

Крупные студии содрогнулись от восторга и начали срочно вкладывать деньги в трехмерную анимацию. У них сложилось впечатление, что высокие технологии реанимировали чуть было не впавшее в безнадежное ничтожество это направление киноиндустрии.

На самом деле, как мы с вами понимаем, направление реанимировали не технологии, а творческие люди, которые умеют их использовать. Но таких людей - единицы, а технологии доступны всем. Увы. Автомобили / Cars (2006)

Компания Disney, от души заработавшая на дистрибуции всех предыдущих фильмов студии Pixar - от "Истории игрушек" до "Суперсемейки" - назначила премьеру последнего своего совместного с Pixar проекта "Автомобили" ("Cars") аж на лето 2006 года. То есть, новому фильму Джона Лассетера предстоит отлеживаться лишние семь месяцев (он должен был выйти осенью 2005-го). Диснеевский отдел маркетинга можно понять - Pixar уходит от него в самостоятельное плавание, а вместе с ним отбывают и неизменно впечатляющие доходы от кинопроката, которых у наследников Великого Уолта в последнее время совсем не густо. Поэтому наблюдается желание выжать из этого последнего апельсина как можно больше сока, а летняя премьера как раз и позволит это сделать - каникулы, отпуска и все такое прочее, позволяющее людям ходить в кино не только в выходные.

Между тем, Pixar уже работает над первым полностью самостоятельным проектом под интригующим названием "Рататуй" ("Ratatouille"). По первой информации, фильм назван по имени главного героя - крысюка, который живет при роскошном парижском ресторане. Детали сюжета, естественно, не разглашаются, но можно предположить, что нас ожидает комедия в стиле сладкой жизни (или, с равной вероятностью, строго наоборот). Постановщиком фильма стал дебютант Ян Пинкава, который работал в нескольких проектах Pixar художником-аниматором. Выход фильма пока намечен на тот же 2006 год, но не на лето, а на давно пригретый анимационными премьерами ноябрь.

Таким образом, Pixar оставил весь 2005 год на растерзание конкурентам, главным из которых, несомненно, является компания DreamWorks Animation и ассоциированная с ней Pacific Data Images - создатели "Шрека" и "Подводной братвы".

Зеленый огр заработал в два захода такую кучу денег, что его творцы запустили в работу сразу два продолжения. "Шрек 3" ("Shrek 3") будет посвящен добиванию короля Артура и рыцарей его Круглого Стола, но случится это только в 2007 году. Тема для еще более отдаленного "Шрека 4" ("Shrek 4") еще не заявлена, но, можно не сомневаться, для него тоже найдется что-нибудь веселенькое. Между тем официально объявлено, что "свой" фильм получит также мгновенно ставший любимцем публики Котяра В Сапогах. Ну и, конечно, если отвлечься от зеленой темы и взглянуть под воду, мы увидим там в глубине "Подводную братву 2" ("Shark Tale 2"). Мадагаскар / Madagascar (2005)

Однако это - перспективы отдаленные, а на май 2005 год студии наметили выпуск анимационной комедии "Мадагаскар" ("Madagascar"), героями которого стали обитатели Нью-Йоркского зоопарка, которые вдруг услышали зов джунглей. Самих джунглей, правда, никто из них никогда не видел - как и всякие нормальные городские звери, они никогда не выезжали за пределы городской черты. Но проклятый зов вырвал их из заточения и услал на дикий Мадагаскар... Поставили фильм Эрик Дарнелл ("Муравей Антц") и режиссер-дебютант Том Макграт.

Это не очень смешно, но Disney держит в прокатных планах весны 2006 года анимационный фильм Стива "Спаза" Уильямса под названием "Дикая природа" ("The Wild"), над которым сейчас работает студия Complete Pandemonium (вероятно, именно она призвана заменить одинокому "Диснею" отбывающий Pixar). Там действие начинается в Нью-Йоркском зоопарке, обитатели которого затем попадают в дикие джунгли и не знают, что с ними делать... Что со сценаристами ни делай, а оригинальность мышления все равно никуда не исчезнет.

Тот же Disney самостоятельно (надо же) готовит к ноябрьской премьере трехмерную анимацию "Цыпля" ("Chicken Little") - историю маленькой курочки, которая однажды устроила большой переполох прогнозами о том, что небо вот-вот свалится на головы честных граждан. Цыплю отправляют на принудительное лечение, но, как говорится, если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят. Так и здесь. Поставил фильм Марк Динделл ("Похождения Императора").

