Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 
Полдень, XXI век, №3 (2002)

Редакционное вступление
к журналу "Полдень, XXI век",
№3, 2002 год

© Сергей Бережной, 2002

 

Развитие чего угодно лучше всего видно на примерах. Литературная фантастика в этом смысле не исключение.

Можно, конечно, ткнуть указкой сначала в катастрофически плохо написанную повесть Гернсбека (штрих в начале временной шкалы, 1911 год), а затем перевести ту же указку к концу временной шкалы, скажем, на 1996 год, где - "Шрам" Дяченко, "Опоздавшие к лету" Лазарчука и бездна других восхитительных современных книг, ничем не похожих ни друг на друга, ни, тем более, на гернсбековы опусы. Отличия разительны. Как можно называть и то, и другое одним и тем же словом?

То, что мы называем фантастикой и "scientifiction" 1920-х годов, и произведения современной литературы, лишает термин "фантастика" всякого смысла. Это слово не демонстрирует, а скрывает грандиозную литературную эволюцию, проделанную всего за несколько десятилетий - по сути, на протяжении одной лишь человеческой жизни.

Джек Уильямсон родился, когда Эдгар Берроуз еще не начал писать, опубликовал первый рассказ в том же 1928 году, когда вышел "Космический Жаворонок" Дока Смита, стал популярен в то же самое время, что и Джон Кэмпбелл, печатался в тех же журналах, что и Хайнлайн, Азимов и Старджон, получал те же премии, что и Филип Дик, Роджер Желязны, Урсула Ле Гуин и Уильям Гибсон... Одна жизнь - между легендой и современностью. Это кажется немыслимым. Невозможным.

Одна человеческая жизнь - и невообразимые масштабы перемен. Фантастика - это и есть литература перемен, говорил Роберт Хайнлайн - мастер, который тоже не всегда успевал за возглавленной им эволюцией. Он всегда давал слишком мощный пас вперед, чтобы сам мог угнаться за этим мечом...

Но всегда находился кто-то, кто такой пас принимал.

Если продолжать "футбольные" ассоциации: литература зиждется на писателях, которые умеют долго держать мяч, но развитие ее определяют как раз те, кто может дать такой вот мощный пас - "на выход" тем, кто готов вырваться вперед...

Из всех произведений этого номера "Полдня" мне хочется выделить небольшую повесть О'Санчеса "Одна из стрел парфянских". Пожалуй, лучшей иллюстрации преемственности эпох мне не найти. Современный писатель, далекий от всяческих традиций НФ, вдруг строит классическую именно для фантастики ситуацию: Земля захвачена более высокоразвитой инопланетной расой, несколько сот лет рабства не смирили стремление людей к свободе... Джон Кэмпбелл в "Плаще Эсира" был более чем новатором, когда рискнул взять эту тему. О'Санчес счел ту же ситуацию достаточно пригодной для решения совершенно иных и вполне современных литературных задач - и совершенно современными же литературными средствами...

Посмотрите, как далеко мы ушли от основ.

Убедитесь, что мы по-прежнему на них опираемся.


 

Материал написан в ноябре 2002 года. Опубликован в сокращении в журнале "Полдень, XXI век", №3 (2002).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

Русская фантастика и фантастика в Сети