Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

р
е
к
л
а
м
а

Я против меня

© Сергей Бережной, 2006
Помутнение / A Scanner Darkly (2006)"Помутнение" ("A Scanner Darkly")

 

 

"Помутнение" - почти идеальная экранизация.

Поначалу мне было не вполне понятно, зачем Линклэйтер превратил игровой фильм в анимацию (аргумент "просто захотелось" приемлемым не считаю, нужны художественные основания), но затем стало совершенно очевидно, что такое решение было мудрым и естественным. Ключевой образ - "костюмы-калейдоскопы". Их можно было бы снять именно такими и в "игровом" фильме, но эффект это дало бы сокрушительный. Подозреваю, что на третьей минуте присутствия этого спецэффекта на экране в зрительном зале просто началась бы паника. Вынести длительное созерцание персонажа с четырьмя-пятью лицами одновременно можно только в анимации, да и то эффект гипнотический. Линклэйтер не просто сумел с этим справиться, но даже гениально это использовал - среди непрерывно возникающих и исчезающих лиц, за сменой которых завороженно следит зритель, постоянно появляются посказки - как впоследствии оправдывающиеся, так и обманки.

Неизбежные сравнения фильма со "Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама поверхностны: если Гиллиам сносил зрителю крышу весело, размашисто, с танцами и песнями, то Линклэйтер делает это с хирургической точностью и аккуратностью. Отъезд крыши при просмотре "Помутения" фиксируется пост-фактум, как нечто состоявшееся, как обстоятельство, не требующее празднования или плача. Ощущение очень "диковское": безумием мир не разбивается на куски, а нарезается скальпелем на ровные ломти, из которых каждый может соорудить десять сортов сэндвичей по желанию - один из десяти или все десять сразу, кто сколько съёст.

В "Помутнении" всего пять значительных ролей: Арктор (Киану Ривз), Донна (Вайнона Райдер), Баррис (Роберт Дауни-мл.), Фрек (Рори Кохрэйн) и Лакман (Вуди Харрельсон). Дауни, Кохрэйн и Харрельсон просто фееричны, они как раз очень напоминают персонажей "Страха и ненависти". Райдер и Ривз играют гораздо более спокойно, как будто пытаясь привязать происходящее на экране к некой усреднённой норме. Тем более жутко выглядят моменты, когда их персонажи поддаются окружающему их безумию и замечают это тоже только пост-фактум.

Этот вечный "пост-фактум" - похоже, принципиальнейшая черта фильма, мир в котором с апокалиптической инерцией несётся к гибели, волоча с собой всех, кто в нём живёт, навязывая им готовые решения и не давая возможности принимать собственные. Действие происходит в будущем, которое уже свершилось и не подлежит изменению, маршрут продуман, рельсы уложены, стрелки заранее установлены и возможности преключить их у пассажиров нет. Всё трагически решено за них.

Блестящая работа.

 


 

Материал написан в декабре 2006 года.

 

Русская фантастика и фантастика в Сети