|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тексты, которые играют в игры© Сергей Бережной, 2004
Ольга и Сергей Бузиновские. Тайна Воланда. Опыт дешифровки. - Барнаул, 2003. - Тираж 500 экз. - [Справки о книге: rodoid@yandex.ru]
Название этой книги звучит магически притягательно для любого поклонника "Мастера и Маргариты". Поэтому, когда я получил от авторов предложение прочитать ее и написать отзыв, я это предложение с благодарностью принял. При этом я примерно представлял, какое чтение меня ожидает - в "Книжной витрине" нашлась короткая рецензия Владимира Яранцева. Итак, краткое резюме. Авторы оттолкнулись от опубликованной (весьма давно) в "Технике - молодежи" статьи об испытаниях в 1930-х годах секретного советского "невидимого самолета" и (толчек был силен) вышли на такие криптоисторические глубины, что все достижения "Маятника Фуко" были посрамлены и унижены. Ключевой фигурой в этой (а также, видимо, мировой) истории ("Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!") стал ученый и конструктор Роберт Людвигович Бартини, он же - барон Роберто Орос ди Бартини. Среди советских (и не очень советских) писателей, которые, по мнению авторов, вероятно находились под влиянием этого неординарного человека, оказались Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Александр Грин, Юрий Олеша, Владимир Набоков, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Сигизмунд Кржижановский, Леонид Леонов (список неполон), а позднее - Иван Ефремов, Артур Кларк (!), Еремей Парнов и... Аркадий и Борис Стругацкие. Это предположение дает авторам повод рассматривать практически весь корпус текстов оных литераторов как некий единый гипертекст, объединенный обширным набором общих символов и шифров. И, само собой, после принятия такой посылки, Бузиновским не остается ничего иного, как попробовать вычленить эти символы и разгадать эти шифры... Здесь начинается тысячелетняя мистерия, в которой на равных принимают участие Сергей Королев и граф Сен-Жермен, Святой Грааль и Буратино, розенкрейцеры и физики-ядерщики, секретные самолеты и кумранские свитки. Передать в рецензии все многообразие тем, затронутых авторами, просто невозможно, да и не нужно. Достаточно кратко перечислить их итоговые тезисы (впрочем, некоторые из них прозвучали в книге также как тезисы исходные). Во-первых, на Земле существуют сотрудничающие, но противоборствующие силы, условно названные Прогрессорами и Консерваторами, которые с давних времен стимулируют и/или сдерживают развитие цивилизации, временами подталкивая тормозную человеческую мысль, а временами уводя человечество от опасных решений и преждевременных открытий. Их деятельность началась очень давно (видимо, задолго до нашей эры). Действуют эти силы через "агентов влияния" (адептов), которые последовательно проживают множество жизней. Во-вторых, некоторые "агенты влияния" из-за несовершенства процедуры реинкарнации утрачивают свойственную им память о своих предыдущих жизнях и из-за этого теряют цель существования. Для пробуждения памяти таких "заблудших" как раз и предназначены все найденные Бузиновскими "гипертексты" - последовательность шифров и символов, которая, по их предположению, способна заново "инициировать" уснувший разум сверхчеловеков. Примененные Бузиновскими методы работы с текстами весьма выразительно показывают, какого роскошного эффекта может достигнуть внимательный исследователь, не отягощенный предубеждениями и принимающий упоминание в романе любой коробочки синего цвета за намек на место захоронения Ковчега Завета. Но в этой истории мне более всего интересно было не то, какими аргументами оперируют авторы, и не то, какие временами удивительнейшие сочетания этих аргументов порождают очередной вывод. Меня интересовали (и продолжают интересовать) два генеральных вопроса. Вопрос первый. Является ли "Тайна Воланда", с точки зрения авторов, книгой художественной? Кажется, ничто не свидетельствует в пользу этого предположения. Однако стоит нам допустить, что Бузиновские публицистически серьезны в своих выкладках и претендуют на какое-то приближение к истине, как мы вынуждены будем признать и то, что изданием "Тайны Воланда" они решили разрушить обнаруженный ими заговор "надчеловеческих" сил, управляющих развитием нашей цивилизации. Ибо главное условие успешности такого "заговора" - строжайшая тайна, и авторы не могут этого не понимать. Неужто они решили померяться силами с адептами - или, хуже того, с их "хозяевами"? В это верится как-то с трудом. Но тогда - что же? Может быть, авторы, напротив, хотят помочь адептам, потерявшимся в лабиринтах собственной многовековой памяти? Действительно, если шифры "Мастера и Маргариты", "Золотого ключика" и "Отягощенных Злом" оказались недостаточно эффективны, то, возможно, заблудшим адептам поможет проделанная Бузиновскими "дешифровка"?.. В пользу такого предположения говорит, в том числе, и таинственная фраза, завершающая аннотацию: "Книга не предназначена для массового читателя"... Вопрос второй. Почему авторы так настойчиво выражали желание, чтобы их книга была прочитана и отрецензирована именно мной? Неужели они рассчитывали, что я рискну пренебречь конспирацией и укажу, где именно и в чем именно они ошиблись?..
Материал написан в апреле 2004 года. Перед прочтением сжечь.
|
|