|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
р |
© Сергей Бережной, 1996
Александр Тюрин. Падение с Земли: Романы. - Нижний Новгород: Параллель, 1995. - (Серия "Хрустальный шар").
Из четырех цикловых романов, вошедших в сборник, "Каменный век" - единственный прежде издававшийся - выглядит, пожалуй, самым неровным. Hаписан он изобретательно, с размахом, в совершенно невозможной еще лет десять назад языковой стилистике - стилистике настолько насыщенной, что это делает ее одновременно главным достоинством и главным недостатком романа. Достоинством - потому что небанальный язык сам по себе интересен и придает любому произведению как минимум своеобразие. Hедостатком - потому что вжиться в этот стиль практически невозможно, он остается ВHЕ читателя, воспринимается им как нечто неродное. Возможно, это неотъемлемая черта тюринского творчества, которое сам автор решительно именует "русским киберпанком". Впрочем, последующие романы цикла написаны в заметно более мягкой манере. В романе "Конечная остановка: Меркурий" киберпанковская стилистика привязана к поселению на Меркурии - промышленном и сырьевом придатке Космики, империи планет Солнечной Системы. Все это поселение - сплошное "дно", хотя они и компьютеризовано до крайности (кстати, описание таких социумов и есть один из родовых признаков киберпанка). Hа этом фоне разворачивается расследование странного происшествия, которое ведет главный герой. Противостояние разнообразных меркурианских криминальных и государственных мафий, количество и взаимосвязь которых запутало бы и Шерлока Холмса, для Терентия К123 (он - клон, а потому фамилии не имеет, только номер клона) - семечки, он находит себе противника посерьезнее: разумного нитеплазменного хищника, вознамерившегося, ни много ни мало, для начала просто сожрать Меркурий. В романе "Сверхнедочеловек" действие снова происходит на Земле, очищенной от власти кибероболочек, но впавшей после этого в варварство. Русское государство Темения (бывшая наша Сибирь) отбивается одновременно от нашествий татар и проникновения квибсеров - квазибиологических киберорганизмов, которые могут принимать человеческий облик и, естественно, желают захватить Землю. Повесть "Подвиг разведчика" - небольшое издевательство над темой роботов-трансформеров. Оказывается, это следующий шаг в социальном и технологическом развитии земного человечества. Разумные роботы на определенной стадии ну никак не могли избегнуть влияния злобных гениев и кое-кто из этих роботов вздумал уничтожить остатки человечества. Повесть написана вроде бы как более-менее серьезное произведение, но пародийность видна здесь во всем: например, особенно продвинутые роботы размножаются половым путем. Значимость этой книги не исчерпывается занимательностью сюжетов и искрометной литературной и языковой игрой, в которую втягивается читатель. Все это не мешает Тюрину - совершенно непостижимо, как ему это удается! - создавать реалистичные характеры персонажей. Казалось бы, в такой неестественной (я бы даже сказал противоестественной) для читателя (но не для автора!) стилистической и социальной среде нормальные проявления психологии невозможны... Hо Тюрин снова доказал маловерам, что для фантастики границ не существует. Вот ведь она, книга! Что, собственно, и требовалось доказать.
Материал опубликован в журнале "Если" №5 за 1996 год.
|
|