Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

Троя / Troy (2004)Когда боги отдыхают

© Алексей Д. Садецкий, 2004

"Троя" ("Troy", 2004)

  • Режиссер: Вольфганг Петерсен
  • В ролях: Брэд Питт, Эрик Бэна, Орландо Блум, Шон Бин, Питер О'Тул и другие.

 

 

        Артур, Бэдивер, Ланселот и Галахад наблюдает, как французы вкатывают в замок гигантского деревянного кролика.
        Бэдивер: Ну вот, теперь Ланселот, Галахад и я дождемся темноты, выскочим из кролика и внезапно нападем на французов. И не просто внезапно, мы их вообще застанем безоружными!
        Артур: Кто выскочит?
        Бэдивер: Ну как же... Ланселот, Галахад и я... выскочим из кролика и... э-э-э...
        Артур: М-да...
        Бэдивер: Э-э... Но... э-э... вот если мы построим большого деревянного барсука...
         

            "Монти Пайтон и Святой Грааль"

 

 

После вечернего просмотра "Трои" ваш рецензент был так зол, что сразу писать ничего не стал, а решил дождаться утра, которое мудренее.

Но мудренее не стало. Напротив, стало заметно, что в течение всего фильма до меня пытались донести какие-то мысли, но не донесли. А то, что до меня все-таки донеслось, достойно разве что детского сада.

 

Мысль первая: герои остаются в веках. Например, Ахиллес страшно хочет остаться в веках. Он об этом бубнит постоянно. Стоит ему подумать в очередной раз, что он может почему-то не остаться в веках, как его начинает страшно колбасить, и это хуже ядерной войны. Положив кучу народу и проявив множество других качеств, свойственных античным супергероям, он добивается-таки своего.

Но никак не получается игнорировать тот факт, что в веках рядом с ним остается множество персонажей, которые при жизни ставят себе совсем другие задачи и ведут себя (если судить по фильму) гораздо менее геройски. Агамемнон, он же местный Иван Грозный, крупный собиратель греческих земель и по совместительству мелкая сволочь. Патрокл, который очень хочет, но трагически не тянет. Тот же Парис, непревзойденно героический на длинных дистанциях и полностью лишающийся характера в ближнем бою.

Благодаря чему (если судить по фильму) остался в веках, например, Парис? Благодаря несомненному успеху у женщин? Но Ахиллес пользовался у них успехом не меньшим (подозреваю, что гораздо большим). Из-за того, что Парис угнал у Менелая жену? Так, насколько я понял, тетка только того и ждала всю дорогу, Парису оставалось только сигнализацию отключить...

Вопрос: Так чего же такого особенного добился Ахиллес, чего не добились остальные? Неужели только легендарного ранения в пятку?

 

Мысль вторая: любовь - это святое. Ради любви можно все. Всякую глупость можно делать ради любви - народ поймет, правительство оценит. Например, Парис из-за любви к Елене делает глупости постоянно. Как только вспомнит о своей любви, так сразу делает какую-нибудь поразительную глупость, и это хуже ядерной войны. Папа Приам, братец Гектор и любимая женщина к середине фильма теряют всякую надежду научить Париса если не отвечать за базар (смешно требовать этого от лица детсадовской национальности), то хотя бы осознавать свою глупость и перестать ею бравировать.

Но Парис - это лишь самый яркий случай любви, наблюдаемый клинически. Есть и другие. Гектор любит родного брата. Ахиллес любит названого брата. Приам любит сыновей и Трою. Брисеида любит Ахиллеса. Агамемнон любит самого себя самозабвенно. И везде наблюдается полная взаимность.

Но чем больше влюбленных появляется на экране, тем очевиднее становится, что Трое хана. Из-за любви никто не хочет замиряться. Пусть все помрут, но непременно чтоб с любовью.

Вопрос: что такого святого в такой любви, из-за которой детей полагается швырять с крепостных стен?

 

Мысль третья: древнегреческие боги сосут. Эту мысль создатели фильма проводят с такой неуклонностью, что постепенно она затмевает все остальные. Конечно, сами боги на экране вживе отсутствуют. Но если в кадре появляется жрец, он неизменно действует как натуральный предатель интересов трудового народа. Если кто-то из героев ссылается на благоволение к нему богов, ему тут же приходится погибать или страдать неимоверно. Атеистам и богохульникам, правда, приходится не слаще, что лишний раз подтверждает исходный тезис. Для совсем непонятливых зрителей, которые все-таки смутно подозревают за греческими богами какие-то достоинства, организована наглядная демонстрация: Ахиллес сносит башку золотой статуе Аполлона, и все кругом ложатся ногами в сторону предполагаемой вспышки, ибо ядерное возмездие неотвратимо. Но боги сосут настолько усердно, что им некогда отвлекаться на такую ерунду, как наказание наглецов.

