Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Хольм ван Зайчик. Дело Судьи ДиПроверено:
плохих людей нет

© Сергей Бережной, 2003

 

 

"Дело Судьи Ди", шестой роман Хольма ван Зайчика, "Азбука" мариновала долго - более полугода. Книгу было намечено издать еще в сентябре прошлого 2002-го; на прилавках она появилась только в мае 2003-го. Весной стала понятна завязанная издательством интрига: в продажу пошло переиздание всех романов цикла в новом оформлении. "Дело Судьи Ди" должно было увидеть свет сначала в новой обложке.

Как и любой хорошо тренированный читатель книг Великого Еврокитайского Гуманиста, я привык, что сообразность приличествует всему - в том числе всему, связанному с Ордусью. Не купить новый роман об Ордуси я, конечно, не мог. Но ставить его на полку рядом с обложками, выдержанными в ином оформлении, было бы вопиющим отступлением от сообразности. Это могло поставить под угрозу фэн-шуй моей библиотеки, да и удовольствия от мысли, что мое собрание книг ван Зайчика столь несовершенно, я бы тоже не получал. Катастрофу можно было предотвратить только приобретением всех шести томов цикла в новом оформлении...

Но в расчеты читателелюбивого и фэн-шуй-уважающего менеджмента издательства "Азбука" закрался один просчет. Да, всего за пять-шесть сотен рублей читатель получал прекрасную возможность купить то, что у него уже и так было. Но ведь после этого ему предстояло отяготить свою карму горестными размышлениями о том, как следует поступить с предыдущим изданием "Евразийской симфонии"! Прилично ли его выкинуть? Сообразно ли отдавать неполный комплект в книгособирательное хранилище? Достойно ли нести его в книгоприимную лавку? И перенести подобные душевные переживания удалось бы далеко не всем...

Видимо, осознав, на какие страдания такой маркетинг обрекает почитателей Ордуси, издательство преисполнилось раскаянием и человеколюбиво выпустило на рынок "Дело Судьи Ди" сразу в двух вариантах оформления - старом и новом.

Действительно - странно было бы издательству, которое выпускает книги ван Зайчика, самому не следовать идеям, столь горячо им исповедуемым.

 

Хольм ван Зайчик. Дело Судьи ДиИтак, появление "Дела Судьи Ди" дает мне долгожданную возможность подвести очередной промежуточный (я надеюсь) итог развития цикла "Плохих людей нет". Вторая цзюань "Евразийской симфонии" завершена, и замысел ее создателя предстает перед нами во всей красе. Если в первых трех романах темой расследований Багатура Лобо и Богдана Руховича Оуянцева-Сю были уродливые нравственные искажения, для жизненного уклада Ордуси совершенно неприемлемые - ксенофобия, национализм, алчность, порабощение человеческого разума и духа, - то в романах второй цзюани напарники сталкиваются с человеконарушениями, порожденными искренним стремлением ордусян к утверждению всеобщего блага.

Человеку постоянно приходится идти на этический компромисс, и чем выше в обществе этическая "планка", тем труднее держаться этой высоты. Сильная этика оставляет человеку минимум вариантов выбора. И если обстоятельства становятся слишком сложны и престают поддаваться простой нравственной оценке, то велика вероятность того, что поступок человека пойдет "под планкой", то есть, будет этически ущербным.

От романа к роману увеличивается масштаб событий и сложность этических задач.

В "Деле лис-оборотней" речь шла всего лишь о том, какими кривыми путями иногда люди хотят подарить другим личное счастье - "лекарство для любви" оказывается осквернено тем, каким аморальным путем оно получено.

В "Деле победившей обезьяны" градоначальник славного града Мосыкэ пытается свести к минимуму беды, грозящие городу из-за глупости некоторых подданных, объединяющихся в противуборствующие политические группы по самым дурацким поводам и создающих тем самым опасность для окружающих. Но этические методы, хотя и нравственны, но далеко не так действенны - и градоначальник предпочитает пойти кривым путем, зная, что за это лично ему придется заплатить дорогую цену.

И, наконец, в "Деле Судьи Ди" масштаб событий возрастает уже до всей Ордуси - и даже всей планеты. Такое безупречное чувство, как любовь к своей стране, оказывается, может привести к ужасным последствиям. Может ли государственный деятель представить себе что-то более возвышенное, чем прекрасная Ордусь, которая мирно (именно мирно, по доброй воле) объединяет большинство народов Земли? Но первые же шаги, которые приходится для этого предпринять, стоят кому-то жизни...

Своеобразие второй цзюани цикла Хольма ван Зайчика заключается во многом в полной и абсолютной этической вменяемости действующих лиц. Персонаж, совершивший нравственно неоднозначный поступок, в итоге судит себя сам, а роль Багатура и Богдана сводится к тому, чтобы дать ему максимально полное представление о том, к каким последствиям привели (или могли привести) его добрые намерения.

Конечно, это художественное допущение. Само собой, такой modus vivendi в нашей суровой реальности (при том уровне, на котором у нас установлена этическая "планка") невероятен и невозможен. Именно это, а не лисы-оборотни или призраки, являющиеся героям, в большей степени делает "Евразийскую симфонию" произведением фантастическим. Этот мир живет по законам фантастически высокой нравственности. Наш мир ничего такого позволить себе не может.

Наверное, поэтому меня (да и не только меня) так тянет пожить в Ордуси. Хочется попробовать на своей шкуре: а что же это такое - по-настоящему Высокая Этика?

Может быть, от этого не умирают?

 


 

  • Читайте также: "Дело хитрого Дао".

     

     


     

    Материал написан 23 мая 2003 года для журнала "ПитерBook".

     

     

  • Русская фантастика и фантастика в Сети