Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 
© Сергей Бережной, 2002

 

Джеймс Блиш. Дело совести Джеймс Блиш. Дело совести. - М.: "АСТ", 2002. - 701 с. - ("Классика мировой фантастики").


Начнем с конца - то есть, с послесловия Андрея Балабухи. Посто парочка замечаний.

Фэн-группа "Футурианцы" никак не могла образоваться вокруг фэнзина Дж. Майкла Розенблюма "The Futurian" - фэнзин был английский, а группа американская. "Футурианцы" просто позаимствовавали у британских коллег удачное название. Это раз. Во-вторых, романы, "собранные" из рассказов, называются по-английски не "make up", a "fix-up" (или "fixup"). Мелочи, конечно.

Теперь о фантастике Блиша. Мне она представлется интересной не столько сама по себе, сколько в контексте того времени, когда она появилась. 1950-е годы вообще были в литературе временем чрезвычайно значительным - "сердитая молодежь" в Британии, Керуак и битники в США... В фантастике, где в 40-х годах совершенно безраздельно господствовал кэмпбелловский метод "концептуального прорыва", рождается новая степень свободы: обычные для "кэмпбелловский" когорты профессионализм в построении сюжета и мастеровитость в описании характеров некоторые авторы развили в художественный метод, близкий к "реалистической фантастике" Стругацких. Чуть позже, когда этот метод прижился на страницах "Galaxy" и "Fantasy and Science Fiction", именно на его почве выросла "новая волна". Блиш как раз и стал одним из тех писателей, работы которых легли в фундамент самого отвязного фантастического авангарда, не будучи сами близки к этому авангарду - он гениально намечал новые перспективные направления, темы, приемы, пробовал на прочность всяческие табу... Ему трудно было соревноваться в свободе выбора тем и стилистическом изыске со "стариком" Старджоном, столь же далеко ему было до безбашенных литературных хулиганств совсем еще "зеленого" Филипа Фармера: он был более "кэмпбеллистичен", чем и тот, и другой. Именно поэтому в 1960-х, когда в фантастике расцвели художествнность и изыск, Блиш постепенно отходит от собственно литературного творчества и с удовольствием занимается критическим созерцанием и анализом новых веяний...

Сборник "Дело совести", надо сказать, составлен довольно бестолково: открывает его заглавный (и лучший) роман Блиша, первый в его наиболее поздней "метафизической" трилогии, куда входят также романы "Доктор Мирабилис" - в этой книге пропущен - и "Черная Пасха" - в этой книге не пропущен, но поставлен после "fixup"-романа "Засеянные звезды" (из которого нашим читателям лучше всего известна новелла "Поверхностное натяжение") и самого первого блишевского романа "Козырной валет". При том, что развитие Блиша как автора по этим произведениям хорошо видно, их все-таки честнее было бы расположить в хронологическом порядке - явление слабенького раннего "Валета" между ярким и парадоксальным "Делом совести" и вдумчивой поздней "Пасхой" выглядит как отковенная накачка объема.

Однако уже сам факт публикации романа "Дела совести" - кстати, в очень неплохом переводе А.Гузмана - перевешивает (хотя и не отменяет) все эти претензии. Теперь этот текст у нас есть, мы можем его оценить и определить его место на нашей временной шкале. Жизнь стала более наполненной.


 

Рецензия написана в декабре 2002 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

Русская фантастика и фантастика в Сети