Вопрос: почему для создателей фильма проблема древнегреческих богов так волнительна? Неужели только для того, чтобы обосновать их отсутствие на экране?

 

На этом список обнаруженных при просмотре мыслей позвольте закрыть. Более ничего столь же значительного на уровне идей в "Трое", увы, не обнаруживается, поэтому перейдем к вопросам более конкретным.

Сравнение отдельных эпизодов фильма с сюжетом "Илиады" и других "троянских" источников тоже приводит к возникновению множества недоуменных вопросов. Например, прибытие флота к берегам Троиды сопровождается (этот эпизод есть в "Метаморфозах" Овидия) вовсе не гонками на тему "кто быстрее десантируется", а как бы даже совсем наоборот: никто из ахейцев не желает первым спрыгивать на песок, ибо по пророчеству такой смельчак должен погибнуть. Для начала высадки Одиссею приходится выкинуть один из своих знаменитых приколов: он сбрасывает на берег щит и спрыгивает на него, а уже рванувший вслед за ним невнимательный Протесилай получает свое в полном соответствии с пророчеством.

Дело даже не в том, что сценаристы отступили от первоисточников - пусть их. Дело в том, что если в фильме обнаруживаются параллели или перпендикуляры классическим сюжетам, то фильм сразу и трагически в таком сопоставлении проигрывает. Версии сценаристов просто менее интересны, чем версии античных авторов. Ситуации решены настолько "в лоб", а поступки героев мотивированы так примитивно, что пространство фильма в целом приобретает черты монументальной неполноценности.

Кстати, сценаристы вполне могли бы избежать и явных исторических ляпов. Ничто в фильме не делает необходимым объявлять богом Солнца Аполлона вместо Гелиоса. Нет необходимости и изобретать денежное обращение в XII веке до нашей эры только для того, чтобы класть монеты на глаза мервецам (как известно, обычно Харону хватало и медного обола, который покойнику вкладывали в рот - чтобы не выпал по дороге к Стиксу).

На все это неправдоудобие накладывается титаническая работа героев дубляжного фронта. Особенно им не давались сильные эмоции. Просто обязана войти в летописи киноперевода сцена, когда Ахиллес выкликает Гектора на поединок: голос у него при этом такой, как будто герой Эллады преодолевает совершенно эпический запор. В этот трагический момент зал хохотал минуты три.

Не совсем понятно, почему в дублированной версии персонажей время от времени сносит в поэзию (стихотворного перевода "Илиады" на английский не существует до сих пор). Основанием для такого перевода мог бы быть литературный первоисточник, но увы - гомеровский гекзаметр превратился не то в александрийский стих драматургии XVII века, не то в пятистопный ямб Васисуалия Лоханкина. Выглядят переходы от "типа прозы" к "типа поэзии" кошмарно.

Грешно было бы не отметить, однако, и моментов, которые создателям фильма удались.

Великолепно, что Питеру О'Тулу дали возможность сыграть сцену, когда Приам приходит в шатер к Ахиллесу - это единственный эпизод в фильме, где у классика была возможность поработать действительно серьезно, и он сделал все изумительно хорошо. Очень ровно и органично решили свои актерские задачи Шон Бин (Одиссей) и Эрик Бэна (Гектор) - от последнего, кстати, я никаких изысков не ожидал, а потому был приятно и радостно удивлен. Брэд Питт в роли Ахиллеса, увы, не дал зрителю ничего сверх обычных для него профессионализма и обаяния и необычной для него пластики движений.

Очень хороша постановка поединков и массовой рубиловки - пожалуй, это самые впечатляющие эпизоды.

Порадовали и художники по костюмам, которые дали свой тип доспеха и троянцам, и каждому из ахейских племен. Пусть даже при этом они смешали все античные времена в одну кучу...

Вот, пожалуй, и все, что я вынес из зала. Обидно. Рассчитывать-то хотелось на большее...

 


 

Материал написан 9 июня 2004 года.

 

Фильм на DVD:

Фильм на VHS:

Троя / Troy (2003)"оЗон" (1 диск)

Троя / Troy (2003)"оЗон" (2 диска)

Troy (2003)Amazon (Two-Disc Full Screen Edition)

Troy (2003)Amazon (Two-Disc Widescreen Edition)

Троя / Troy (2003)"оЗон"

Troy (2003)Amazon

Русская фантастика и фантастика в Сети