Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 
Гай Гэвриел Кей

Гай Гэвриел Кей

Трилогия "Фьоноварский гобелен"


Автор

Гай Гэвриел Кей родился в Канаде 7 ноября 1954 года. Изучал юриспруденцию в Университете Торонто, работал по специальности. В 70-х годах он был помощником Кристофера Толкина и участвовал в подготовке издания "Сильмариллиона". В 80-х годах работал над серией радиопередач "Меры правосудия" на CBC, одновременно издавая книги "Фьоноварского цикла".

Первый роман цикла, "Древо Жизни" ("The Summer Tree", 1984) стал его литературным дебютом, причем дебютом мощным и немедленно замеченным - роман номинировался на премию журнала "Locus" и как лучший первый роман, и как лучший роман-фэнтези. Выход через два года остальных романов трилогии - "Блуждающий огонь" ("The Wandering Fire", 1986) и "Самая Темная Дорога" ("The Darkest Road", 1986) - сделал его настоящей звездой - "Блуждающий огонь" получил премию "Каспер" как лучший англоязычный фантастический роман, опубликованный в Канаде, а весь цикл долго и устойчиво находился среди самых популярных циклов фэнтези.

Другие книги Кея - "Тигана" ("Tigana", 1990), "Песнь в честь Арбонны" ("A Song for Arbonne", 1992), "Львы Ал-Рассана" ("The Lions of Al-Rassan", 1995) и дилогия "The Sarantine Mosaic", состоящая из романов "Морем в Сарантиум" ("Sailing to Sarantium", 1998) и "Повелевающий императорам" ("Lord of Emperors", 2000).

Гай Гэвриел Кей живет в Торонто. С 1984 года он женат на Лауре Бет Коэн, у них двое сыновей.

e-mail: gkay@epas.utoronto.ca

ОФициальный сайт: Bright Weavings: The Worlds of Guy Gavriel Kay

Русский сайт: Виртуальный Фьонавар


Цикл

Гай Гэвриел Кей. Гобелены ФьонавараСначала я прочитал "Тигану" - рекомендую и остальным начинать знакомство с книгами Кея именно с этого романа, который я без каких бы то ни было колебаний отношу к категории произведений выдающихся. Уже одна только "Тигана" могла бы создать (впрочем, и создала) автору репутацию живого классика. Но "Тигана", скорее всего, была бы невозможна без "Фьоноварского гобелена".

В трилогии Кей отправил пять вполне современных студентов и студенток в Фьоновар - магический мир, который является для Земли одновременно и легендарным, и изначальным. Это мир кельтского мифа, мир, насыщенный реалиями саг и сказаний. И этот мир внезапно оказывается на грани гибели - заточенный тысячелетия назад под горой бог Ракот Могрим вырывается на свободу... Так трое юношей и две девушки оказываются вовлечены в эсхатологическую войну.

Некоторые мотивы "Фьоноварского гобелена" напоминают написанные позже романы цикла "Колесо Времени" Роберта Джордана и даже "Гибель Богов" Николая Перумова - что, в общем, неудивительно, если учесть, что эти книги выросли во многом на той же кельтской мифологии. Некоторые реалии связывают Фьонавар и с "Властелином Колец" (маг Лорин Серебрянный Плащ, конечно, не Олорин-Гэндальф, но и здесь общие мифологические корни персонажей вполне прослеживаются).

Кей, впрочем, оказывается более революционен, чем Толкин - герои "Гобелена" остаются современными людьми, они руководствуются мотивами, естественными для людей, впитавших два тысячелетия христианской традиции. Однако логика мифа диктует свои условия, и молодые люди вынуждены постоянно делать выбор между естественными для современной культуры индивидуальными ценностями и ценностями более глубинными - ценностями мифа, которые заново открываются им, трудно и кроваво.

И герои этого мифа делают этот выбор вместе с ними. Фьонавар не был неизменен все то время, пока Ракот Могрим сидел в темнице. История не прерывалась, древний миф рождал новый, на смену Кухулину приходил Артур Пендрагон, который тоже мучился страшными вопросами, а его деяния и его жертвы так же прочно легли в основу европейской культуры...

Жертва - это ключевое понятие трилогии. Вся война с Ракотом превращается в череду жертвоприношений, таких же страшных и так же неизбежных, как неизбежна была жертва Христа. Но миф более жесток, чем Евангелие - он не удовлетворяется одной жертвой в оплату всего Пути, он требует платы от каждого, кто делает шаг по дороге Великой Войны.

Это очень взрослая книга. "Властелина Колец" дети еще могут читать, но "Фьонавар" - это не для них. Чтение этого цикла можно рассматривать как испытание, инициацию, потому что Кей неизбежно приводит читателя к вопросу о том, к каким жертвам он, читатель, готов ради достижения цели, которая априори выше его, читателя, личных ценностей и интересов.

Кей предлагает читателю Голгофу. И это почти не метафора. Вы почувствуете это, дойдя до финала первой книги.

Будьте мужественны. Будьте достойны своего мифа.

Дойдите до конца.

 
Древо Жизни Блуждающий огонь Самая Темная Дорога

"Древо Жизни"

Блуждающий огонь"

"Самая Темная Дорога"


 

     


     

    Русская фантастика и фантастика в Сети