Еще один широко провозглашенный проект Disney - "История игрушек 3" ("Toy Story 3"). По договору с Pixar, который и обеспечил успех первых двух фильмов, права на персонажей и создание продолжений остались за "Диснеем", и "Дисней" явно намерен этими правами воспользоваться. Таким образом, мы увидим чистый эксперимент: что получится на экране, если из Pixar'овского фильма убрать Pixar. Почему-то у меня на этот счет никакого оптимизма не наблюдается...

Еще один правильно засветившийся "игрок" на этом поле - Blue Sky Studios, ассоциированная с Fox Animation Studios. Эта парочка очень неплохо прозвучала благодаря "Ледниковому периоду" Криса Уэджа и совсем скоро покажет нам его же "Роботов" ("Robots") - фантастическую анимационную комедию, действие которой разворачивается в мире, населенном исключительно механическими существами. Одного из персонажей озвучивал Робин Уильямс и, судя по рекламным роликам, робот Фендер может стать не менее популярным у зрителей, чем озвученный тем же Уильямсом Джинн из диснеевского "Алладина". Кроме того, вовсю идет работа над "Ледниковым периодом 2" ("Ice Age 2"), но для этого проекта пока не определены сроки производства и проката (хотя, как говорят, значительная часть работы уже сделана - но это слухи, только слухи).

Вне больших анимационных студий тоже периодически рождается что-то занимательное. Например, в апреле зрители увидят сделанный в 3D-технике британский фильм "Валиант" ("Valiant") - полупародийную-полугероическую историю о беспородном голубе, который во время Второй Мировой войны стал героем Британской голубиной почты в ее неустанной борьбе с фашистскими ястребами. Здесь же следует упомянуть фильм "Сквозь ленту Мёбиуса" ("Thru the Moebius Strip") гонконгской студии GDC Productions - первый опыт перенесения в трехмерную анимацию фантастических рисунков знаменитого французского художника Жана "Мебиуса" Жиро. Этот фильм задумывался в первой половине 1990-х годов, еще до появления первых хитов трехмерной анимации, но делался очень долго и досадно опоздал в смысле соответствия возможностям передовых технологий. Теперь это чисто техническое отставание приходится выдавать за концептуальность, но вряд ли это сможет вытащить проект в верхние строчки хит-парадов - зритель уже приучен к гораздо более реалистической картинке в трехмерной анимации.

Остается упомянуть только два анимационных проекта DreamWorks Animation, которые снимаются в технике "claymation" - то есть, в классическом пластилине (привет нашей любимой "Пластилиновой вороне"). Это, во-первых, долгожданный полнометражный фильм о созданной Ником Парком веселой парочке - Уолласе и Громите. "Проклятие кролоборотня" ("The Wallace & Gromit Movie: Curse of the Wererabbit") должно выйти в октябре 2005 года. Во-вторых, еще через год ожидается сходная по интонации комедия "Смывшиеся" ("Flushed Away"), главный герой которой - лондонская крыса, которая жила в пентхаузе и была по неосторожности смыта через унитаз в городскую канализацию, где знакомится со сливками парижского дна. "Пластимация" хорошо себя зарекомендовала, в частности, благодаря успеху умного и циничного "Побега из курятника", и через пару лет вполне может вырасти в самостоятельное и довольно представительное направление в полнометражном кино. С учетом того, что фоны и обстановку вполне можно моделировать цифрой, а пластилиновых "актеров" снимать на фоне "синего экрана" гораздо дешевле, чем строить сложные компьютерные образы, это направление вполне может оказаться коммерчески привлекательным.

Стоп-кадр

Темой следующего обзора станут фантастические триллеры и фильмы ужасов, включая как изысканные творения живых зомби-классиков (например, Джорджа Ромеро), так и амбициозные творения режиссеров нового поколения (Лен Уайзман и другие). Кроме того, в обозрение "больших имен" мы включим несколько относительно новых голливудских персонажей, которые из независимых нонконформистов ускоренно превращаются в деятелей высокобюджетного кино (таких, как Дарен Аронофски).

И у нас по-прежнему впереди - вечность.

Искренне Ваш,
Алексей Д. Садецкий

 


 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети