|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бездарности и поклонники© Алексей Д. Садецкий, 2002
"Обитель Зла" "Resident Evil", 2002
Когда в русскоязычном журнале фантастики упоминаешь о Поле Андерсоне, нужно сразу сказать, какой именно Пол Андерсон имеется в виду. Во-первых, во избежание недоразумений, сразу же следует заявить, что покойный писатель-фантаст Пол Уильям Андерсон не имеет к рассматриваемому фильму никакого отношения вообще. Во-вторых, режиссер Пол Томас Андерсон, знаменитый "Ночью в стиле буги" и особенно высоко оцененной критикой "Магнолией", также не должен быть никак задет тем, что я собираюсь тут написать. Пусть живет безмятежно. И, в-третьих, в нашем садке остается последний Пол Андерсон - Пол У. С. Андерсон. Что скрывается за его средними инициалами - неизвестно, да это и не важно (даже если он Уильям С., это не спасет его от моего бичующего пера), а важно то, что именно этот Андерсон ответственнен за фильмы "Смертельная битва" ("Mortal Kombat"), "Сквозь горизонт" ("Event Horizon") и "Солдат" ("Soldier"), достаточно хорошо известные российским любителям фантастики. "Обитель зла" вполне укладывается в его творческий подход, заявленный предыдущим творчеством. Суммируя впечатление от этих четырех фильмов, могу лишь горестно констатировать, что дорогой наш Пол У. С. определенно задержался на подростковом уровне интеллектуального развития - да поймут меня умные подростки превратно, это сказано не о них. Из перечисленных фильмов только в "Горизонте" может быть отловлена хоть сколько-нибудь интересная режиссерская задумка - которая, впрочем, была режиссером же с грохотом провалена; в "Обители зла" не наблюдается ничего даже отдаленно напоминающего плодотворную, по выражению Остапа Бендера, "дебютную идею": перед нами убийственно плохой фильм, снятый по популярной компьютерной игрушке; фильм с сюжетом, который полностью исчерпывается беготней по коридорам подземного бункера и беспорядочной стрельбой по всему, что уже умерло, но почему-то все еще шевелится. По многочисленным интервью, щедро розданным Андерсоном за последние полтора года, ясно видно, что он воспринимает свое творчество в чисто фэнском ключе: восторженность и неиссякаемый энтузиазм по отношению к компьютерным играм и фантастическим сериалам вполне заменяют ему режиссерское художественное вИдение и хотя бы минимальные представления о сценарной драматургии. Соответственно, и смотреть этот фильм не противопоказано только тем, кто и сам готов тащиться от одного только его названия и не утратил способности замирать сердцем, когда героиня Милы Йовович передергивает затвор. Я убежден, что такие блокбастеры должны сниматься - хотя бы потому, что иногда они прибыльны. Когда фильм стоимостью в 33 миллиона собирает в американском прокате 40 миллионов, это можно хотя бы с натяжкой, но счесть коммерческим успехом. С этим достижением Пола У. С. Андерсона можно поздравить, хороня ироническую чеширскую ухмылку в усах и вспоминая горящие глаза фэнов игры. Им от этого фильма, говорят, тоже было хорошо - давайте уж запишем и это в список андерсоновских побед. А в провалы запишем отсутствие буквально всего, что давало бы этому фильму право называться художественным - актерской игры, постановочного искусства, эстетической концепции, внятного сценария, ума... Впрочем, Андерсон, который столь успешно поразил мое воображение своей кинематографической бездарностью, вовсе не страдает от недостатков своего детища. Ему некогда: во-первых, он занят съемками продолжения (фильм "Обитель зла 2: Немезида" должен выйти в 2003 году) и готовится с тем же неиссякаемым фэнским "энтузизизмом" взяться за постановку блокбастера "Чужой против Хищника". До рефлексии ли ему, в самом деле?..
Материал написан в августе 2002 года. Впервые опубликован (в несколько сокращенном виде) в журнале "Звездная дорога", №9, 2002.
|
|