Взгляд из дюзы

Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике

 

ФранкенштейнКара для победителя

© Сергей Бережной, 1999

 
 

  • "Франкенштейн" ("Mary Shelly's Frankenstein", США, 1994)
  • Режиссер: Кеннет Брана (Kenneth Branagh)
  • В ролях: Кеннет Брана (Kenneth Branagh), Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter), Иэн Холм (Ian Holm), Том Халс (Thomas Hulce)

Этот фильм я взялся смотреть как некое дополнение к "Дракуле" Копполы. Логично было предположить, что знаменитый режиссер решил просто продолжить серию экранизаций классических романов литературы ужасов. "Дракула" сам по себе был впечатляющ и эстетен, но Коппола, в принципе, не скрывал, что на этом проекте он отдыхает, что фильм не взял у него столько души, сколько, скажем, "Крестный отец". От "Франкенштейна" я ожидал чего-то подобного - красиво, впечатляюще, снято с оттенком необязательности...

Фильм очень быстро развеял эти предположения. Да, продюсировал его Коппола, но ставил - Кеннет Брана, а для него тема оказалась удивительно родной. Так что о какой бы то ни было "необязательности" пришлась забыть практически сразу. Брана не только поставил "Франкенштейна", но и сыграл в нем главную роль - и как сыграл! В его исполнении образ Виктора Франкенштейна приобрел поистине шекспировскую мощь. Брана, как истинный воспитанник Шекспировского театра, привносит интонации Барда во все свои творения, но далеко не везде они так восхитительно сливаются с литературным материалом, как в этом фильме.

Виктор Франкенштейн бесконечно трагичен. Он слишком велик, чтобы оставаться просто смертным. Он слишком человек, чтобы решиться стать богом. Земля держит его, грызет оперенье его крыльев - но он уже видел, как выглядит Небо, и отбросить крылья уже не может... Как не может и взлететь.

Он победил смерть - но вернуться победителем из Ада ему не суждено. Он вечно будет победителем смерти - там, в пекле, в огне, в котором сгорели его отец, его брат, его любовь... В огне, который он разжег сам.

Роберт де Ниро в роли Чудовища исключительно точен - он гениально выдерживает грань между святостью и демонизмом, по которой ходит его персонаж. Он не перетягивает на себя ни эмоциональную, ни смысловую нагрузку фильма: его задача - заставить Виктора пройти через искупление. Он - тот крест, который выстругал для себя Франкенштейн, чтобы на своем опыте убедиться: человек может стать богом, но превращение в бога - это боль, боль, боль, и ничего кроме...

А есть ли что-нибудь по ту сторону этой боли? Величавое равнодушие божества? Право карать, миловать и награждать? Познание Истины, которая и есть бог? Или просто вечное развлечение демиурга - порождение новых сущностей, в которых даже сам бог, экспериментатор хренов, не может отделить Добро от Зла?

Богу не нужно заботиться о своей душе, пока у него есть люди - мухи, которым можно обрывать крылья.

С чисто познавательными целями, конечно.


 
 

 
 


 

Материал написан в мае 1999 года. Впервые опубликован на сайте "ФэнтаЗиландия".

 
 

Русская фантастика и фантастика в Сети