|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
р |
Фильм, который выстоял под ураганомДопремьерная история "Дежа вю" Тони Скотта© Сергей Бережной, 2006
Материал написан для журнала "Total DVD", опубликован с небольшими изменениями на DVD-приложении в №12 (декабрь) за 2006 год.
Слова «премьера «Дежа-вю» вызывают у меня настоящее ощущение дежа-вю. Российским и польским кинозрителям это название уже известно по снятой в конце восьмидесятых популярной ретро-комедии Юлиуша Махульского; оттуда же можно было при желании почерпнуть и информацию о смысле самого термина – эффект «ложной памяти», в буквальном переводе с французского – феномен «уже виденного». ...В июле 1984 года я, как и другие ребята и девчонки нашего класса, после выпускного бала всю ночь ходил кругами по аллеям севастопольского Приморского бульвара. Ранним утром, когда солнце ещё не взошло, но было уже довольно светло, я вдруг остановился, как вкопанный. Я внезапно понял, что ситуация знакома мне до мельчайших деталей. Я знал, как качнутся сейчас под ветром кипарисы, кто из ребят что скажет и как при этом взмахнёт рукой. Знание это на какую-то долю секунды опережало реальные события, я не успел бы никого ни о чём предупредить, если бы захотел, но ощущение предзнания было очень ясным и острым. Казалось, я видел прежде всё это в каком-то полузабытом сне, который именно теперь вдруг решил сбыться. Типичный случай дежа-вю. Восприятие реальности заторможено, в мозгу смешались бессонная ночь и пары «Советского шампанского», так что всё происходящее осознаётся с некоторой задержкой, которая и создаёт ощущение «уже виденного». Этакое «ясновидение задним числом» - сначала событие состоялось, а уже потом наше сознание его «предсказало». «Сбой в Мартице», как пошутили по этому поводу братья Вачовски в своём известном фильме. Изучением эффектом déjà vu (таково его вполне официальное наименование) штатно занимается психология; кроме того, так же называется художественный приём визуальной или иной рифмовки в литературе и кино, когда какой-то образ фильма или романа завязывается на другой, ранее уже возникавший в произведении (забавно, что «Новейший философский словарь» издания 2003 года упоминает среди классических примеров использования déjà vu в кинематографе сходство очертаний горного массива острова Черепа и силуэты нью-йоркских небоскрёбов в «Кинг-Конге»). Так или иначе, déjà vu ни в какой ипостаси не тянет на полноценное ясновидение. Само же ясновидение проходит по категории всяческих паранаук – классическая наука не знает пока способа, которым человек мог бы мгновенно и напрямую (без посредничества телеящика) получить информацию об удалённых от него во времени и пространстве событиях. Методы прямого восприятия информации из будущего, например, не разработаны совершенно, и некоторых особо нервных деятелей это обстоятельство регулярно выводит из себя. Зато на этой делянке всласть порезвились писатели-фантасты, отправлявшие своих героев на разнообразных машинах времени в будущее, в прошлое, а иногда и в настоящее – причём не только в настоящее настоящее, но также в настоящее явно ненастоящее, а также в настоящее, но не вполне. Именно их трудами даже далеко за пределами фантастического жанра известен теперь термин «хроноклазм», который в общем случае означает набор парадоксов, связанных с нарушением принципа причинности при вмешательстве в события прошлого. Вот вам для примера классический хроноклазм: допустим, вы отправляетесь в прошлое и случайно убиваете своего дедушку до того, как он познакомится с вашей бабушкой. Как следствие, один из ваших родителей так и не появляется на свет, а отсюда следует, что вы сами тоже не рождаетесь. Но кто же тогда отправляется в прошлое убивать дедушку? Непонятненько. (Впрочем, киноманы найдут ответ мгновенно – в прошлое убивать предков обычно отправляется Терминатор, а выручать – Марти Макфлай). Однако само по себе сочинение и разрешение умозрительных парадоксов давно потеряло для фантастики привлекательность. Как и прочий классический инструментарий НФ, перемещение во времени используются современными авторами прежде всего ради того, чтобы поставить героев в ситуацию неоднозначного этического выбора. Кинематографисты (лучшие из них) уверенно подхватили этот приём и одарили нас такими шедеврами, как «12 обезьян», «День сурка» и «Донни Дарко». Если нам повезло, этот список только что пополнился криминальной драмой Тони Скотта «Дежа-вю».
