Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Юлия Остапенко. НенавистьОдиссея негодяев

© Сергей Бережной, 2005

 

 

Юлия Остапенко. Ненависть: Роман. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2005. - ("Вторая стрела: фэнтези нового века")

 

 

Юлия Остапенко довольно давно известна среди постоянных читателей фантастического сетевого "самиздата" (и "Самиздата"), но дебютную книгу выпустила только сейчас. Ее проза представляет собой редкое сочетание "фэнтезийного" антуража и литературы нравственной катастрофы - сходу вспомнить что-нибудь подобное в нашей литературе я лично не могу. Смесь непривычная, но определенно крепкая и интересная. Видимо, именно это (плюс очевидный литературный талант автора) привели к тому, что роман "Ненависть" попал в 2003 году в шорт-лист премии "Дебют".

Читатель, обманутый (как всегда) обложкой, будет ждать от "Ненависти" приключений очередной дамы-воительницы, но на этот раз его ожидания будут растоптаны с особым цинизмом. Некогда подобное проделывал в "Черном отряде" со своими персонажами Глен Кук - положительных героев у него там не было вообще, но, по крайней мере, сами рубаки из Черного Отряда выглядели этически нейтральными профессионалами, пусть даже частенько состоящими на службе у сил Зла. У Остапенко все несколько сложнее - ее герои максимально независимы от Зла внешнего, но одержимы Злом, заключенным внутри них самих. И если персонажи Глена Кука устраивающий их "этический баланс" нашли, то центральные фигуры "Ненависти" - наемный убийца Дэмьен и мстительница Диз - такой баланс искать только начинают. При этом, в отличие от подавляющего большинства авторов "сказочной" фантастики, Остапенко не облегчает задачу ни им, ни читателям: в самом романе нет ни намека на этический "маяк", безусловный луч света или образец нравственности, на который могли бы ориентироваться в духовном поиске герои. Мир романа предельно и нарочито жесток, это мир людей-хищников. Поэтому и нравственный поиск героев начинается с того, что они сознательно стремятся стать еще более зверьми, чем те, кто их окружает, и лишь добившись этого, осознают, что эта дорога пройдена и дальше им идти некуда. Именно в этот момент и начинается для каждого из них поиск нового пути - они шаг за шагом, преодолевая разочарования и жесточайшее сопротивление мира, пытаются пройти путь от зверя до человека. Вернее, только путь от зверя - никто из них сознательно не ставит для себя цели достигнуть нового нравственного состояния (они и слов-то таких, в отличие от читателя, не знают), они лишь испытывают острую неудовлетворенность из-за того, что полностью встроены в окружающий их мир негодяев...

При прочтении книги складывается ощущение, что автор постоянно направляет героев по ложному пути, лишая их возможности добиться хотя бы какого-то нравственного прогресса. Такой авторский "произвол" более чем соответствует описанному в романе выморочному миру, но, с другой стороны, создает впечатление безуспешности борьбы героев со своими внутренними демонами (особенно это проявляется в образе Диз). Тем самым Остапенко ни на секунду не ослабляет давление на своих персонажей - ни единой поблажки, за каждой с боем взятой нравственной ступенькой - очередная вонючая и кровавая лужа, которую невозможно обойти... После "Ненависти" начинаешь думать, что и у нежелания автора "подыгрывать" своим героям тоже должны быть пределы, но упрекать Остапенко в чрезмерной честности было бы глупо - честность, к счастью, чрезмерной не бывает. Возможно, опытный писатель нашел бы способ и "соломки подстелить", но, наблюдая кругом романы, почти сплошь набитые такой "соломой", я лично такую неопытность автора могу только приветствовать.

Основной моей претензией к Остапенко остается явно недостаточное умение держаться избранной стилистики - по всему тексту проскальзывают анахроничные словечки и эпитеты, выпадающие из средневекового антуража, да и совершенно лишние языковые красивости то здесь, то там заставляют поморщиться. Удивительно, что за довольно долгое время, пока роман был доступен в Интернете, никто из читателей на эти недостатки автору не указал (вероятно, издержки обычно комплиментарных внутритусовочных обсуждений), странно, что этими недостатками не озаботился литературный редактор книги (большую часть анахронизмов заметить и убрать довольно просто). Уверен, впрочем, что неизбежное приобретение писательского опыта быстро избавит тексты Юлии Остапенко от этих недостатков.

Главное, чтобы этот опыт не лишил их и достоинств...

 

 


 

 


 

Материал написан для журнала "ПитерBook" в феврале 2005 года.

 

 

Русская фантастика и фантастика в Сети