Томас Альва Эдисон и кино Краткая история невзаимной любви
© Сергей Бережной, 2003
Томас Альва Эдисон работал над созданием аппарата для записи и воспроизведения движущихся изображений с 1887 года, но серьезный прорыв в этой области удался ему только в 1889 году, после того, как Джордж Истмен, будущий создатель компании "Кодак", изобрел целлулоидную светочувствительную пленку. На предложенном Эдисоном принципе его помощник Уильям Кеннеди Лори Диксон соорудил в 1889 году "кинетофонограф", который воспроизводил снятое на пленку Истмена покадровое изображение и синхронизировал его с записанным на фонограф звуком – кино Эдисона изначально было звуковым! Однако смотреть его можно было только через глазок специального "кинетоскопа", внутрь которого помещались для воспроизведения полуметровые целлулоидные ленты. Источником света служила дуговая цейсовская лампа.
В начале октября 1889 года Эдисон вернулся с Парижской выставки. Диксон приготовил ему подарок: первый настоящий "кинетофонический" фильм! На пленке появился сам Диксон, который поприветствовал Эдисона и несколько раз поднял руку, считая при этом до десяти, чтобы доказать синхронность звука и изображения. Эдисон был в восторге и 7 октября продемонстрировал устройство и фильм нескольким гостям своей лаборатории.
В светских салонах техническая новинка имела успех, и в 1892 году Эдисон финансировал создание первой в мире киностудии. Это была небольшая деревянная постройка, обитая изнутри и снаружи черной материей; внутри она состояла из двух комнат - сцены, на которой происходило действие, и аппаратной. Камера была установлена на рельсы и перемещалась к сцене или от нее. Все сооружение могло поворачиваться на колесах так, чтобы сквозь застекленную крышу всегда светило солнце. За темный цвет студию с чьей-то легкой руки прозвали "Черной Марией". Постройка первой в мире студии обошлось в 637 долларов.
В "Черной Марии" снимались короткие сюжеты - танцевальные и цирковые номера, боксерские бои, трюки фокусников, даже медведей. Некоторые фильмы, например, "Техасские ковбои, бросающие лассо", делались "на натуре" вне студии. Кинетография мало-помалу завоевывала все большую популярность...
Но история издевательски вырвала у Эдисона лавры "первосвященника кино". В 1894 году на одну из демонстраций "кинетоскопа" в Париже случайно попал инженер Луи Люмьер, который уже в начале следующего года вместе с братом Огюстом оформил патент на "синематограф" – аппарат, объединяющий камеру и проектор. 22 марта 1895 года братья провели презентацию своего изобретения членам национальной промышленной комиссии, а 28 декабря в Гранд Кафе на бульваре Капуцинов состоялся первый платный кинематографический сеанс, которым и ознаменовалось рождение нового вида массового искусства.
Эдисон, до обидного легко обойденный европейскими выскочками, принялся срочно искать собственные технические возможности для организации массовых сеансов. Для этого ему пришлось выкупить патент на "витаскопический" проектор Дженкинса-Армата (который, кстати, был усовершенствованием его же собственного изобретения). 23 апреля 1896 года в Нью-Йоркском мюзик-холле "Костер и Биэл" состоялась первая американская публичная демонстрация "витаскопических" фильмов.
В первом десятилетии XX века киносумасшествие охватило весь мир – и особенно Америку. Киноиндустрия развивалась бешеными темпами. Фильмы снимались тысячами и приносили баснословные барыши. Эдисон, первопроходец киносъемки, изобретения которого и породили во многом этот бум, был отодвинут более энергичными фильмоделами с позиции лидера отрасли, но мириться с такой ситуацией не собирался. В 1909 году он инициировал создание союза патентодержателей кинопромышленности, который практически монополизировал всю отрасль и получал отчисления от каждого созданного или показанного в США фильма. Поставив таким образом киноиндустрию США в полную зависимость от себя, Эдисон попытался вернуть себе и лидерство в области кинопроизводства. На его собственной студии ("Черная Мария" к тому времени была заброшена) один за другим снимаются художественные фильмы, выпускается журнал "The Kinetogram" - и так далее.
Однако в 1917 году к эдисоновскому союзу патентодержателей был применен антитрастовый закон, и лафа закончилась. Эдисон, лишенный главного рычага финансового давления на конкурентов, немедленно отозвал все инвестиции в киноиндустрию.
И больше никогда кино не занимался.
Материал написан в январе 2003 года.
.
|