Первые сообщения о фильме с таким названием появились в начале лета 2004 года, когда продюсер Джерри Брукхаймер купил права на сценарий фантастико-романтического триллера «Дежа-вю» у Терри Россио и Билла Марсилии, с которыми Брукхаймер к тому времени уже был знаком по работе над первыми «Пиратами Карибского моря» и «Сокровищем нации». Сценарий рассказывал о правительственном агенте, который отправлялся в прошлое для предотвращения крупного теракта. Ещё до публичного объявления о намерениях Брукхаймер успел заручиться поддержкой входящей в «диснеевский» конгломерат студии Touchstone Pictures и провести предварительные переговоры с кандидатами на режиссёрское кресло. Всё складывалось настолько удачно, что съёмки предполагалось начать в последнем квартале того же года. Однако доводка сценария, согласования условий и заключение контрактов с партнёрами и возможными участниками проекта затянулось на лишние полгода (ничего необычного, впрочем), поэтому в следующий раз название «Дежа-вю» появилось в околокиношной прессе только в марте 2005 года. Повод для этого был весом: Брукхаймер пригласил режиссировать фильм другого старого знакомого – Тони Скотта, с которым они сработались ещё на постановке «Лучшего стрелка», а затем делали вместе «Дни грома», «Багровый прилив» и «Врага государства». Ещё через месяц определился и исполнитель главной роли – Дензел Вашингтон. В сюжетном синопсисе, сопровождавшем сообщения, появился новый мотив: агент службы безопасности, которого предстояло сыграть Вашингтону, не только отправлялся в прошлое, но и влюблялся в ту самую женщину, что ему предстояло спасти. Пока что эта тема упоминалась лишь мельком, как бы для подтверждения того, что речь идёт не просто о триллере, а о триллере со значительной романтической линией. Истинную весомость этой линии умный Брукхаймер, выдерживая интригу, оставлял пока за скобками пресс-релизов. Весна и лето 2005 года прошли в досъёмочной подготовке. Тони Скотт полным ходом готовился к съёмкам в Новом Орлеане, когда в конце августа на город вдруг обрушился ураган Катрина. Дамба, годами защищавшая расположенный ниже уровня воды город, не выдержала удара стихии и улицы Нового Орлеана за считанные часы оказались под водой. История эвакуации всего населения города, героизма спасателей, лишений тех, кто решил переждать наводнение в чаше закрытого стадиона Superdome и царившее в городе небывалых масштабов мародёрство ещё подарят киношникам сюжеты не одного фильма, но для «Дежа-вю» ураган стал настоящим испытанием. Тони Скотт не считал возможным снимать фильм где-либо кроме Нового Орлеана, но организовать съёмки в полуразрушенном городе казалось теперь невозможным. Непонятно было, удастся ли быстро восстановить энергоснабжение, водопровод, связь, транспорт, вернутся ли вообще в Новый Орлеан люди... Кроме того, для сюжета крайне принципиальны были популярный новоорлеанский паром и городские доки, которые сильно пострадали от стихии. Всё это привело к тому, что Тони Скотт в начале октября отказался от участия в проекте «по творческим соображениям». Вместо начала съёмок продюсеру нужно было искать нового постановщика. Джерри Брукхаймер, однако, сразу дал понять, что не намерен сворачивать проект из-за ухода Скотта. Он предполагал быстро найти нового режиссёра и начать съёмки уже зимой 2006 года – или даже раньше, если проблему удастся решить за две-три недели. Можно сказать, что для Брукхаймера фильм был уже всё равно что готов – его оставалось всего лишь снять и смонтировать. Через две недели проблема была решена – Тони Скотт вернулся после того как Брукхаймер получил заверения от властей, что разрушения в городе не так уж непоправимы и все нужные для фильма локации будут так или иначе