|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Психо-Техно-Триллеро-Логия© Сергей Бережной, 2000
На дне океана обнаружен космический корабль, потерпевший аварию триста лет назад. Для установления возможного контакта под воду погружается специальная группа ученых. На подводной базе начинает твориться чертовщина... Что-то такое уже было. Мотивы фильма перекликаются - иногда внятно, иногда чисто ассоциативно - со многими картинами. Главная точка пересечения - присутствие какой-то иррациональной сущности, чего-то, что советские фантасты с пафосом именовали "Неведомым, ждущим нас во Вселенной". Именно об этом "Неведомом" (принципиально - с заглавной буквы) написаны "Мягкие зеркала" Сергея Павлова и "Реликт" Василия Головачева. Вспоминаю эти книги как примеры относительно внятного изложения темы - на фоне иных и прочих. "Солярис" Лема, хотя и писался со сходным прицелом, получился, все-таки, романом философско-психологическим, в нем нет инфантильного восторга перед "Тайнами Космоса"... "Сфера" как-то парадоксально сочетает эту инфантильность с попыткой сделать философско-фантастическое кино. Но откуда эта инфантильность взялась? Откуда этот замотанный в спецэффекты штамп - круглое нечто, которое нагло переливается и просто-таки приглашает ткнуть в себя пальцем? Казалось бы, престижный проект - Дастин Хоффман, Шэрон Стоун, Сэмюэл Джексон... Режиссер со славой "Человека дождя" - Барри Левинсон... Литературная первооснова - бестселлер "папы технотриллера" Майкла Крайтона... Причем, ясно видно, что каждый из актеров "вложился" в фильм. Хоффман, один безусловных лидеров среди американских "сложных" актеров, вяжет сложные психологические узлы взаимоотношений персонажей. Шэрон Стоун (ей в последние годы явно нравится дразнить зрителей) играет университетскую даму, которая, похоже, вообще не знает, что такое косметика, и, понятное дело, переживает неудачи в личной жизни... Но все их усилия практически пропадают втуне. В середине фильма начинается обещанный триллер - и из всей психологии остается только акцентированное отвращение героев то к кальмарам, то к змеям, то к другим малоантропоморфным тварям. А потом вообще завязывается узелок совершенно в духе Филипа Дика... Где, где в этом фильме точка опоры для зрителя? Что это - тупенький фильм о "Неведомом из космоса"? Психологическая драма? Философская фантастика? Хотя отдельные эпизоды "Сферы" поразительно хороши и фильм определенно стоит смотреть - хотя бы ради этих эпизодов, которые, собственно, и остаются в памяти как маленькие шедевры кинофантастики. Но - не срастается все это, не складывается в единую картину. Фильм расслаивается, как сложный, но неудачный коктейль, не создающий ожидаемого букета... Материал был написан в январе 2000 года. Впервые опубликован на сайте "ФэнтаЗиландия". |
|