|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гай Гэвриел КейТрилогия "Фьоноварский гобелен"
АвторГай Гэвриел Кей родился в Канаде 7 ноября 1954 года. Изучал юриспруденцию в Университете Торонто, работал по специальности. В 70-х годах он был помощником Кристофера Толкина и участвовал в подготовке издания "Сильмариллиона". В 80-х годах работал над серией радиопередач "Меры правосудия" на CBC, одновременно издавая книги "Фьоноварского цикла". Первый роман цикла, "Древо Жизни" ("The Summer Tree", 1984) стал его литературным дебютом, причем дебютом мощным и немедленно замеченным - роман номинировался на премию журнала "Locus" и как лучший первый роман, и как лучший роман-фэнтези. Выход через два года остальных романов трилогии - "Блуждающий огонь" ("The Wandering Fire", 1986) и "Самая Темная Дорога" ("The Darkest Road", 1986) - сделал его настоящей звездой - "Блуждающий огонь" получил премию "Каспер" как лучший англоязычный фантастический роман, опубликованный в Канаде, а весь цикл долго и устойчиво находился среди самых популярных циклов фэнтези. Другие книги Кея - "Тигана" ("Tigana", 1990), "Песнь в честь Арбонны" ("A Song for Arbonne", 1992), "Львы Ал-Рассана" ("The Lions of Al-Rassan", 1995) и дилогия "The Sarantine Mosaic", состоящая из романов "Морем в Сарантиум" ("Sailing to Sarantium", 1998) и "Повелевающий императорам" ("Lord of Emperors", 2000). Гай Гэвриел Кей живет в Торонто. С 1984 года он женат на Лауре Бет Коэн, у них двое сыновей. e-mail: gkay@epas.utoronto.ca ОФициальный сайт: Bright Weavings: The Worlds of Guy Gavriel Kay Русский сайт: Виртуальный Фьонавар ЦиклСначала я прочитал "Тигану" - рекомендую и остальным начинать знакомство с книгами Кея именно с этого романа, который я без каких бы то ни было колебаний отношу к категории произведений выдающихся. Уже одна только "Тигана" могла бы создать (впрочем, и создала) автору репутацию живого классика. Но "Тигана", скорее всего, была бы невозможна без "Фьоноварского гобелена". В трилогии Кей отправил пять вполне современных студентов и студенток в Фьоновар - магический мир, который является для Земли одновременно и легендарным, и изначальным. Это мир кельтского мифа, мир, насыщенный реалиями саг и сказаний. И этот мир внезапно оказывается на грани гибели - заточенный тысячелетия назад под горой бог Ракот Могрим вырывается на свободу... Так трое юношей и две девушки оказываются вовлечены в эсхатологическую войну. Некоторые мотивы "Фьоноварского гобелена" напоминают написанные позже романы цикла "Колесо Времени" Роберта Джордана и даже "Гибель Богов" Николая Перумова - что, в общем, неудивительно, если учесть, что эти книги выросли во многом на той же кельтской мифологии. Некоторые реалии связывают Фьонавар и с "Властелином Колец" (маг Лорин Серебрянный Плащ, конечно, не Олорин-Гэндальф, но и здесь общие мифологические корни персонажей вполне прослеживаются). Кей, впрочем, оказывается более революционен, чем Толкин - герои "Гобелена" остаются современными людьми, они руководствуются мотивами, естественными для людей, впитавших два тысячелетия христианской традиции. Однако логика мифа диктует свои условия, и молодые люди вынуждены постоянно делать выбор между естественными для современной культуры индивидуальными ценностями и ценностями более глубинными - ценностями мифа, которые заново открываются им, трудно и кроваво. И герои этого мифа делают этот выбор вместе с ними. Фьонавар не был неизменен все то время, пока Ракот Могрим сидел в темнице. История не прерывалась, древний миф рождал новый, на смену Кухулину приходил Артур Пендрагон, который тоже мучился страшными вопросами, а его деяния и его жертвы так же прочно легли в основу европейской культуры... Жертва - это ключевое понятие трилогии. Вся война с Ракотом превращается в череду жертвоприношений, таких же страшных и так же неизбежных, как неизбежна была жертва Христа. Но миф более жесток, чем Евангелие - он не удовлетворяется одной жертвой в оплату всего Пути, он требует платы от каждого, кто делает шаг по дороге Великой Войны. Это очень взрослая книга. "Властелина Колец" дети еще могут читать, но "Фьонавар" - это не для них. Чтение этого цикла можно рассматривать как испытание, инициацию, потому что Кей неизбежно приводит читателя к вопросу о том, к каким жертвам он, читатель, готов ради достижения цели, которая априори выше его, читателя, личных ценностей и интересов. Кей предлагает читателю Голгофу. И это почти не метафора. Вы почувствуете это, дойдя до финала первой книги. Будьте мужественны. Будьте достойны своего мифа. Дойдите до конца.
|
|