приведены в порядок за два-три месяца. Съёмки фильма означали для муниципалов не только дополнительный доход в городскую казну (что было совсем не лишним во время ликвидации последствий катастрофы), но и символизировали то, что Новый Орлеан, даже покинутый большинством населения, по-прежнему жив. Брукхаймер, Скотт и другие члены съёмочной группы прониклись этой идеей. До прихода Катрины город был популярной съёмочной площадкой, десятки тысяч горожан работали на обеспечение всех аспектов съёмочного процесса. «Мы видели слёзы на глазах этих людей, когда они узнали, что мы будем снимать в Новом Орлеане,» - сказал Брукхаймер в одном из интервью. Многие члены съёмочной команды говорили журналистам, что они гордятся участием в возрождении города. В ноябре к съёмочной группе присоединился Джим Кэвизел, которому досталась роль главного террориста. В пресс-релизах появилось упоминание о том, что его персонаж по сюжету взрывает тот самый знаменитый новоорлеанский паром вместе с несколькими сотнями его пассажиров. Вскоре вслед за ним роли получили Пола Паттон, Вэл Килмер и Брюс Гринвуд. В начале 2006 года досъёмочная подготовка «Дежа-вю» была завершена и в первых числах февраля Тони Скотт сказал «Мотор!». «Дежа-вю» официально стал первым художественным фильмом Нового Орлеана в эпоху «после Катрины».
Вовсе не каждый фильм Тони Скотта становится шедевром. Коммерческий гений Голливуда Джерри Брукхаймер тоже знал провалы. Занятые в фильме актёры не водят за собой толпы апологетически настроенных фанатов. Почему в таком случае у меня такие большие надежды на «Дежа-вю»? Надежды, уточню, не на грандиозные прибыли, который он принесёт продюсерам, а на то, что фильм понравится мне как зрителю? Ответ прост и сложен. Я люблю парадоксы. Неразрешимые вопросы. Я уважаю писателей и кинематографистов, которые не боятся ставить своих героев перед самым сложным выбором – выбором между двумя вариантами развития событий: очень плохим и совсем плохим. И чтобы от этого выбора нельзя было уклониться. Агент Даг Карлин (Вашингтон) получает задание вернуться на несколько четыре дня в прошлое и предотвратить гибель сотен людей при взрыве парома. В прошлом он знакомится с Клэйр Кушевер (Пола Паттон), которой суждено погибнуть на том пароме, и влюбляется в неё. Он понимает, что если выполнит задание и предотвратит взрыв, то никогда не встретит Клэйр, потому что просто не будет повода отправлять его в прошлое. А если не выполнит, то она погибнет... Ещё один-два сюжетных штриха, которые сделают невозможным для агента Карлина выбор первого варианта – и мы получим основу для острейшей и эмоционально насыщенной психологической драмы. Тони Скотт мог бы сделать на такой основе отличный фильм – глубокий, нежный и пронзительный. В тот момент, когда этот номер журнала появится в продаже, первые рецензии на «Дежа-вю» будут опубликованы и я их даже прочту. А 28 декабря фильм выйдет на экраны России. Сбудутся ли мои надежды? Можно ли вообще всерьёз рассчитывать на «Дежа-вю»?.. Мне почему-то кажется, что можно. Не знаю, почему. Просто очень хочется надеяться.
P.S. После просмотра. Нельзя сказать, что фильм получился совсем уж неудачным - в нём много находок, есть интересные актёрские работы, занятно выстроенные сюжетные "петли"; однако главного в нём, увы, так и не произошло. В нём не было того самого парадокса, появления которого я так ждал. Несмотря на то, что противоречия заложены в саму природу любого сюжета с возвращением назад во времени, в этом фильме они сглажены и снабжены "надлогикой"; сценарий играет с хроноклазмом в поддавки, а не работает с ним всерьёз. Это резко упрощает ситуацию, снижает драматизм, лишает героев сложного выбора. Очень жаль. Я так надеялся... С.Б. |
|