|
Евгений Львович Шварц
Евгений Львович Шварц (1896–1958) - писатель, драматург, киносценарист – родился в Казани в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-16).
С детства Е.Л.Шварц увлекался театром, писал шуточные стихи. Годы Гражданской войны провел в Ростове-на-Дону, где в 1917-21 гг. играл на сцене Театральной мастерской под руководством режиссера П.К.Вейсбрема, а в 1921 г. вместе с труппой переехал в Петроград. Обладая даром театральной импровизации и сатирической эксцентрики, Е.Л.Шварц все же расстался со сценой, сблизился с литературной группой "Серапионовы братья". В литературной среде Е.Л.Шварца знали как блестящего выдумщика и шутника, в этом качестве он изображен (под именем Геня Чёрн) в романе О.Форш "Сумасшедший корабль".
В печати Е.Л.Шварц выступил в 1923 г. как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете "Кочегарка" (г.Бахмут, ныне Артемовск), при которой он вместе с М.Слонимским организовал литературный журнал "Забой. По возвращении в Ленинград – постоянный сотрудник детского отдела Госиздата, участник журнала "Еж" и "Чиж".
Первая книга Е.Л.Шварца – "Рассказ Старой балалайки" (1924) открывает цикл его произведений, адресованных детям. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии детства отмечены повести Е.Л.Шварца: "Приключения Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (обе – 1937); "Первоклассница" (1949). Как детский писатель Е.Л.Шварц испытал влияние писателей из группы ОБЭРУИТЫ, широко практиковавших эксцентрический вымысел, остроумную шутку, веселую игру со значением и звучанием слова. Эти черты проявились и в первых пьесах Е.Л.Шварца, поставленных Ленинградским ТЮЗом ("Ундервуд", пост. 1929, изд. 1930; "Клад", пост. 1933, изд. 1934), а также в сатирической комедии для взрослых "Приключения Гогенштауфена" (1934).
Жанр театральной сказки, основанной на органическом соединении реального и условно-фантастического, обыкновенного и чудесного, злободневного и вечного, стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л.Шварца. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х.Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров: пьесы "Голый король" (1934), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940) имеют богатую сценическую историю. Большое значение для утверждения Е.Л.Шварца-драматурга имело многолетнее творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем Н.П.Акимовым.
В начале Великой Отечественной войны Е.Л.Шварц (в соавторстве с М.Зощенко) написал гротескную антифашистскую пьесу "Под липами Берлина" (1941, пост. в Ленинградском театре Комедии, 1941). Е.Л.Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес: "Одна ночь" (1942) – о защитниках блокадного Ленинграда; "Далекий край" (1942) – об эвакуированных детях. Завершил начатую ранее антифашистскую пьесу-памфлет "Дракон" (1944) – одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Условная сказочная форма пьесы обнажает истинный механизм господства и подчинения в условиях тоталитарной диктатуры, осмеивает психологию раболепия и покорности перед грубым насилием, подавляющим достоинство человека. В 1962 г. пьеса опубликована и поставлена на сцене Ленинградского театра Комедии.
В послевоенные годы драматургия Е.Л.Шварца обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его последних пьесах: "Обыкновенное чудо" (1956) и "Повесть о молодых супругах" (1958). Для театра кукол Е.Л.Шварц написал пьесы "Сказка о потерянном времени" (пост. 1940, изд. 1948), "Сказка о храбром солдате" (пост. 1946), "Сто друзей" (1948). По его сценариям сняты фильмы "Золушка" (1947), "Первоклассница" (1948), "Дон-Кихот" (1957) и др.
Пьесы Е.Л.Шварца с успехом идут во многих театрах страны, завоевали широкое признание за рубежом.
|