|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Художник и индустрия культуры© Сергей Бережной, 1998
В блистательном романе "Синяя Борода" Воннегут с великолепной точностью рисует образ человека, вросшего в индустрию культуры. Это художник-иллюстратор Дэн Грегори. Авангардист Рабо Карабекян, от имени которого роман написан и который определенно не принадлежит к этой индустрии, размышляет: "А почему никаким великим художником он не стал, хотя по технике был непревзойденным? Много думаю об этом, и каждый ответ, который даю, подходит и ко мне тоже..." Собственно, в этой фразе заключен основной парадокс взаимоотношений массовой и элитарной культуры: при всей их противоположности и взаимной нелюбви, и то, и другое суть культура, и то, и другое порождает культурно значимые произведения. Произведение, безусловно признанное "своим" поборниками культуры "немассовой", вполне может стать фактом именно массовой культуры. Именно это произошло с "Улиссом" Джойса, романами Гарсиа Маркеса и Итало Кальвино, фильмами Бергмана и Тарковского. Обратное тоже верно - были случаи, когда произведения, созданные полностью в рамках парадигм массовой литературы, поднимались на пъедестал с надписью "для классики" - например, "Марсианские хроники" Брэдбери, романы того же Воннегута, "Космическая одиссея" Кубрика... Культура не делится на "большую" и "массовую" хотя бы потому, что каждый ответ, который Рабо Карабекян дает на вопрос о природе творчества, применим и к Дэну Грегори.
Материал написан в ноябре 1998 года. Впервые опубликован на сайте Интернет-магазина "оЗон". |
|